Действующий

О налогообложении имущества, составляющего государственную казну

Приложение

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПИСЬМО

от 8 октября 2007 года N 3/4/1903

[О налогообложении публичной собственности]



В Правительство Пензенской области поступило обращение Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области по вопросу о необходимости учета объектов областной казны на балансе органов государственной власти Пензенской области. В обоснование необходимости учета приводятся разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Постановка на бюджетный учет государственного имущества органами государственной власти возможна только после его закрепления на праве оперативного управления, так как иной режим нахождения имущества у государственных учреждений действующим законодательством не предусмотрен.

Постановка на баланс органов государственной власти имущества, составляющего казну субъекта Российской Федерации, влечет за собой упразднение режима казны, т.е. все государственное имущество становится переданным на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Полномочия по отмене режима казны субъекта Российской Федерации отнесены к компетенции законодательных органов Российской Федерации.

Отмена данного правового режима возможна только путем признания утратившим силу абзаца второго части четвертой ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющего понятие государственной собственности, в том числе и понятие казны субъекта Российской Федерации.

Постановка на баланс имущества казны выводит из сферы действия /законодательства о приватизации оборот государственного имущества.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Данное обстоятельство будет иметь негативные последствия для бюджетов субъектов Российской Федерации и сделает невозможным продажу государственного имущества в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

Упразднение режима казны резко сужает круг правомочий собственника. Вместо прав, определенных ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом, остается лишь право оперативного управления органа государственной власти.

После передачи имущества казны на праве оперативного управления собственник - субъект Российской Федерации лишается возможности обеспечить свои обязательства путем заключения договора о залоге имущества, так как нельзя передать в залог имущество, обремененное правом оперативного управления. В отношении данного имущества невозможно заключать сделки, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, например договор доверительного управления и др.

В связи с вышеизложенным, по мнению Правительства Пензенской области вышеупомянутые разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и нарушают конституционные права субъектов Российской Федерации в части распоряжения собственностью.

Кроме того, в разъяснениях указан орган, который должен поставить на балансовый учет имущество казны, что по нашему мнению ограничивает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так в соответствии, с Уставом Пензенской области, законом Пензенской области, определяющим порядок распоряжения собственностью Пензенской области, распределены полномочия органов государственной власти в данной сфере. Полномочия собственника по распоряжению имуществом в зависимости от суммы сделки и субъективного состава участников сделки распределены между Правительством Пензенской области и Министерством государственного имущества Пензенской области. В связи с этим, непонятно за каким из указанных органов государственной власти Пензенской области следует закреплять полномочия по постановке имущества казны Пензенской области на бюджетный учет.

В связи с вышеизложенным, по мнению Правительства Пензенской области указанные разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ противоречат ст.77 Конституции Российской Федерации, где определено, что субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, а также противоречат ст.26.1 Федерального закона от 08.10.99 N184-ФЗ* "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", где определено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 06.10.99 N184-ФЗ". - Примечание изготовителя базы данных.     

Разъяснения Минфина России имеют своей целью обоснование необходимости бюджетного учета и налогообложения имущества государственной и муниципальной казны. Данное требование не соответствует действующему в настоящее время законодательству.

Правительство Пензенской области считает целесообразным налогообложение публичной собственности.

Уплата данного налога по объектам казны увеличит доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, в основном за счет налогообложения имущества казны Российской Федерации. Однако, для этого по нашему мнению необходимо внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления порядка оплаты налога на имущество за объекты казны без постановки таковых на балансовый учет на основании данных по учету в реестрах государственной и муниципальной собственности. Данные реестры ведутся на основании нормативных актов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества"), нормативных актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Председатель Правительства
Пензенской области
Сатин В.А.




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка