Недействующий

     

ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
в гражданской авиации России на 2007-2009 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

     

1. Общие положения

1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение заключено на основании Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ с последующими изменениями; Федерального закона Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.96 N 10-ФЗ с последующими изменениями и в соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, в целях стабильной работы гражданской авиации, удовлетворения потребностей экономики государства и граждан в авиаперевозках, безопасности полетов, сохранения уровня социальной защищенности работников отрасли и регулирования вопросов занятости на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений и их представителей.

1.2. Соглашение является нормативным правовым актом, направленным на обеспечение согласованных интересов работников и работодателя по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений, и обязательно для работодателей и работников, на которых оно распространяется.

1.3. Соглашение устанавливает принципы регулирования социально-трудовых отношений и является основой для заключения коллективных и трудовых договоров, а также региональных, территориальных и иных соглашений.

1.4. Соглашение разработано и заключено равноправными сторонами на основе законодательства РФ, полномочности представителей сторон, свободы выбора обсуждения и решения вопросов, составляющих его содержание, реальности обеспечения принятых на себя обязательств.

1.5. Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в случае запроса, обязаны в месячный срок давать совместное толкование положений Соглашения и разъяснения по вопросам его применения. Разъяснения по вопросам применения настоящего Соглашения, даваемые в одностороннем порядке работодателями или профсоюзами, не имеют юридической силы.

Работодатели и работники/профсоюзные организации направляют запросы в адрес соответствующих представителей - участников Соглашения (юридические адреса - приложение N 4).

1.6. Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, вправе привлекать специалистов из числа работников предприятий воздушного транспорта и профсоюзов, а также работников других ведомств в качестве экспертов для работы по разработке и заключению Соглашения и контроля за его выполнением. В этом случае оплата труда и командировочные расходы, связанные с командировкой, производятся в порядке, установленном законодательством РФ.

1.7. Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, будут прилагать совместные усилия по развитию социального партнерства и сохранению рабочих мест в гражданской авиации России, исходя из Решений Коллегии авиационной общественности: "Отечественный парк воздушных судов (самолеты): состояние и перспективы" (от 17.04.2007, г.Москва) и "Современное состояние и перспективы развития аэропортовой сети Российской Федерации" (от 13.07.2007, г.Новосибирск).

1.8. Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, считают целесообразным включение в коллективные договоры организаций ГА раздела "Работа с молодежью".

1.9. Ранее принятые приказы, указания, распоряжения и разъяснения МГА СССР, ДВТ Минтранса России, ФАС России, ФСВТ России, ГСГА Минтранса России и ФАВТ Минтранса России по вопросам, являющимся предметом настоящего Соглашения, не являются основанием для невыполнения положений настоящего Соглашения.

2. Стороны соглашения

2.1. Сторона настоящего Соглашения от работников гражданской авиации России представлена их представителями:

2.1.1. Общероссийский профсоюз авиационных работников в лице Председателя ОПАР в соответствии со своим Уставом;

2.1.2. Профсоюз летного состава России в лице Президента ПЛС России в соответствии со своим Уставом;

2.1.3. Профсоюз работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России в лице Председателя ПРИАС ГА России в соответствии со своим Уставом.

2.2. Стороной работодателей гражданской авиации России при заключении настоящего Соглашения является их представитель - Международная Ассоциация руководителей авиапредприятий в лице Президента МАРАП в соответствии со своим Уставом.

2.3. Стороны принимают на себя обязательства по настоящему Соглашению в пределах своих полномочий.

3. Срок действия соглашения


Соглашение вступает в силу с 16 сентября 2007 года и действует по 31 декабря 2009 года. Соглашение может быть пролонгировано по решению сторон, заключивших Соглашение. Стороны не позднее, чем за три месяца до окончания срока его действия, должны принять решение о его пролонгации или заключении нового Соглашения.

4. Сфера действия соглашения

4.1. Действие Соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, а также на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения.

4.2. Если работодатели, в соответствии с порядком, установленным статьей 48 ТК РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Распространение Соглашения в порядке присоединения производится в соответствии с установленным порядком при условии превышения 50% численности работников организаций ГА, предоставивших доверенность МАРАП. Профсоюзы представляют и защищают интересы своих членов профсоюза, а также работников, уполномочивших профсоюз представлять их интересы в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4.3. Порядок опубликования Соглашения определяется сторонами Соглашения.

4.4. Настоящее Соглашение распространяется на соответствующие организации ГА независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие авиационную деятельность и входящие в сферу ведения Федерального агентства воздушного транспорта.

5. Оплата труда

5.1. Минимальный размер оплаты труда в организации ГА устанавливается в размере не ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного человека в субъекте РФ, где расположена организация ГА, и фиксируется в коллективных договорах.

Конкретный минимальный размер оплаты труда устанавливается непосредственно в организациях, но не ниже фактически достигнутого уровня на момент подписания коллективного, трудового договора или ОТС.

5.2. Работодатели совместно с представителями работников (профсоюзными органами) принимают согласованные меры по установлению минимального размера оплаты труда в организации ГА не ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного человека в субъекте РФ, где расположена организация ГА.

Конкретные сроки установления минимального размера оплаты труда в организации ГА определяются сторонами в коллективных договорах.

5.3. Минимальный размер оплаты труда в организациях, установленный в соответствии с п.5.1 настоящего Соглашения, является основой для дифференциации тарифных ставок и должностных окладов работников.

При определении тарифных ставок и должностных окладов работников рекомендуется применять сетку тарифных коэффициентов (приложение N 1).

Формы, системы оплаты труда и размеры тарифных ставок (должностных окладов), а также порядок и сроки их изменения устанавливаются в зависимости от профессии, квалификации, сложности, вредности, напряженности условий труда и включаются в коллективные договоры.

5.4. Работодатель обязуется обеспечить повышение заработной платы по мере роста производительности труда, доходов и экономии затрат, а также ее индексацию в зависимости от роста цен (инфляции) в субъекте РФ с учетом уровня прожиточного минимума. Порядок и размеры определяются коллективными договорами.

5.5. Соотношения в размерах оплаты труда между отдельными категориями персонала определяются организациями ГА самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах.

5.6. Для отдельных категорий работников в организациях ГА устанавливаются дополнительные компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки (за работу в особых и вредных условиях труда, за работу в ночное время, за класс квалификации, за сложность выполняемых работ в зависимости от обслуживаемого оборудования, за выполнение работ, связанных с обеспечением безопасности полетов, за профессиональное мастерство, за работу с меньшей численностью, за совмещение должностей временно отсутствующих работников, за расширение зон обслуживания, за применение в работе иностранного языка и др.), но не ниже размеров, устанавливаемых по ранее действовавшим постановлениям Правительства, нормативным актам, а также уровней, сложившихся в организации. Размеры и условия компенсационных и стимулирующих выплат фиксируются в коллективных договорах организаций ГА.

5.7. Работникам в зависимости от стажа работы в гражданской авиации устанавливается надбавка к должностному окладу за выслугу лет:

от 3 лет до 5 лет 5%;

от 5 лет до 10 лет 10%;

от 10 лет до 15 лет 15%;

свыше 15 лет 20%.

Размеры и порядок выплаты надбавки устанавливаются в коллективных договорах организаций ГА.

5.8. Конкретные даты выплаты заработной платы работникам фиксируются в коллективных договорах организаций ГА.

5.9. При установлении конкретных размеров оплаты труда в организации работодатели и представители работников (профсоюзы) вправе в рамках действующего законодательства РФ принимать иные согласованные решения, чем предусмотрены настоящим Соглашением, исходя из специфики и финансовых возможностей организации ГА, но не ниже предусмотренных настоящим ОТС.

6. Условия и охрана труда

6.1. Работодатель и профсоюзная организация совместно обеспечивают выполнение требований, правил, норм и инструкций по охране труда.

6.2. Работодатель в соответствии с разделом X ТК РФ обязуется выделять средства на улучшение условий и охрану труда в размере не ниже 0,2% от суммы производственных затрат (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений).

Конкретный размер средств на мероприятия по охране труда устанавливается в коллективном договоре.

6.3. Работники организаций ГА обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты по нормам и правилам, введенным приказом ФСВТ России от 14 июля 1999 года N 11 с последующими дополнениями и изменениями.

Отсутствие возможности обеспечения спецодеждой не влечет за собой переноса срока ее носки.

Порядок использования, выдачи и замены, хранения, чистки спецодежды, спецобуви и других СИЗ включается в коллективные договоры организаций ГА.

При необеспечении работодателем хранения, стирки, сушки, дезинфекции, дезактивации и ремонта спецодежды и других СИЗ работника, работодатель производит денежное возмещение. Величина и порядок возмещения устанавливается в коллективном договоре организации ГА. Порядок досрочной замены спецодежды, спецобуви и других СИЗ определяется в коллективном договоре.

Работник имеет право выкупать спецодежду по оценочной стоимости после истечения срока ее носки, а при увольнении в связи с уходом на пенсию - по цене, устанавливаемой в организации самостоятельно в части, не противоречащей действующим нормативным документам.

6.4. Нормы продолжительности рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников ГА, работа которых связана с вредными условиями труда, с безопасностью полетов, с движением транспортных средств, с непрерывностью перевозочного процесса и обслуживанием пассажиров, регулируются соответствующими Положениями, коллективными договорами и правилами внутреннего трудового распорядка организации.

6.5. Работникам гражданской авиации предоставляются ежегодные и дополнительные оплачиваемые отпуска в соответствии со статьями 114-128 ТК РФ, приказом МГА СССР N 50 от 13.03.86 "О переиздании правил предоставления дополнительных отпусков работникам ГА за работу в особых условиях", приказом МГА СССР N 125 от 25.09.80 "О введении в действие перечня должностей в ГА с ненормированным рабочим днем" и "Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (утвержден постановлением ГК СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС от 25.10.74 N 298/П-22). Условия и порядок их предоставления определяются коллективными договорами организаций ГА.

6.6. Работникам организации может предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск сроком до трех дней в случаях: смерти близких родственников; вступления в брак работника или его детей; рождении, усыновлении (удочерении) ребенка; проводов детей в армию. Условия и порядок предоставления данного отпуска определяется в коллективном договоре.

6.7. Работодатель проводит за счет средств организации ГА медицинский осмотр работника при приеме на работу и его периодическое медицинское освидетельствование (в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденными приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 года N 50 и приказом Минздрава РФ от 14 марта 1996 года N 90), а также выделяет средства на проведение лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, укрепление здоровья работников. Размеры этих средств определяются в коллективном договоре.

7. Гарантии, льготы и компенсации

7.1. Производится обязательное страхование жизни и здоровья авиационного персонала в соответствии с установленным порядком.

Страхование членов экипажа, инженерно-технического персонала ИАС, выполняющего служебные перелеты с экипажем в связи с характером работы, а также работников, принимающих непосредственное участие в аварийно-спасательных работах, производится в обязательном порядке. Работники, выполняющие эпизодические служебные полеты, страхуются на период выполнения конкретного полета. Условия заключения страхового договора и конкретные размеры страхования оговариваются в коллективном договоре, оплата страхования осуществляется за счет собственных средств организации.

7.2. Работники, утратившие трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания, кроме возмещения ущерба, предусмотренного законами, получают единовременное пособие не менее одного годового заработка, исчисляемого из среднемесячного заработка на момент последнего повышения заработной платы.

7.3. Порядок и условия предоставления льготного проезда работникам организаций ГА и членам их семей, установленные постановлением Совета Министров СССР от 25.06.71 N 434 и приказом МГА СССР от 16.03.84 N 50, определяются коллективным договором.

7.4. Работодатель, при наличии средств, может предоставлять работникам организации ГА, а также пенсионерам (бывшим работникам отрасли), льготы по проезду на воздушным транспорте с учетом Резолюции N 788 ИАТА.

7.5. В случае необходимости прохождения работниками реабилитации по заключению МСЭК, ВЛЭК, ЦВЛЭК, ВКК организация оплачивает проведение данной реабилитации в установленном порядке. Работодатель, исходя из наличия финансовых средств, компенсирует своим работникам полностью или частично расходы на пролет или проезд (туда и обратно) в случае заболевания, при котором необходимо проведение операции, лечение и медицинское обследование вне постоянного места жительства, а также все расходы, связанные с лечением и приобретением лекарств, - в случае болезни или производственной травмы. Порядок и условия оплаты и компенсации отражаются в коллективном договоре.

7.6. Увольнение по сокращению численности или штата работников (п.2 статьи 81 ТК РФ) считается массовым, если увольнению по данному основанию подлежат 25% и более от общей численности работников организации.

8. Особенности регулирования трудовых
отношений работников летных профессий


а) оплата труда

8.1. Минимальные расчетные ставки (часовые, покилометровые, порейсовые, погектарные и др.) по группам сложности для оплаты труда работников устанавливаются организацией ГА самостоятельно в соответствии с минимальными расчетными часовыми ставками КВС (Протокол разногласий - приложение N 2). Минимальные расчетные часовые ставки КВС закрепляются в коллективном договоре.

Основанием для распределения полетов по группам сложности является Указание МГА СССР от 27 ноября 1985 года N 829/У-1.

8.2. Размер и порядок оплаты в особых условиях: оплата за полет в качестве служебного пассажира по распоряжению работодателя; оплата при полетах в аэродромных условиях по программе "Полеты в особых условиях"; оплата аэродромных полетов (тренировка, облет); оплата перегонки ВС с одним отказавшим двигателем; оплата при посадках на горные аэродромы; оплата за освоение новой авиационной техники; оплата при отсутствии налета часов; оплата работникам, отстраненным от выполнения летной работы в связи с авиационным происшествием или инцидентом и др., - устанавливаются коллективными договорами организаций ГА.

8.2.1. Работнику устанавливается доплата к должностному окладу за класс квалификации:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»