Недействующий

     

Министерство связи Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

РЕШЕНИЕ

от 23 февраля 1994 года N 71


Концепция развития в России до 2010 года сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования (СПР - ОП)

____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


Заслушав доклад заместителя начальника отдела электросвязи Министерства связи России Авдеевой Л.В. по указанному вопросу, Государственная комиссия по электросвязи России

отмечает:


Целью создания концепции развития сотовых, радиально-зоновых и радиальных сетей является разработка основных направлений и принципов построения сетей подвижной радиосвязи общего пользования в Российской Федерации, определение их места и роли в составе Взаимоувязанной сети связи России и порядка взаимодействия при предоставлении услуг подвижной радиосвязи на уровне федеральных сетей, создаваемых на основе стандартов NMT-450 и GSM и региональных сетей, создаваемых на основе использования оборудования отечественных стандартов типа "Алтай-3М", "Волемот", "Тулица-4/48", "Ока", "Старт", а также зарубежного оборудования, созданного в соответствии со стандартами типа AMPS, D-AMPS, CDMA и др.

Концепция разработана с учетом реальных условий, сложившихся в Российской Федерации, а также мирового опыта развития подобных систем и необходимости скорейшего насыщения российского рынка услугами подвижной радиосвязи.

Государственная комиссия по электросвязи России

решила:

1. Одобрить представленную Министерством связи Российской Федерации Концепцию развития в России до 2010 года сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования (СПР - ОП) с учетом замечаний и предложений членов ГКЭС.

Министерствам, ведомствам и другим организациям при создании сетей подвижной радиосвязи руководствоваться данной Концепцией.

2. Рекомендовать ЦНИИС Минсвязи России учесть Концепцию развития в России до 2010 года сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования в итоговых документах по результатам НИР "Факел-2".

3. Просить члена ГКЭС Ю.А.Козлова рассмотреть возможность приоритетного финансирования ОКР "Союз-СПР-А" и "Союз-СПР-Ц" с целью ускорения разработки отечественного оборудования для федеральной подвижной радиосвязи общего пользования, соответствующего стандартам NМТ-450 и GSM.

4. Минсвязи России продолжить проработку системно-сетевых вопросов, связанных с организацией сетей подвижной радиосвязи, уделив особое внимание внедрению системы сигнализации по ОКС N 7.

Председатель
Государственной комиссии
по электросвязи при Министерстве
связи Российской федерации,
Министр связи Российской Федерации
В.Б.Булгак

Ученый секретарь комиссии
И.Н.Славский

Одобрено
решением ГКЭС России
от 23 февраля 1994 года N 71

КОНЦЕПЦИЯ
развития в России до 2010 года сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования (в части сотовых, радиально-зоновых и радиальных сетей)

     

     

Введение



Сети сухопутной подвижной радиосвязи создавались на территории России на протяжении последнего тридцатилетия исходя из необходимости организации оперативной связи, в основном, для высших органов государственной власти и управления.

Переход к новым экономическим условиям, стимулирующим развитие деловой активности и предпринимательства, существенно повысил спрос на услуги сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования (СПР-ОП). Удовлетворить его возможно только путем использования современных технологий и выделения дополнительных полос радиочастот для СПР-ОП в диапазонах, определенных регламентом радиосвязи для сухопутной подвижной службы.

Развитие СПР-ОП в России будет также способствовать комплексному развитию сетей связи общего пользования.

Целью настоящей концепции является определение основных направлений и принципов создания сетей СПР-ОП в реальных условиях, сложившихся в Российской Федерации, с учетом мирового опыта развития подобных сетей.

1. Исходные положения концепции

1.1. Под сетями сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования понимается совокупность технических средств (радиооборудование, коммутационное оборудование, соединительные линии и сооружения), с помощью которых можно предоставлять подвижным абонентам связь между собой и с абонентами телефонной сети общего пользования. Вопросы организации сетей персонального радиовызова, использования радиоудлинителей телефонных линий и бесшнуровых телефонов в настоящей концепции не рассматриваются*.

1.2. Сети СПР-ОП в Российской Федерации создаются с целью максимального удовлетворения на современном мировом уровне и в наиболее короткие сроки потребностей в услугах подвижной радиосвязи всех категорий пользователей.

1.3. Сети СПР-ОП являются частью взаимоувязанной сети связи Российской Федерации (ВСС), ее дополнением и расширением. Они должны взаимодействовать с телефонной сетью общего пользования (ТФОП).

Создание ведомственных сотовых сетей целесообразно осуществлять в рамках сотовых сетей общего пользования (на правах виртуальных сетей).

1.4. Принципы организации сетей СПР-ОП основываются на действующих правилах государственного регулирования в отрасли "Связь", снижении доли централизованного планирования и финансирования с учетом расширения форм собственности и законов рыночных отношений. Сети СПР-ОП создаются, в основном, за счет привлечения негосударственных финансовых средств.

1.5. Основой для решения вопросов по внедрению в России систем СПР-ОП являются решения Государственной комиссии по радиочастотам России (ГКРЧ России), определяющие условия использования частотного спектра на территории страны.

1.6. Подключение сетей СПР-ОП к сетям связи общего пользования должно осуществляться по техническим требованиям, согласованным в каждом конкретном случае с соответствующими предприятиями связи.

При создании и эксплуатации сетей СПР-ОП должны использоваться нормативно-технические документы, определяющие общие принципы организации сетей связи общего пользования, нумерацию и сигнализацию. Также должны выполняться общие требования по предоставлению услуг связи, в том числе, и при чрезвычайных ситуациях, а также эксплуатационно-технические требования к средствам и сетям электросвязи по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".

1.7. Все операторы сетей СПР-ОП обязаны принимать участие в развитии и модернизации сетей связи общего пользования, степень которого определяется Министерством связи Российской Федерации (далее - Министерство) при выдаче лицензий.

2. Тенденции развития сетей СПР-ОП в мире


Аналоговые радиальные системы положили начало развитию сетей СПР-ОП во всех странах мира.

Освоение новых полос радиочастот и переход на создание сотовых систем подвижной радиосвязи общего пользования позволили значительно увеличить емкость сетей СПР-ОП. Таким образом большое количество подвижных абонентов получило услуги автоматической местной, междугородной и международной связи.

Использование цифровой технологии сделало оборудование более надежным и обеспечило возможность расширения набора услуг, предоставляемых сетями СПР-ОП.

Унификация оборудования сотовой связи на международном уровне и принятие многими странами единых стандартов позволили предоставлять услуги СПР-ОП и при пересечении подвижными абонентами границ государств.

В экономически развитых странах мира на 100 жителей приходится в среднем 3 радиотелефона, а в странах Скандинавии - 8, где зона обслуживания сетей СПР-ОП охватывает практически всю территорию этих стран (около 98 процентов). Тенденция дальнейшего мирового развития сетей СПР-ОП состоит в создании единой сети СПР-ОП с широким набором услуг для абонентов.

3. Уровень обеспеченности населения России услугами СПР-ОП


По итогам 1993 года количество абонентов сетей СПР-ОП составило около 38000, что соответствует приблизительно 0,025 радиотелефона на 100 жителей.

Все эти абоненты, в основном, сосредоточены в городах с населением свыше 0,2 млн. человек и с учетом исторически сложившейся ситуации, как правило, являются юридическими лицами. Большинство абонентов сетей СПР-ОП пользуются услугами отечественной радиальной системы радиотелефонной связи "Алтай". Системы сотовой подвижной радиосвязи действуют в Москве и Санкт-Петербурге.

4. Направления развития сетей СПР-ОП
 (федеральные и региональные сети СПР-ОП)


Для преодоления имеющегося отставания в области СПР-ОП необходимо построить сети, которые будут

а) основываться на перспективных технологиях;

б) предоставлять широкому кругу российских пользователей услуги местной, междугородной и международной телефонной связи, других служб электросвязи, а также автоматический национальный и международный роуминг, то есть обслуживание блуждающего абонента, приписанного к другому центру коммутации аналогичной сети. При этом качественные показатели предоставляемых услуг должны соответствовать существующим национальным и международным нормам;

в) охватывать, в основном, всю территорию страны;

г) обеспечивать предоставление экстренных услуг связи в условиях возникновения на обслуживаемой территории чрезвычайных ситуаций;

д) интегрироваться с сетями СПР-ОП многих государств.

Сети, отвечающие перечисленным требованиям, получили название федеральных сетей.

Строительство федеральных сетей невозможно без принятия единых стандартов на используемое оборудование, которое также должно быть совместимо с действующими на территории России радиосредствами и иметь возможность взаимодействия с сетями связи общего пользования. С учетом геополитической ориентации России целесообразно внедрять европейские стандарты, разработанные Европейским институтом стандартов связи (ETSI).

Так как оборудование общеевропейского цифрового стандарта GSM отвечает самым современным требованиям, и этот стандарт принят многими странами мира, было решено на его основе строить федеральную цифровую сеть СПР-ОП России.

В связи с тем, что состояние сетей связи общего пользования и имеющиеся в настоящее время ограничения по использованию необходимого частотного ресурса несколько сдерживают создание федеральной сети на основе стандарта GSM (далее - федеральная сеть GSM), предполагается продолжить строительство аналоговой федеральной сети на базе оборудования стандарта NMT-450 (далее - федеральная сеть NMT-450).

В развитии этих федеральных сетей СПР-ОП можно наметить два этапа, сроки которых зависят от проведения конверсии частотного спектра, цифровизации ТФОП, внедрения системы сигнализации ОКС N7 МККТТ:

первый этап - создание федеральной аналоговой сети NMT-450 (1994-2000 годы) с полным набором услуг (в том числе национальный и международный "роуминг") с одновременным созданием фрагментов цифровой федеральной сети GSM при возможных ограничениях по набору услуг;

второй этап - создание федеральной цифровой сети GSM с полным (2001-2010 годы) набором услуг.

Взаимодействие между абонентами федеральных сетей GSM и NMT-450 будет осуществляться через ТФОП, либо по каналам, непосредственно соединяющим коммутационное оборудование этих сетей.

Предполагается, что к 2010 году эти две федеральные сети смогут полностью удовлетворить потребность российских пользователей в современных услугах СПР-ОП. При этом ожидается, что к 2010 году в России процент охвата населения услугами сетей СПР-ОП составит не менее 2 процентов (то есть 2 радиотелефона на 100 жителей).

Создание федеральных сетей GSM и NMT-450 определено как главное направление развития сетей СПР-ОП России до 2010 года, и на этом направлении следует максимально концентрировать усилия операторов, инвесторов и отечественных производителей оборудования связи.

Создание федеральных сетей на основе других технологий целесообразно в случаях, когда федеральные сети NMT-450 и GSM исчерпают свои технические возможности по набору и качеству услуг, а также увеличению числа абонентов и охвату территории.

Так как в настоящее время практически отсутствует отечественное оборудование, соответствующее требованиям стандартов GSM и NMT-450, создание федеральных сетей требует валютных инвестиций.

С целью скорейшего насыщения российского рынка электросвязи услугами СПР-ОП допускается создание региональных сетей, которые прежде всего должны базироваться на отечественном оборудовании.

Региональные сети могут предоставлять абонентам меньший, чем в федеральных сетях СПР-ОП, набор услуг и зона их обслуживания ограничивается территорией региона (территорией, совпадающей с междугородной зоной нумерации) или даже отдельного населенного пункта. Для их создания разрешается использовать любой тип оборудования СПР-ОП, кроме оборудования стандартов GSM и NMT-450.

Региональные сети могут работать в традиционном для России диапазоне 330 МГц (радиальные системы типа "Алтай", радиально-зоновые и др.) и в диапазоне 800 мГц, где для этих целей имеются согласованные полосы частот. Они могут создаваться также с использованием и других диапазонов, если на это имеются соответствующие разрешения ГКРЧ России.

Каждая региональная сеть обслуживает только закрепленных за ней абонентов.

Условия организации региональных сетей СПР-ОП определяются Министерством при выдаче лицензий с учетом состояния и развития федеральных сетей СПР-ОП, возможностей использования отечественного оборудования СПР-ОП и желаний администраций регионов (на уровне субъектов Федерации).

Региональные сети могут также использоваться для решения вопросов телефонизации труднодоступных районов и территорий с низкой полностью населения.

5. Условия, обеспечивающие развитие сетей СПР-ОП в России (федеральные и региональные операторы.
Национальные координационные комитеты)


Принципы организаций сетей СПР-ОП соответствуют новым экономическим подходам к отрасли "Связь", то есть снижению доли централизованного планирования и финансирования, использованию различных форм собственности.

Повышенная заинтересованность отечественных коммерческих структур и зарубежных фирм во вложении своих финансовых средств в конкретные проекты по организации сетей СПР-ОП позволяет считать коммерческую основу вполне оправданной. Любые юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут стать операторами сетей СПР-ОП, если они берут на себя обязательства создавать эти сети в соответствии с существующими нормами и правилами, выполнять все требования Министерства, изложенные в лицензиях на право предоставления услуг связи.

Все операторы сетей СПР-ОП должны принимать участие в модернизации и развитии ТФОП, а также в других мероприятиях, способствующих развитию сетей СПР-ОП.

Операторы делятся на федеральных и региональных.

Федеральными считаются те операторы, которые участвуют в создании федеральных сетей СПР-ОП Российской Федерации, имея на это соответствующие лицензии.

Федеральные операторы обязаны предоставлять услуги всем абонентам федеральной сети соответствующего стандарта, независимо от места регистрации этих абонентов.

Целесообразно объединение федеральных операторов сети GSM и сети NMT-450 в два национальных координационных комитета соответственно с целью разработки технических и административных мероприятий по обеспечению национального и международного роуминга, определения условий использования федеральных сетей при чрезвычайных ситуациях, согласования вопросов участия федеральных операторов в мероприятиях по модернизации и развитию ТФОП, проведение которых необходимо для реализации проектов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»