МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный доклад "О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации" подготовлен МВД России с участием Минтранса России, Минздрава России, МЧС России, МПС России, Минприроды России. Минобразования России, Госкомстата России, Госстандарта России, ВОА России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О подготовке Государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации" от 17 ноября 2000 года N 860.
В докладе использованы данные государственного статистического учета показателей состояния безопасности дорожного движения за 1996-2000 годы, материалы федеральных органов исполнительной власти, характеризующие состояние работ по профилактике аварийности на автомототранспорте и снижению уровня дорожно-транспортного травматизма.
К концу ХХ века в России создана и в целом устойчиво функционирует современная транспортная система, являющаяся неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры страны, обеспечивающая ее территориальную целостность и национальную безопасность.
Являясь неразрывной составляющей процесса структурной перестройки экономики России, проводимые на транспорте реформы способствуют развитию рыночных отношений.
Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы страны.
Сейчас автомобильный транспорт развивается в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, постепенно нормализуется положение в финансовой и кредитной сфере. Значительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта. Начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность.
Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества.
На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти - грузовых перевозок.
Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.
Данная проблема, характеризующаяся сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети.
По оценкам специалистов, потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев.
Каждые сутки на улицах городов и дорогах совершается более 430 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 600 человек. Только за последние пять лет (1996-2000 годы) произошло около 800 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В них погибли 145 тыс. и получили ранения 900 тыс. человек.
Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей (повреждением) материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации. Стоимостная оценка последствий ДТП происшествий (гибель, ранение людей, инвалидность и реабилитация, моральные, экономические и иные факторы) используется во всех странах с развитой автомобилизацией как один из основных критериев при принятии решений в процессе государственного управления в сфере безопасности дорожного движения. Данные оценки позволяют сделать соответствующие расчеты при разработке на различных уровнях управления целевых программ, проектов и проведении профилактических мероприятий в этой сфере.
По расчетам специалистов, величина социально-экономического ущерба от ДТП в 2000 году составила 191,7 млрд.рублей (рис.1.1).
Рис. 1.1. Структура экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий (2000 год)
В 2000 году потери только от гибели и ранения людей в результате ДТП составили 2,8% валового внутреннего продукта страны.
Ежегодно в мире от ДТП погибает около 1,0 млн.человек. По данным Комиссии Европейского Сообщества, вследствие полученных травм в ДТП около 45 тыс. европейцев погибают и 1,6 млн. получают ранения, примерно один из каждых 80 европейцев умирает в возрасте до 40 лет. На каждого погибшего в ДТП приходится приблизительно 25-35 раненых, многим из которых требуется госпитализация.
Большинство экономически развитых государств уже прошли этап "взрывного" увеличения количества легковых автомобилей, как правило, продолжающийся до уровня 300 единиц транспорта в расчете на 1 тыс. жителей, после которого темпы роста автопарка замедляются. В настоящее время количество транспортных средств, приходящихся на тысячу жителей, превышает 500 единиц - в Люксембурге, 400 - в Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Норвегии, Португалии, Франции, Швеции, 300 - в Дании и Финляндии. В Российской Федерации значение этого показателя составляет 129 легковых автомобилей.
Значительно меньше, чем в других странах, гибнет людей в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 100 тыс. жителей в Великобритании, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Дании. Высокий уровень риска гибели в ДТП отмечен в Португалии, Польше.
С 1996 года наиболее существенно уменьшилось число погибших в расчете на 100 тыс. жителей в Венгрии и Дании (на 1,9), Люксембурге (на 1,8), Швейцарии (на 1,3). В России этот показатель сократился на 2,2.
В последние годы во многих европейских странах отмечено улучшение положения дел с обеспечением безопасности дорожного движения. В 1998 году по сравнению с 1995 годом количество ДТП, число погибших и раненых заметно сократилось в Бельгии и Швейцарии, число пострадавших в ДТП - в Испании, Нидерландах, Франции (табл.2.1.)
Показатели аварийности и уровня автомобилизации
отдельных стран (1998 год)
Страна | Кол-во ДТП | Кол-во легковых а/м на 1000 жителей | Кол-во ДТП на 100 тыс. жителей | Число погибших на 100 тыс. жителей | Число погиб- |
Австрия | 39225 | 481 | 485 | 11 | 2 |
Бельгия | 51167 | 432 | 501 | 15 | 3 |
Великобритания | 236000 | 403 | 418 | 6 | 1 |
Венгрия | 20147 | 220 | 200 | 14 | 5 |
Дания | 7556 | 342 | 142 | 9 | 2 |
Испания | 97570 | 409 | 248 | 15 | 3 |
Люксембург | 1058 | 569 | 247 | 13 | 2 |
Норвегия | 8864 | 403 | 200 | 8 | 2 |
Польша | 61855 | 230 | 160 | 18 | 7 |
Португалия | 49319 | 451 | 521 | 20 | 3 |
Россия | 160300 | 129 | 110 | 20 | 9 |
Финляндия | 6902 | 392 | 134 | 8 | 2 |
Франция | 124387 | 457 | 212 | 14 | 3 |
Швейцария | 22232 | 475 | 312 | 8 | 2 |
_______________
Данные для Великобритании приведены за 1997 год.
Анализ состояния и динамики аварийности на автомобильном транспорте показывает, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране продолжает оставаться недопустимо высоким. В 1998 году, после периода снижения количества дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших в них людей, был отмечен рост данных показателей (в 1999 году снижение - по числу раненых). В 2000 году обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации несколько улучшилась: количество ДТП, число погибших и раненых в них людей по сравнению с предшествующим годом уменьшилось. Однако, в целом за последние пять лет при снижении общего количества ДТП на 1,8%, число погибших и раненых возросло соответственно на 0,4 и 0,6% (табл.2.2).
Всего в 2000 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 157596 ДТП, в которых погибли 29594 и получили ранения 179401 человек. По сравнению с предшествующим годом число погибших практически не изменилось - снижение значения этого показателя составило всего лишь 0,4%, тогда как количество ДТП и число раненых в них людей сократились соответственно на 1,4% и 1,5%.
Основные показатели аварийности
в Российской Федерации за 1996-2000 годы
Годы | ДТП | Погибло | Ранено | |||
кол-во | % к АППГ | чел. | % к АППГ | чел. | % к АППГ | |
1996 | 160523 | -4,0 | 29468 | -10,1 | 178378 | -3,0 |
1997 | 156515 | -2,5 | 27665 | -6,1 | 177924 | -0,3 |
1998 | 160300 | +2,4 | 29021 | +4,9 | 183846 | +3,3 |
1999 | 159823 | -0,3 | 29718 | +2,4 | 182123 | -0,9 |
2000 | 157596 | -1,4 | 29594 | -0,4 | 179401 | -1,5 |
В 2000 году третий год подряд возрастают значения относительных показателей аварийности: среднего числа погибших в 100 ДТП и тяжести последствий происшествий. По сравнению с 1997 годом они возросли, соответственно, на 6,2% и 5,2% (табл.2.3).
_______________
Тяжесть последствий ДТП определяется числом погибших из каждых 100 пострадавших в происшествиях.
Относительные показатели аварийности на автомототранспорте
в Российской Федерации за 1996-2000 годы
Год | Тяжесть последствий ДТП | Число погибших в 100 ДТП |
1996 | 14,2 | 18,4 |
1997 | 13,5 | 17,7 |
1998 | 13,6 | 18,1 |
1999 | 14,0 | 18,6 |
2000 | 14,2 | 18,8 |