Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2007 года N 923

Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке осуществления надзора и контроля за состоянием промышленной безопасности на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Ростехнадзора от 6 марта 2009 года N 136
____________________________________________________________________


Приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 15 февраля 2008 года прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления надзора и контроля за состоянием промышленной безопасности на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (РД-14-05-2007).

Руководитель
К.Б.Пуликовский

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 29 декабря 2007 года N 923


ИНСТРУКЦИЯ
о порядке осуществления надзора и контроля за состоянием промышленной безопасности
на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах

Руководящие документы
РД-14-05-2007

     
Введена в действие
с 15 февраля 2008 года

     

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401, исходя из положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ.

2. Инструкцией устанавливаются требования к порядку осуществления надзора и контроля на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах.

3. В Инструкции отражены вопросы надзорной деятельности, касающиеся отраслевой специфики.

4. Инструкция обязательна для выполнения работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), на которых возлагаются организация и осуществление химического надзора.

II. Основные положения

5. Инструкция предназначена для организации скоординированной работы Управления, уполномоченного в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами центрального аппарата Службы и отделов химического надзора ее территориальных органов.

6. Детальность обследований - главное направление их осуществления на всех стадиях создания, строительства, эксплуатации и ликвидации объектов. При этом должна быть четкая взаимосвязь подразделений по надзору за проектированием опасных производственных объектов, изготовлением оборудования и применением технических устройств на опасных производственных объектах, отделов и работников химического надзора территориальных органов с отделом и Управлением.

7. Надзорная деятельность распространяется на взрывопожароопасные, специальные и химически опасные производства и объекты со стадии их разработки и до завершения эксплуатации. Перечень этих производств и объектов приведен в приложении N 1.

8. Главной задачей надзора за взрывопожароопасными, специальными и химически опасными производствами и объектами является предупреждение аварий, травматизма и возможных негативных воздействий взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов на население и окружающую среду.

III. Основные направления организации деятельности на предприятиях химического комплекса

9. С учетом потенциальной опасности объектов, а также эффективности функционирования системы управления промышленной безопасностью (в том числе производственного контроля) все подконтрольные организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности, разделяются на четыре группы в соответствии с Методическими рекомендациями по организации надзорной и контрольной деятельности на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, утвержденными и введенными в действие приказом Госгортехнадзора России от 30.07.2001 N 101:

I группа - предприятия и организации, имеющие в своем составе объекты, на которых возможны аварии, выходящие за пределы территории предприятия и его санитарно-защитной зоны, а также групповое травмирование производственного персонала.

К этой группе относятся предприятия и организации основного химического профиля, а также другие опасные производственные объекты, подлежащие декларированию.

II группа - предприятия и организации, не относящиеся к I группе, но имеющие в своем составе объекты, на которых при аварии возможно распространение поражающих факторов за границы опасного производственного объекта, а также предприятия и организации, относящиеся по критериям к III группе, но имеющие низкий уровень эффективности системы управления промышленной безопасностью (производственного контроля).

III группа - предприятия и организации, имеющие в своем составе опасные производственные объекты, не относящиеся к двум первым группам.

IV группа - организации, осуществляющие иную, кроме эксплуатации объектов, деятельность в области промышленной безопасности (экспертные организации, учебные центры, проектные, строительные, монтажные организации, предприятия, осуществляющие выпуск технических устройств для опасных производственных объектов).

10. Распределение объектов по группам производится начальником отдела (инспектором) химического надзора территориального органа с учетом выводов и предложений, содержащихся в аналитических отчетах инспекторов (инспектора), и утверждается руководителем территориального органа или лицом, исполняющим его обязанности.

11. Указанные перечни ежегодно пересматриваются и с учетом изменения состояния промышленной безопасности на объектах возможен перевод их из II группы в III и наоборот.

1. Планирование надзорной и контрольной деятельности

12. Планирование работы отделов химического надзора, подразделений по надзору за проектированием опасных производственных объектов, изготовлением оборудования и применением технических устройств на опасных производственных объектах, государственных инспекторов осуществляется в соответствии с Положением о планировании в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-11-2004).

13. Контрольная и надзорная деятельность организуется в соответствии с планами, составленными с учетом фактического состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов, планов и мероприятий Службы, Управления, уполномоченного в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами, а также территориального органа и отдела (группы инспекторов, инспектора) химического надзора, и должна предусматривать:

обобщение и анализ причин аварий и несчастных случаев, инцидентов, нарушений правил безопасности, выявленных при обследованиях опасных производственных объектов, отчетов поднадзорных предприятий по итогам работы за год, представляемых в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263;

организационно-методическую работу;

проведение комплексных и целевых обследований конкретных подконтрольных объектов, других видов обследований, предусмотренных в годовых планах Службы;

осуществление контроля за выполнением выданных предписаний и мероприятий, а также программ по приведению действующих производств и объектов в соответствие с требованиями правил и норм безопасности;

подготовку и рассмотрение на технических совещаниях отдела территориального органа наиболее актуальных вопросов обеспечения безопасной эксплуатации объектов с участием руководителей и ведущих специалистов предприятий;

рассмотрение подразделениями по надзору за проектированием опасных производственных объектов, изготовлением оборудования и применением технических устройств на опасных производственных объектах проектов технологий, проектной документации на строящиеся и реконструируемые объекты;

проверки деятельности отделов и инспекторов;

работу по подготовке и повышению квалификации инспекторского состава;

участие в проведении активов, совещаний и других мероприятий по вопросам промышленной безопасности на предприятиях.

14. Планирование и осуществление надзорной и контрольной деятельности должны проводиться с учетом возможных негативных последствий при авариях, а также анализа состояния промышленной безопасности на каждом опасном производственном объекте.

15. Анализ состояния промышленной безопасности на поднадзорных объектах должен представляться инспекторами в ежегодных аналитических отчетах, составляемых ими в соответствии с Положением об отчетности по основной деятельности в системе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД- 03-17-2006).

2. Виды обследований, их организация и задачи

16. В практике надзорной деятельности принято три вида обследований: комплексные, целевые и оперативные.

Основной формой осуществления надзорной деятельности на взрывоопасных и химически опасных производствах и объектах является проведение комплексных и целевых обследований.

17. Комплексные обследования предприятий предусматривают детальную проверку деятельности организаций и предприятий, связанных с разработкой проектной и конструкторской документации, изготовлением оборудования, а также эксплуатацией производств и объектов, в том числе проверку основных факторов, определяющих состояние технической безопасности и уровень профилактической работы всех звеньев производственного персонала, служб и руководителей предприятий по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов.

18. На крупных взрывоопасных и химически опасных производствах и объектах с большим числом различных производств комплексному обследованию могут подвергаться основные, наиболее опасные производства и объекты (заводы) в объеме, позволяющем установить состояние промышленной безопасности в целом по предприятию.

19. Периодичность и сроки проведения комплексных обследований определяются территориальными органами с учетом распределения объектов по группам потенциальной опасности.

Комплексные обследования проводятся:

на объектах I группы - не реже 1 раза в 3 года;

на объектах II группы - не реже 1 раза в 5 лет;

на объектах III группы - по мере необходимости (при наличии инцидентов, несчастных случаев, перед лицензированием эксплуатации производств и др.).

3. Организация обследований

20. Комплексные обследования на предприятиях I группы должны возглавляться начальником отдела химического надзора, заместителем руководителя территориального органа, руководителем территориального органа.

Комплексные обследования на объектах II и III групп могут возглавляться начальником отдела или главным государственным инспектором.

21. Целевые обследования должны предусматривать проверки состояния отдельных вопросов, определяющих уровень безопасности производств и объектов, и быть направлены на своевременное выявление и устранение характерных для предприятий опасностей и отрицательных тенденций, проявление которых может явиться причиной аварий и несчастных случаев, определение роли службы производственного контроля и других технических подразделений предприятия в обеспечении промышленной безопасности в соответствии с разработанными положениями о системе управления промышленной безопасностью и производственном контроле.

22. Территориальным органом планируются и организуются целевые обследования одного из вопросов в целом по предприятию, которые проводятся государственным инспектором или группой государственных инспекторов, с последующим представлением обобщенного материала руководству предприятия для принятия мер.

23. Отдел химического надзора обобщает результаты целевых обследований, проводимых одновременно на ряде предприятий, и организует их рассмотрение на специальном совещании территориального органа с участием руководителей, специалистов проверенных предприятий и других заинтересованных организаций, в необходимых случаях разрабатывает информацию с предложениями и рекомендациями.

24. Кроме комплексных и целевых обследований должен предусматриваться резерв времени инспектора для проведения оперативных обследований, которые проводятся с целью определения состояния отдельных конкретных факторов опасности и уровня производственного контроля на опасных производственных объектах предприятия на момент проверки.

25. Оперативные обследования не планируются, а время на их проведение устанавливается руководителем отдела химического надзора в пределах 1-3 дней в месяц.

26. Оперативные обследования проводятся с целью обеспечения непрерывности контроля и своевременного решения вопросов обеспечения технической безопасности и условий эксплуатации производств.

К таким вопросам относятся проверки соблюдения норм технологического режима на особо опасных стадиях процессов, обеспечения требований безопасности при проведении сливо-наливных операций, газоопасных, огневых, ремонтных и других опасных работ, оперативное выявление причин ухудшения показателей аварийности, травматизма и состояния технической безопасности в отдельных цехах и производствах, подготовленности производств к ремонту и пуску после ремонта или реконструкции, выполнения предписаний, требований информационных писем, мероприятий по актам расследования аварий и несчастных случаев и другие.

27. Выявленные в ходе оперативных обследований недостатки и их причины должны излагаться в соответствующих предписаниях и вручаться руководителю предприятия.

При необходимости по результатам анализа оперативных обследований заместитель руководителя территориального органа направляет на предприятие соответствующее письмо с предложением принять меры по устранению причин выявленных недостатков.

28. Виды обследований и их периодичность должны планироваться территориальным органом на основе систематического анализа всей имеющейся информации о состоянии промышленной безопасности на предприятии с учетом наличия и эффективности системы управления промышленной безопасностью.

29. Для обеспечения полноты проверок в отделах химического надзора необходима специализация инспекторского состава, так как в каждом случае инспектор (технолог, механик, электрик, специалист по контрольно-измерительным приборам и аппаратуре (КИПиА) выступает в роли эксперта по конкретным вопросам промышленной безопасности, требующим специальных знаний.

30. Перед началом комплексных (отдельных целевых) обследований целесообразно требовать от предприятия перечень отступлений от действующих нормативно-технических документов (НТД) по промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Данную информацию следует использовать при оценке эффективности производственного контроля путем сопоставления ее с результатами комплексного обследования.

31. Обследования проводятся группой государственных инспекторов-технологов с привлечением инспекторов-специалистов (механика, электрика, специалиста по КИПиА).

32. Целевые обследования на объектах I и II групп планируются и проводятся с учетом свойственных им основных факторов опасности.

33. Состояние промышленной безопасности на объектах III группы определяется по результатам предыдущих обследований, анализа аварийности и травматизма, информации о состоянии промышленной безопасности объекта, поступающей в территориальный орган, и на их основе принимается решение о проведении обследования объекта.

На предприятиях, входящих в III группу (при наличии 1-2 объектов с низким потенциалом взрывоопасности или небольшим объемом вредных веществ) обследования целесообразно проводить в период, предшествующий процедуре их лицензирования (1 раз в 5 лет). Для этого перед выдачей лицензии предприятие разрабатывает план мероприятий по повышению состояния промышленной безопасности объектов, который утверждается первым руководителем предприятия. В условия действия лицензии вносится требование о реализации указанного плана мероприятий в согласованные сроки.

На таких объектах специальные обследования не планируются, а надзор осуществляется путем проведения оперативных обследований (при необходимости). Задача инспектора - выборочный контроль за реализацией намеченных мероприятий в установленные сроки. По полученным результатам оценивается также работа инспектора.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»