МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственный доклад "О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации" подготовлен МВД России с участием Минтранса России, Минздрава России, МЧС России, МПС России, Минприроды России. Минобразования России, Госкомстата России, Госстандарта России, ВОА России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О подготовке Государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации" от 17 ноября 2000 года N 860.

В докладе использованы данные государственного статистического учета показателей состояния безопасности дорожного движения за 1996-2000 годы, материалы федеральных органов исполнительной власти, характеризующие состояние работ по профилактике аварийности на автомототранспорте и снижению уровня дорожно-транспортного травматизма.

Введение


К концу ХХ века в России создана и в целом устойчиво функционирует современная транспортная система, являющаяся неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры страны, обеспечивающая ее территориальную целостность и национальную безопасность.

Являясь неразрывной составляющей процесса структурной перестройки экономики России, проводимые на транспорте реформы способствуют развитию рыночных отношений.

Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы страны.

Сейчас автомобильный транспорт развивается в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, постепенно нормализуется положение в финансовой и кредитной сфере. Значительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта. Начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность.

Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества.

1. Общая характеристика проблемы, ее значимость
и актуальность. Оценка социально-экономических
потерь от дорожно-транспортных происшествий


На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти - грузовых перевозок.

Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.

Данная проблема, характеризующаяся сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети.

По оценкам специалистов, потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев.

Каждые сутки на улицах городов и дорогах совершается более 430 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 600 человек. Только за последние пять лет (1996-2000 годы) произошло около 800 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В них погибли 145 тыс. и получили ранения 900 тыс. человек.

Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей (повреждением) материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации. Стоимостная оценка последствий ДТП происшествий (гибель, ранение людей, инвалидность и реабилитация, моральные, экономические и иные факторы) используется во всех странах с развитой автомобилизацией как один из основных критериев при принятии решений в процессе государственного управления в сфере безопасности дорожного движения. Данные оценки позволяют сделать соответствующие расчеты при разработке на различных уровнях управления целевых программ, проектов и проведении профилактических мероприятий в этой сфере.

По расчетам специалистов, величина социально-экономического ущерба от ДТП в 2000 году составила 191,7 млрд.рублей (рис.1.1).

Рис. 1.1. Структура экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий (2000 год)

     

     


В 2000 году потери только от гибели и ранения людей в результате ДТП составили 2,8% валового внутреннего продукта страны.

2. Анализ состояния аварийности на автомобильном транспорте


Ежегодно в мире от ДТП погибает около 1,0 млн.человек. По данным Комиссии Европейского Сообщества, вследствие полученных травм в ДТП около 45 тыс. европейцев погибают и 1,6 млн. получают ранения, примерно один из каждых 80 европейцев умирает в возрасте до 40 лет. На каждого погибшего в ДТП приходится приблизительно 25-35 раненых, многим из которых требуется госпитализация.

Большинство экономически развитых государств уже прошли этап "взрывного" увеличения количества легковых автомобилей, как правило, продолжающийся до уровня 300 единиц транспорта в расчете на 1 тыс. жителей, после которого темпы роста автопарка замедляются. В настоящее время количество транспортных средств, приходящихся на тысячу жителей, превышает 500 единиц - в Люксембурге, 400 - в Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Норвегии, Португалии, Франции, Швеции, 300 - в Дании и Финляндии. В Российской Федерации значение этого показателя составляет 129 легковых автомобилей.

Значительно меньше, чем в других странах, гибнет людей в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 100 тыс. жителей в Великобритании, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Дании. Высокий уровень риска гибели в ДТП отмечен в Португалии, Польше.

С 1996 года наиболее существенно уменьшилось число погибших в расчете на 100 тыс. жителей в Венгрии и Дании (на 1,9), Люксембурге (на 1,8), Швейцарии (на 1,3). В России этот показатель сократился на 2,2.

В последние годы во многих европейских странах отмечено улучшение положения дел с обеспечением безопасности дорожного движения. В 1998 году по сравнению с 1995 годом количество ДТП, число погибших и раненых заметно сократилось в Бельгии и Швейцарии, число пострадавших в ДТП - в Испании, Нидерландах, Франции (табл.2.1.)

Таблица 2.1

     
Показатели аварийности и уровня автомобилизации
отдельных стран (1998 год)

Страна

Кол-во ДТП

Кол-во легковых а/м на 1000 жителей

Кол-во ДТП на 100 тыс. жителей

Число погибших на 100 тыс. жителей

Число погиб-
ших на 10 тыс.ТС

Австрия

39225

481

485

11

2

Бельгия

51167

432

501

15

3

Великобритания

236000

403

418

6

1

Венгрия

20147

220

200

14

5

Дания

7556

342

142

9

2

Испания

97570

409

248

15

3

Люксембург

1058

569

247

13

2

Норвегия

8864

403

200

8

2

Польша

61855

230

160

18

7

Португалия

49319

451

521

20

3

Россия

160300

129

110

20

9

Финляндия

6902

392

134

8

2

Франция

124387

457

212

14

3

Швейцария

22232

475

312

8

2

_______________

Данные для Великобритании приведены за 1997 год.


Анализ состояния и динамики аварийности на автомобильном транспорте показывает, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране продолжает оставаться недопустимо высоким. В 1998 году, после периода снижения количества дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших в них людей, был отмечен рост данных показателей (в 1999 году снижение - по числу раненых). В 2000 году обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации несколько улучшилась: количество ДТП, число погибших и раненых в них людей по сравнению с предшествующим годом уменьшилось. Однако, в целом за последние пять лет при снижении общего количества ДТП на 1,8%, число погибших и раненых возросло соответственно на 0,4 и 0,6% (табл.2.2).

Всего в 2000 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 157596 ДТП, в которых погибли 29594 и получили ранения 179401 человек. По сравнению с предшествующим годом число погибших практически не изменилось - снижение значения этого показателя составило всего лишь 0,4%, тогда как количество ДТП и число раненых в них людей сократились соответственно на 1,4% и 1,5%.

Таблица 2.2

     
Основные показатели аварийности
в Российской Федерации за 1996-2000 годы

Годы

ДТП

Погибло

Ранено

кол-во

% к АППГ

чел.

% к АППГ

чел.

% к АППГ

1996

160523

-4,0

29468

-10,1

178378

-3,0

1997

156515

-2,5

27665

-6,1

177924

-0,3

1998

160300

+2,4

29021

+4,9

183846

+3,3

1999

159823

-0,3

29718

+2,4

182123

-0,9

2000

157596

-1,4

29594

-0,4

179401

-1,5


В 2000 году третий год подряд возрастают значения относительных показателей аварийности: среднего числа погибших в 100 ДТП и тяжести последствий происшествий. По сравнению с 1997 годом они возросли, соответственно, на 6,2% и 5,2% (табл.2.3).

_______________

Тяжесть последствий ДТП определяется числом погибших из каждых 100 пострадавших в происшествиях.

Таблица 2.3

     
Относительные показатели аварийности на автомототранспорте
 в Российской Федерации за 1996-2000 годы

Год

Тяжесть последствий ДТП

Число погибших в 100 ДТП

1996

14,2

18,4

1997

13,5

17,7

1998

13,6

18,1

1999

14,0

18,6

2000

14,2

18,8

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»