ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ

ПРОТОКОЛ СОВЕЩАНИЯ-СЕМИНАРА

от 20-22 ноября 2007 года N 48

По вопросам экспертизы промышленной безопасности



В работе совещания-семинара приняли участие: начальник ФГУ "Главгосэкспертиза России" С.П.Османов, заместители начальника В.М.Вернигор, Н.В.Богомолова, В.В.Ливитина, начальники отделов объектов энергетического комплекса, промышленной безопасности, объектов горных работ, методологии и работы с филиалами, специалисты указанных отделов и специалисты филиалов Главгосэкспертизы России в области промышленной безопасности (Екатеринбургского, Казанского, Красноярского, Ростовского, Омского, Саратовского, Санкт-Петербургского, Хабаровского и Ханты-Мансийского).

Всего - 39 человек.

Работа совещания проходила в трех группах:

Группа N 1 - ответственный Морозов С.И. - рассматривала вопросы экспертизы промышленной безопасности по объектам нефтегазодобычи, магистрального трубопроводного транспорта и газоснабжения.

Группа N 2 - ответственный Кириенко А.П. - рассматривала вопросы экспертизы промышленной безопасности по объектам нефтегазоперерабатывающих, нефтехимических производств и объектам нефтепродуктообеспечения.

Группа N 3 - ответственный Вернигор В.М. - рассматривала вопросы экспертизы промышленной безопасности по объектам горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых и подземных работ.

В ходе совещания-семинара состоялся обмен опытом практической работы по проведению экспертизы и подготовке заключений по вопросам промышленной безопасности широкого круга производственных объектов( )различного назначения. Обсуждены также отдельные вопросы, связанные с проведением экспертизы проектной документации особо опасных производственных объектов, по которым имеется неоднозначное толкование, в частности, таких как:

- порядок проведения государственной экспертизы проектов различных категорий скважин;

- необходимость проведения экспертизы декларации промышленной безопасности;

- обоснованность требования о представлении в составе проектной документации сертификатов соответствия применяемого оборудования и разрешения Ростехнадзора на его применение;

- необходимость требования заключений и рекомендаций специализированных организаций при проверке расчетов устойчивости откосов вскрышных и добычных уступов и ярусов отвалов, а также нерабочих бортов разреза (карьера) действующих предприятий.

Рассмотрев и обсудив изложенные выше, а также другие вопросы в области экспертизы промышленной безопасности совещание-семинар приняло следующие решения:

1. Отметить значимость и эффективность проведения подобных совещаний с работниками филиалов Главгосэкспертизы России.

2. Считать целесообразным продолжение работы по методическому обеспечению деятельности филиалов.

3. Принять к сведению пожелания специалистов филиалов о необходимости проведения семинаров-совещаний не менее 2 раз в год.

4. Принять к сведению вопросы о необходимости доукомплектования филиалов специалистами по промбезопасности и горным работам.

5. Обобщить вопросы, поставленные участниками совещания, подготовить и довести до сведения филиалов ответы на указанные вопросы для их использования в практической работе.

Начальник
С.П.Османов

     

     

МАТЕРИАЛЫ
совещания-семинара ФГУ "Главгосэкспертиза России" по экспертизе промышленной безопасности

     

     

Часть I. Ответы на вопросы специалистов филиалов ФГУ "Главгосэкспертиза России"
по экспертизе промышленной безопасности, поставленные на совещании-семинаре


Вопрос 1. Каков порядок проведения государственной экспертизы проектов строительства следующих категорий скважин: параметрических, разведочных, поисково-оценочных, наблюдательных, нагнетательных, эксплуатационных, учебных, реконструируемых с зарезкой и бурением боковых стволов, реконструируемых для увеличения нефтеотдачи пластов, консервируемых, расконсервируемых, ликвидируемых, водозаборных, артезианских?

Ответ. При решении вопроса о проведении государственной экспертизы на строительство скважин ФГУ "Главгосэкспертиза России" рекомендует руководствоваться следующим.

В соответствии с п.11 ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экспертизы на федеральном уровне являются опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы.

Понятие "опасного производственного объекта" приведено в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Следует учитывать, что такие объекты как скважины также должны быть отнесены к объектам капитального строительства в соответствии с определениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (сооружения или объекты, строительство которых не завершено), поскольку обладают необходимыми признаками объекта капитального строительства, а именно:

являются результатом планируемого и регулируемого воздействия на природную среду, осуществляемого в общественно-полезных (производственных) целях, срок существования (полезного использования) которых не ограничен периодом строительства.

Работы, проводимые при строительстве скважин, относятся к горным работам, а с учетом потенциального наличия опасных веществ, которые существуют на газовых и нефтяных месторождениях, артезианских скважинах, пробуренных на второй и последующие водоносные горизонты, скважины являются опасными производственными объектами.

При проведении государственной экспертизы проектной документации рекомендуется пользоваться приказом МПР России от 07.02.2001 N 126, которым утверждена "Временная классификация скважин, бурящихся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений (залежей) (приложение 2 к приказу). Согласно "Временной классификации скважин..." все скважины, бурящиеся при геологоразведочных работах и разработке нефтяных и газовых месторождений или залежей, независимо от источников финансирования подразделяются на следующие категории: опорные, параметрические, структурные, поисково-оценочные, разведочные, эксплуатационные, специальные.

Проекты на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт скважин подлежат государственной экспертизе на федеральном уровне, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п.1, подпункт 11 "г" ст.48.1).

Проекты консервации, расконсервации и ликвидации скважин подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ.

Проведение экспертизы проектов на строительство и эксплуатацию водозаборных и артезианских скважин, пробуренных на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, проводится в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 19 Федерального закона "О недрах").

Дополнительная информация по данному вопросу приведена в части 2 "Справочные материалы".

Вопрос 2. Как формировать раздел "Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности" в заключениях государственной экспертизы, если такой раздел не предусмотрен в составе проектной документации, установленном частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Ответ. Разработка раздела "Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности" в составе проектной документации не предусмотрена, поскольку вопросы промышленной безопасности содержатся во всех разделах проектной документации, за исключением сметной документации и охраны окружающей среды (ОВОС). В нормативных технических документах по промышленной безопасности содержатся требования к проектированию опасных производственных объектов. Поэтому при оценке проектных решений необходимо руководствоваться требованиями нормативных технических документов по промышленной безопасности для конкретных отраслей промышленности.

Следует отметить, что в разделе "ИТМГО и ЧС" отражаются вопросы промышленной безопасности, связанные с анализом риска, которые позволяют дать дополнительную оценку проектным решениям.

Раздел "Пожарная безопасность" не всегда содержит требования, изложенные в нормативных технических документах по промышленной безопасности для конкретных отраслей промышленности, поэтому эти требования необходимо дополнительно отражать при подготовке раздела "Мероприятия по обеспечению промышленной безопасности".

При необходимости рекомендуется применять "Отраслевые положения по проведению экспертизы промышленной безопасности" (приведены в части 2 данных материалов).

Вопрос 3. Основным критерием оценки проектных решений является соответствие требованиям технических регламентов. Является ли основанием для выдачи отрицательного заключения несоответствие, например положениям ГОСТ 21.101-97 Основные требования к проектной и рабочей документации?

Ответ. В соответствии с п.2 статьи 15 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" национальные стандарты носят рекомендательный характер и, применительно к опасным производственным объектам, подлежат применению в части не противоречащей требованиям нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Поэтому выявленные несоответствия национальным стандартам, например требованиям ГОСТ 21.101-97, могут являться основанием для выдачи отрицательного заключения в случае, если при проведении государственной экспертизы указанные несоответствия не позволяют дать положительную оценку требованиям промышленной безопасности.

При оформлении мотивированного отказа в выдаче положительного заключения на основе замечаний со ссылками на государственные стандарты следует учитывать содержание п.27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, о том, что до вступления в силу технических регламентов проводится оценка соответствия проектной документации требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании".

Вопрос 4. Правомерны ли требования территориальных органов Ростехнадзора о проведении государственной экспертизы проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов в связи с отсутствием заключений по экологической безопасности.

Ответ. Такие требования не правомерны. В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ, экспертизе промышленной безопасности подлежит проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ).

Вопрос 5. Является ли правомерным требование о необходимости выделения в составе проектной документации объектов горных работ раздела "Промышленная безопасность"?

Ответ. В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации раздел "Промышленная безопасность" в составе проектной документации не предусмотрен.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями нормативных документов в области промышленной безопасности по объектам ведения горных работ в составе проектно-сметной документации должны быть выделены отдельные разделы, касающиеся аспектов промышленной безопасности, например:

- раздел "Проект противопожарной защиты" в соответствии с п.3.2 РД 05-365-00 "Инструкция по разработке проекта противопожарной защиты угольной шахты";

- раздел "Предотвращение горных ударов" в соответствии с п.17 РД 06-329-99 "Инструкция по безопасному ведению горных работ на рудных и нерудных месторождениях, объектах строительства подземных сооружений, склонных и опасных по горным ударам" и т.д.;

Вопрос 6. При проверке расчетов устойчивости углов откосов вскрышных и добычных уступов и ярусов отвалов, рабочих и нерабочих бортов разреза (карьера) действующих предприятий, нужно ли требовать заключение и рекомендации специализированных организаций, таких как ВНИМИ, или достаточно выполненных проектной организацией расчетов по "Правилам обеспечения устойчивости откосов на угольных разрезах" (ВНИМИ, СПб., 1998 год) и "Методических указаний по определению углов наклона бортов, откосов уступов и отвалов строящихся и эксплуатирующихся карьеров" (ВНИМИ, Л., 1972 год).

Ответ. В соответствии с требованиями пп.50-57 ПБ 03-498-02 "Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом" и пп.50-58 ПБ 05-619-03 "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом" параметры бортов объектов открытых горных работ определяются проектом с учетом исследований физико-механических свойств горных пород и полезного ископаемого, а также горно-геологических условий их залегания и параметров оборудования. Предельные углы откосов бортов объекта открытых горных работ и бортов в целом устанавливаются проектом и могут быть скорректированы в процессе эксплуатации по данным научных исследований, при положительном заключении экспертизы по оценке устойчивости бортов и откосов карьера (п.52 ПБ 03-498-02 и п.53 ПБ 05-619-03).

Расчеты, рекомендации и заключения по устойчивости уступов, бортов и отвалов разреза в опасных зонах, по которым необходима разработка проекта, должны быть выполнены специализированной организацией (п.97 ПБ 05-619-03). Проектные решения основываются на рекомендациях и заключениях, выданных специализированными организациями (п.95 ПБ 05-619-03). Разработка проекта, а также мероприятий по обеспечению безопасности горных работ производится в соответствии с требованиями действующих правил и норм по безопасному ведению горных работ на основании рекомендаций и по конкретным видам опасных зон, а также заключений специализированных организаций (п.108 ПБ 05-619-03). Противооползневые мероприятия для обеспечения устойчивости откосов в опасных зонах на угольных предприятиях разрабатываются горнодобывающим предприятием либо специализированной организацией (п.117 ПБ 05-619-03).

Параметры системы разработки (высота и угол откоса уступов, ширина берм безопасности, предохранительных целиков и др.) при добыче поваренной соли в осадочных бассейнах и соляных озерах определяются проектом на основании рекомендаций специализированных организаций, разработанных исходя из конкретных горно-геологических условий месторождения и типа горнотранспортного оборудования (п.288 ПБ 03-498-02).

Вопрос 7. Принимать ли во внимание расчеты, выполненные по специализированным программам (буровзрывные работы, сейсмобезопасным расстояниям, по расчету водопритоков), и какие имеются утвержденные Ростехнадзором программы по шахтам, разрезам, обогатительные фабрики (ОФ).

Ответ. При рассмотрении проектной документации в качестве обосновывающих материалов допускается использование результатов расчетов, выполненных на программном обеспечении, разрешенном к применению в установленном порядке.

При выполнении расчетов с использованием программного обеспечения в составе проектной документации следует включать сертификат и разрешение на применение используемого программного обеспечения, распечатки с вводимыми исходными данными и результатами расчетов, а также результатами проверочных расчетов, пересчетов и выводимых графических материалов, если это допускается используемым программным обеспечением. В пояснительной записке следует указывать разработчика, наименование и версию применяемого программного обеспечения, номер лицензии на применение программного обеспечения, а также данные по методикам, в соответствии с которыми программным обеспечением выполняются расчеты.

Вопрос 8. По шахтам прогноз газообильности горных выработок, расчет количества воздуха для проветривания очистных и подготовительных забоев, поддерживаемых выработок и шахты в целом приводится в соответствии с действующим "Руководством по( )проектированию вентиляции угольных шахт" (Макеевка-Донбасс, 1989 год, согласовано Госгортехнадзором СССР 18.06.89; согласовано с Госстроем СССР 04.06.89; утверждено Министерством угольной промышленности СССР 15.08.89), "Временным руководством по применению эффективных способов изолированного отвода метана из выработанного пространства за пределы выемочных участков и на поверхность на пологих и наклонных пластах угольных шахт ЗАО УК "Южкузбассуголь" (второе издание, Новокузнецк, 2002 год), программой, разработанной институтом "Гипроуголь". При рассмотрении этих разделов руководствоваться ли этими методиками и программами.

Ответ. Расчеты расхода воздуха необходимо выполнять в соответствии с действующим "Руководством по проектированию вентиляции угольных шахт" (Макеевка-Донбасс, 1989 год). Данное "Руководство..." приведено в "Перечне рекомендуемых нормативных документов угольной промышленности" ("Правила безопасности в угольных шахтах" (ПБ 05-618-03), утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 50, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.2003, регистрационный N 4737).

На базе "Руководства по проектированию вентиляции угольных шахт" разработано программное обеспечение "IRS. Вентиляция. ПЛА", которое утверждено Ростехнадзором.

Следует отметить, что в проекте расчет расхода воздуха на проветривание очистных забоев должен завершаться определением максимально допустимой по газовому фактору нагрузки на очистную выработку , т/сут. При этом, формула 6.2. (стр. 98 "Руководства...") может применяться при скорости подвигания очистного забоя < 6 м/сут. Учитывая современные условия отработки угольных пластов с применением высокопроизводительной очистной техники и, соответственно, высокие нагрузки на очистной забой при суточном подвигании 15-20 м и более, необходима разработка нового нормативного документа. В( )противном случае расчеты являются не корректными, т.к. при больших скоростях подвигания очистных забоев не учитывается дополнительное газовыделение. Однако в настоящее время этот вопрос не решен. Решение данного вопроса возможно через согласование Ростехнадзором соответствующей методики и проведение ее опытно-промышленных испытаний в конкретных горно-геологических условиях, при научном сопровождении.

В соответствии с п.7.5.2 "Акта технического расследования причин аварии, происшедшей 19.03.2007 на филиале "Шахта "Ульяновская" ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" с 01.10.2007 запрещено использование для расчетов проветривания выемочных участков по комбинированной схеме с использованием газоотсасывающих вентиляторов "Временных руководств по изолированному отводу метана...", разработанных отдельными компаниями и угледобывающими предприятиями.

Вопрос 9. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации. Обязан ли заказчик представлять ее на экспертизу? Должен ли филиал ее рассматривать? Каким образом отражать правильность ее разработки в экспертном заключении?

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»