НОРМЫ
расхода горюче-смазочных материалов на механизированные
работы, выполняемые в лесном хозяйстве
В состав сборника "Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве" вошли индивидуальные нормы расхода ГСМ на основные виды работ: лесокультурные (работа в питомниках, корчевка пней на вырубках тракторными агрегатами, сплошная обработка почвы под лесные культуры, питомники и сельскохозяйственные культуры, посев и посадка леса, агротехнический и лесоводственный уход); лесозащитные работы (опрыскивание, опыление и аэрозольная обработка лесных культур); лесохозяйственные работы (рубки ухода в молодняках, при прореживании, проходных и санитарных рубках, трелевка древесины); гидромелиоративные и лесоосушительные работы, строительство дорог (работы по подготовке трасс под лесоосушительную сеть, работы по устройству лесоосушительной сети на подготовленной трассе); противопожарные мероприятия; транспортные работы.
Индивидуальная норма расхода горюче-смазочных материалов - это норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы (продукции) или за единицу рабочего времени, применительно к определенным условиям производства работы.
В нормы расхода топлива на работу машин не включаются: расход топлива на капитальный ремонт машин (включая доставку своим ходом до места капитального ремонта машины и обратно до потребителя, испытания и обкатку капитально отремонтированных составных частей машины, обкатку машины после капитального ремонта перед пуском в эксплуатацию), потери топлива при хранении и транспортировании нефтепродуктов и на другие ремонтно-хозяйственные нужды, не связанные с осуществлением непосредственно технологического процесса.
В нормы расхода топлива не включаются затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением режима работы, несоблюдением требований к качеству поставляемого топлива и другие нерациональные затраты.
Кроме того, в норму расхода топлива тракторами не включены расходы топлива на переезды от места стоянки машин к месту работы в начале и конце смены, а также переезды от участка к участку в течение смены, превышающие, в общей сложности, 10 км.
В тех случаях, когда действующие в отдельных хозяйствах местные нормы расхода топлива ниже приведенных в настоящем сборнике типовых норм, то действующие местные нормы должны быть сохранены.
1. Нормы расхода топлива механизмами на механизированных работах, выполняемых в лесном хозяйстве, в основном, рассчитаны в весовых единицах (кг) на единицу выполненных работ (га, км).
В случае необходимости перевода норм расхода топлива и горюче-смазочных материалов в объемные единицы измерения (литры) следует использовать следующее соотношение:
где:
V - расход топлива и ГСМ, литры;
G - расход топлива и ГСМ, кг;
Y - плотность топлива, кг/л (для дизельного топлива - 0,825, для бензина - 0,74).
Определение плотности нефтепродуктов (топлива, масел) и приведение плотности к фактической температуре осуществляется по ГОСТ 3900-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности" и производится с помощью нефтеденсиметра (ареометра).
Ниже приводится плотность жидкого топлива и смазочных масел при +20 °С.
Плотность автомобильного и дизельного топлива
и смазочных масел при +20°С
Топливо и смазочные материалы | Плотность при 20°С, г/куб.см |
1 | 1 |
Автомобильный бензин | |
А-76, А-80 | 0,715...0,725 |
АИ-93, АИ-95 | 0,709...0,721 |
АИ-98, Б-70 | 0,755...0,760 |
Дизельное топливо | |
Л | 0,840...0,860 |
З | 0,820...0,840 |
А | 0,815...0,830 |
Автомобильные масла | |
М8В, М10В | 0,900...0,915 |
М10Г, М12Г | 0,890...0,900 |
Дизельные масла | |
М8В | 0,890...0,895 |
М10В | 0,895...0,910 |
М10Г | 0,890...0,900 |
Авиационные масла | |
МС-20, МК-22 летние | 0,886...0,903 |
МС-14, МТ-16П зимние | 0,881...0,889 |
Трансмиссионные автотракторные | |
масла | |
ТС-10 | 0,910...0,915 |
ТА-15В п | 0,915...0,920 |
Индустриальные масла | 0,892...0,898 |
Для коробок передач и рулевых | 0,930...0,940 |
механизмов |
2. Расход топлива, приведенный в нормативных таблицах, установлен для летних условий эксплуатации тракторных агрегатов при температуре воздуха +20°С и выше. При средней температуре окружающего воздуха ниже +20°С нормы расхода должны быть умножены на температурный коэффициент К =1,01.
3. Нормы расхода смазочных масел на техническое обслуживание тракторов принимаются в % отношении к израсходованному дизельному топливу по норме и приводятся в таблице 2.
Нормы расходов смазочных масел на техническое
обслуживание тракторов
Марка трактора | Норма расхода смазочных масел в % к израсходованному топливу (по весу) | |||
Моторные масла групп Б, В, Г | Трансмиссионные масла тракторные | Индустриальные, | ||
всего | в т.ч. на двигатель | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
а) Гусеничные трактора | ||||
Т-170.01 | 4,5 | 3,5 | 0,9 | 0,1 |
Т-130 | 4,5 | 3,5 | 0,9 | 0,1 |
Т-150 | 3,9 | 1,9 | 0,4 | 0,2 |
Т-4А | 4,5 | 3,5 | 1,0 | 0,1 |
ТТ-4, ТТ-4М | 9,7 | 6,0 | 1,0 | 1,0 |
ДТ-75М, | 4,8 | 3,6 | 1,0 | |
ЛХТ-55 | 6,0 | 6,0 | 1,0 | 1,0 |
ЛХТ-100 | 4,2 | 3,5 | 1,0 | 1,0 |
б) Колесные тракторы | ||||
К-701 | 5,0 | 3,5 | 0,4 | 0,2 |
Т-150К | 3,8 | 1,9 | 0,6 | 0,4 |
МТЗ-80/82 | 3,8 | 2,5 | 1,1 | 0,1 |
МТЗ-100/102 ЮМЗ-6АКЛ/6АКМ | 4,4 | 3,1 | 1,2 | 0,1 |
Т-40АМ, ЛТЗ-55 | 4,5 | 2,5 | 1,1 | 0,1 |
Т-25А, Т-30А, Т-30А-80 | 4,5 | 2,5 | 0,8 | - |
Т-16МГ, СШ-25 | 4,8 | 2,8 | 1,4 | - |
4. Норма расхода автомобильного бензина для пусковых двигателей составляет 1,5% от расхода дизельного топлива по норме.
5. Нормы расхода ГСМ на рубки ухода составлены для третьего разряда высоты вырубаемой части древостоя (высота над уровнем моря - до 500 м).
6. Нормы расхода топлива при лесокультурных работах рассчитаны на оптимальные составы и режимы работы тракторных агрегатов для площадей с уклоном до 5°, расположенных в равнинных условиях, с высотой над уровнем моря до 500 м.
Агрегат обрабатывает только тракторопроходимые, с точки зрения безопасности, участки (до 12°), элементы рельефа свыше 12° объезжаются.
На работы, выполняемые на склонах балок и оврагов, нормы расхода топлива устанавливаются с помощью коэффициентов поправки. Коэффициенты поправки приведены в таблице 3.
Коэффициенты поправки влияния рельефа
на расход топлива
Поправка по показателю | Поправочный коэффициент к расходу топлива, в зависимости от угла склона, град. | |||||
до 1 | 1...3 | 3...5 | 5...7 | 7...9 | 9...12 | |
Для гусеничных тракторов | 1,0 | 1,03 | 1,06 | 1,09 | 1,12 | 1,15 |
Для колесных тракторов | 1,0 | 1,04 | 1,08 | 1,12 | 1,17 | 1,20 |