ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 19 февраля 2007 года N 15-13/5931


О направлении информации



Правовое управление ФТС России рассмотрело ваше обращение по вопросам пересечения российско-белорусской границы физическими лицами и сообщает.

Для правового понимания применения норм международных договоров необходимо четко представлять и разграничивать предмет регулирования международных соглашений. Международные договоры по предмету регулирования вопросов переселения на территорию другого государства и международные договоры по предмету регулирования вопросов временного пересечения гражданами сопредельных государств или государств - членов ЕврАзЭС являются различными по объему предоставляемых таможенных льгот и порядку их предоставления.

1. Добровольное переселение в Российскую Федерацию возможно на основе международных соглашений.

В настоящее время заключено 11 двусторонних международных соглашений с государствами СНГ и Балтии: 3 межгосударственных соглашения - с Таджикистаном, Туркменистаном, Украиной и 8 межправительственных соглашений - с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Латвией и Эстонией. Разработано и подготовлено к подписанию соглашение с Республикой Молдова.

Российской Федерацией все соглашения ратифицированы, однако соглашения с Грузией, Таджикистаном и Эстонией не вступили в силу, поскольку не ратифицированы другой Стороной.

Указанные международные договоры рассматриваются в качестве правового инструмента защиты имущественных и социальных прав российских соотечественников за рубежом.

Из вступивших в силу соглашений применяются четыре - с Латвией, Киргизией, Туркменистаном и Арменией. В этих государствах открыты представительства Федеральной миграционной службы, которые выдают удостоверения переселенца (Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы").

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 30 октября 1996 года для Российской Федерации не применяется в связи с отсутствием механизма его реализации.

Предоставление таможенных льгот лицам, переселяющимся из иностранных государств на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также признанным в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, урегулировано постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года N 718 "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" (далее - Положение).

Положением предусмотрено, что:

- физические лица, переселяющиеся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, могут ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов товары (за исключением транспортных средств), бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию Российской Федерации (п.7),

- автомобили могут ввозиться на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин и налогов упомянутыми физическими лицами в случае ввоза ими автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация или другое государство - участник СНГ и которые были приобретены ими до въезда в Российскую Федерацию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п.12).

2. Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств  -участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты от 24 ноября 1998 года (далее - Соглашение) разработано в целях реализации положений Заявления глав государств - участников Договора от 29 марта 1996 года "О десяти шагах навстречу простым людям" от 28 апреля 1998 года (далее - Заявление).

В соответствии с п.5 Заявления предусмотрено расширение возможности беспрепятственного провоза в согласованном порядке багажа граждан, не предназначенного для производственной или иной коммерческой деятельности, а также обеспечение гражданам свободного и равного права пересечения границ четырех государств, пограничного, таможенного и иных видов контроля (п.2).

Заявление не предусматривало отмены ни пограничного, ни таможенного, ни иных видов контроля.

В целях реализации положений Заявления нормы Соглашения прописаны недостаточно корректно, поэтому не позволяют однозначно понимать и трактовать их, что создает большие затруднения при его применении и приводит к направлению таможенным службам многократных обращений и жалоб физических лиц, в части его применения должностными лицами таможенных органов и его понимании.

Вместе с тем нормы Соглашения должны быть понятны каждому гражданину и прописаны четко, а таможенные процедуры - быть прозрачными.

Согласно ст.5 Соглашения товары, происходящие из государств - участников Таможенного союза, пропускаются через их внутренние таможенные границы без ограничений по весу, количеству, стоимости и декларирования в письменной форме, взимания таможенных платежей, налогов и сборов, за исключением таможенных сборов за хранение. При этом положения настоящей статьи не распространяются на товары, запрещенные либо ограниченные к ввозу/вывозу в соответствии с национальными законодательствами государств - участников Таможенного союза.

В настоящее время также действует Протокол об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности, и валюты, перемещаемых физическими лицами через таможенные границы государств - участников Таможенного союза от 22 января 1998 года (далее - Протокол), который предусматривает, что валюта и товары перемещаются через таможенные границы государств - участников Таможенного союза в соответствии с национальным законодательством каждого из государств (ст.2).

Декларирование валюты и товаров при их перемещении через внутренние таможенные границы между государствами - участниками Таможенного союза в письменной форме не производится, за исключением валюты и товаров, запрещенных и ограниченных к ввозу и вывозу, в том числе в стоимостном и количественном выражении, в соответствии с национальным законодательством каждого из государств, декларирование которых производится в письменной форме (ст.3).

Протокол учитывает стоимостные и количественные ограничения, установленные национальным законодательством, в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, положения Соглашения - нет.

Нормы одного международного договора (Протокола) не корреспондируются с нормами другого международного договора (Соглашения).

В соответствии со ст.6 Соглашения без декларирования в письменной форме, взимания таможенных платежей и сборов за таможенное оформление через таможенные границы пропускаются товары при условии, что их общая стоимость не превышает 1000 долларов США, а вес багажа до 50 кг на одного человека.

Однако п.1 ст.282 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) устанавливает более благоприятные условия: полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется при ввозе физическими лицами товаров, стоимость которых не превышает 65 тыс.руб.

Положением, физические лица могут без уплаты таможенных пошлин, налогов ввозить в Российскую Федерацию предназначенные для личного пользования товары стоимостью до 65 тыс.руб. и весом до 36 кг, а согласно приложению к вышеуказанному постановлению физические лица не моложе 17 лет могут ввозить не более 2 литров алкогольных напитков и не более 200 сигарет или 250 граммов табака (иных табачных изделий) без уплаты таможенных пошлин и налогов, а в случае ввоза табачных изделий только одного вида допускается ввоз 400 сигарет или 500 граммов табака (иных табачных изделий) без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Как следует из положений абзацев 2 и 3 п.1 ст.282 ТК России, порядок применения единых ставок таможенных пошлин и налогов, а также количественные пределы ввозимых товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов или применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Следуя общепризнанным нормам и принципам международного права, согласно п.1 ст.31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, в соответствии с которым договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора, а также положениям Заявления глав государств - участников Договора от 29 марта 1996 года "О десяти шагах навстречу простым людям" нормы Соглашения не распространяются на транспортные средства.

Вместе с тем данная норма четко не фиксируется в Соглашении.

В целях приведения положений Соглашения в соответствие с общепризнанными нормами и правилами международного права, а также нормами иных международных договоров в рамках ЕврАзЭС, ФТС России поддержало предложение Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29 июля 2005 года N 02/2475 о внесении изменений и дополнений в Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств - участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты от 24 ноября 1998 года.

Установление на законодательном уровне беспошлинной квоты на ввоз товаров физическими лицами в упрощенном порядке до определенных пределов соответствует международной таможенной практике регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей.

Например, в рекомендуемом правиле 16 гл.1 Специального приложения J к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года, в редакции Брюссельского Протокола 1999 года (далее - Киотская конвенция), таможенные льготы, предусмотренные в отношении табачных изделий и алкогольных напитков, могут предоставляться лицам, достигшим определенного возраста, и могут не предоставляться или предоставляться лишь в ограниченных количествах лицам, которые часто пересекают границу или которые отсутствовали в стране менее 24 часов.

Следует отметить, что существует разница между стоимостными ограничениями, предусмотренными нормами Протокола и ТК России с одной стороны, и нормами Соглашения с другой стороны.

Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется либо предоставляется в уменьшенных пределах для товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами, не достигшими определенного возраста, а также физическими лицами, которые часто пересекают таможенную границу.

3. Соглашение затрагивает вопросы перемещения товаров и транспортных средств через внутренние таможенные границы государств - участников Соглашения Таможенного союза и содержит нормы, ухудшающие положения лиц, по сравнению с ТК России, в части стоимостных ограничений при перемещении товаров через внутренние таможенные границы.

Кроме того, положения ст.6 Соглашения противоречат нормам национального законодательства Российской Федерации (п.1 ст.282 ТК России), а также национальному законодательству Республики Беларусь, в частности, Правилам ввоза, вывоза и пересылки наличной валюты, платежных документов в иностранной валюте, памятных монет из драгоценных металлов физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь (далее - Правила), утвержденным постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 июля 2000 года N 19.1 (в ред. постановлений Нацбанка от 14 марта 2003 года N 48, от 26 сентября 2003 года N 169), и главе 2 "Декларирование товаров в письменной форме" Положения о форме и порядке декларирования товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь, утвержденного постановлением ГТК Республики Беларусь от 20 февраля 2002 года N 7 (в ред. постановления ГТК РБ от 14 марта 2003 года N 18).

Акты таможенного законодательства Республики Беларусь, имеющиеся в Правовом управлении, показывают, что согласно указанному Положению декларирование товаров в письменной форме производится в Республике Беларусь без учета норм Протокола и Соглашения, в соответствии только с национальным законодательством.

Следует также отметить, что единой таможенной территории между Российской Федерацией и Республикой Беларусь не существует, в этой связи применение заключенных международных договоров в полном объеме является достаточно спорным.

Законодательство Российской Федерации в области таможенного дела, регулирующее ввоз физическими лицами товаров для личного пользования, позволяет защитить интересы отечественных производителей, увеличить объемы учитываемой государством торговой деятельности, значительно снизить экономический ущерб, возникающий при ввозе товаров для коммерческих целей под видом товаров для личного и семейного пользования физических лиц.

В этой связи считаем действия таможенных органов Российской Федерации обоснованными.

Первый заместитель начальника
Правового управления
Е.В.Горшкова




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»