МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 апреля 2007 года N 150

Об утверждении Федеральных авиационных правил по штурманской службе государственной авиации

(с изменениями на 18 июля 2010 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобороны России от 18 июля 2010 года N 961 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 48, 29.11.2010).

____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 года N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст.1593; 2000, N 17, ст.1875)

приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2007 года прилагаемые Федеральные авиационные правила по штурманской службе государственной авиации.


Министр обороны
Российской Федерации
А.Сердюков


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

13 июня 2007 года,

регистрационный N 9636   

     

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 30 апреля 2007 года N 150

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
по штурманской службе государственной авиации

(с изменениями на 18 июля 2010 года)


I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила по штурманской службе государственной авиации (далее именуются - Правила) определяют предназначение и задачи штурманской службы, права и обязанности ее должностных лиц, содержание и общий порядок проведения штурманской подготовки и штурманского обеспечения полетов государственной авиации, а также содержание мероприятий по обеспечению безопасности воздушной навигации и боевого применения авиационных комплексов (воздушных судов).

________________

Далее в тексте настоящих Правил, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: штурманская служба государственной авиации - штурманской службой, Министерство обороны Российской Федерации - Минобороны России, Министерство внутренних дел Российской Федерации - МВД России, Федеральная служба безопасности Российской Федерации - ФСБ России, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - МЧС России, Федеральная таможенная служба - ФТС России, Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО  (ДОСААФ).

2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации.

3. Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми авиационными формированиями федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Для штурманской службы федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации, разрешается разрабатывать служебные документы по штурманской службе, учитывающие специфику их работы и уточняющие порядок штурманского обеспечения полетов (боевых действий).

4. В целях настоящих Правил применяются следующие понятия и определения:

авиационный комплекс - воздушное судно с системой авиационного вооружения, бортового оборудования и наземными средствами обеспечения, предназначенными для решения боевых и специальных задач;

авиационные средства поражения - боевые (учебно-боевые) средства, обеспечивающие непосредственное поражение целей и решение вспомогательных задач, не связанных с поражением целей. Включают: ракеты, бомбардировочные средства (основного и вспомогательного назначения), мины, торпеды, артиллерийские боеприпасы;

боевое применение авиационного комплекса (воздушного судна) (далее именуется - боевое применение) - использование авиационного комплекса (воздушного судна) для поражения наземных (морских), воздушных (космических) целей или решения других боевых и специальных задач;

воздушная навигация (далее именуется - навигация) - комплекс действий экипажа, направленных на достижение наибольшей точности, надежности и безопасности вождения воздушного судна и групп воздушных судов по заданной траектории, а также в целях вывода их по месту и времени на заданные объекты (цели) и аэродромы посадки;

воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (Воздушный кодекс Российской Федерации, статья 32; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383);

выход на цель - выход в определенную область пространства относительно цели, из которой обеспечивается ее обнаружение, опознавание и решение задачи боевого применения;

минимальный остаток топлива после посадки - остаток топлива на момент касания земной, водной или иной поверхности и окончания пробега (дросселирования двигателя после приземления при вертикальной посадке), обеспечивающий повторный заход на посадку и самостоятельное движение ВС по площади маневрирования до выключения двигателей;

________________

Применяемые сокращенные наименования и обозначения приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.


прицельно-навигационный комплекс - автоматизированная система, предназначенная для решения задач навигации, управления полетом и вооружением;

прицельно-навигационное оборудование - оборудование, обеспечивающее решение задач навигации и боевого применения;

район применения (разрешенная зона применения) оружия - область пространства, из которой возможны (разрешены) пуск (сброс) авиационных средств поражения и их наведение на заданные цели и по заданной (программной) траектории полета;

система авиационного вооружения (далее именуется - авиационное вооружение) - совокупность бомбардировочного, ракетного и артиллерийского вооружения авиационного комплекса, предназначенная для применения авиационных средств поражения.

5. Штурманская служба предназначена для решения вопросов теории и практики воздушной навигации и боевого применения, организации и проведения штурманской подготовки, штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий) авиационных формирований, обеспечения безопасности воздушной навигации и боевого применения авиационных комплексов воздушных судов) (далее - обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении) и является летной службой.

6. Основными задачами штурманской службы являются:

обеспечение высокой точности, надежности, безопасности навигации и эффективности боевого применения;

достижение и поддержание высокого уровня штурманской подготовки авиационных формирований;

разработка и реализация мероприятий штурманского обеспечения полетов (боевых действий);

разработка и реализация мероприятий топогеодезического обеспечения задач, решаемых штурманской службой;

разработка и реализация мероприятий по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении;

развитие и совершенствование теории и практики навигации, боевого применения;

организация контроля, анализа и оценки точности навигации и боевого применения;

определение требований к навигационному оборудованию районов полетов (боевых действий), навигационно-временному обеспечению полетов (боевых действий) государственной авиации и участие в их реализации.

Задачи штурманская служба решает самостоятельно и во взаимодействии со штабами и другими службами авиационных формирований.

7. Успешное решение задач штурманской службы достигается:

высокой организацией и качественным проведением штурманской подготовки летного состава авиационных формирований;

повышением уровня специальных знаний и навыков, методической подготовки руководящего состава штурманской службы;

высокой организацией разработки и реализации мероприятий штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий);

своевременным и четким выполнением мероприятий штурманского обеспечения, направленных на повышение безопасности полетов;

организацией контроля за состоянием ПНК (ПНО), авиационного вооружения и десантного оборудования ВС (АК), аппаратуры разведки (поиска) и бортовых средств радиоэлектронной борьбы, за готовностью к работе автоматизированных рабочих мест из состава автоматизированных систем управления, средств радиотехнического обеспечения полетов;

анализом и объективностью оценки состояния штурманской подготовки, штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий) авиационных формирований, обеспечения безопасности полетов в штурманском отношении;

взаимодействием с другими отделами (отделениями) и службами командующих (командиров) и штабов авиационных формирований по вопросам планирования и организации мероприятий штурманского обеспечения, требующих соответствующих совместных решений и действий;

повышением уровня автоматизации решения задач штурманской службы в повседневной и боевой деятельности.

8. Руководство штурманской службой осуществляют:

а) в Минобороны России:

в Военно-воздушных силах - главный штурман Военно-воздушных сил;

в Военно-воздушных силах и противовоздушной обороне Военно-морского флота - главный штурман Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Военно-морского флота;

в авиации Ракетных войск стратегического назначения - главный штурман службы начальника авиации Ракетных войск стратегического назначения;

в авиации Космических войск - главный штурман службы начальника авиации Космических войск;

в авиации Воздушно-десантных войск - старший инспектор-штурман авиационно-технической службы Воздушно-десантных войск;

б) в МВД России:

в авиации ВВ МВД России - начальник штурманской службы - главный штурман отдела боевого применения авиационного управления Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

в авиации ОВД МВД России - главный штурман центра авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации;

в) в авиации ФСБ России - заместитель начальника Управления - главный штурман начальника отдела Управления авиации Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

г) в авиации МЧС России - старший инспектор-штурман (начальник штурманской службы) Управления авиации и авиационно-спасательных технологий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации;

д) в авиации ФТС России - главный штурман отдела организации летной эксплуатации и применения воздушных судов авиационной и морской службы Федеральной таможенной службы;

е) в авиации РОСТО (ДОСААФ) - начальник штурманской службы - главный штурман авиации Российской оборонной спортивно-технической организации;

ж) в авиационном объединении - главный штурман авиационного объединения;

________________

Здесь и далее в тексте настоящих Правил под авиационным объединением понимаются Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны; Командование дальней авиации; Командование военно-транспортной авиации; Командование ВВС и ПВО; Управление авиации Федеральной службы безопасности России (сноска в редакции приказа Минобороны России от 18 июля 2010 года N 961 - см. предыдущую редакцию).

з) в авиационном соединении - главный (старший) штурман соединения;

________________

Здесь и далее в тексте настоящих Правил под авиационным соединением понимаются Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации; авиационная база 1 разряда; бригада воздушно-космической обороны; центр боевого применения и переучивания летного состава; центр боевой подготовки и боевого применения; авиационно-спасательный центр; государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования по подготовке авиационных специалистов; авиационный центр и авиационная база авиации Федеральной службы безопасности России (сноска в редакции приказа Минобороны России от 18 июля 2010 года N 961 - см. предыдущую редакцию).

и) в авиационной части - старший штурман авиационной части;

________________

Здесь и далее в тексте настоящих Правил под авиационной частью понимаются отдельное авиационное звено; отдельный авиационный отряд; авиационный отряд отдельного базирования; отдельная авиационная эскадрилья; авиационно-спасательная база; авиационная группа; авиационная база 2 и 3 разрядов; авиационный полк; учебный авиационный полк; центр показа авиационной техники; испытательный центр; учебный авиационный центр; центр авиации; авиационный отряд специального назначения; объединенный авиационный отряд; объединенный авиационный отряд специального назначения; авиационная спортивная организация Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России; авиационный отдел Федеральной таможенной службы (сноска в редакции приказа Минобороны России от 18 июля 2010 года N 961 - см. предыдущую редакцию).

к) в авиационной эскадрилье (группе) - штурман авиационной эскадрильи (группы);

л) в авиационном звене (отряде) - штурман (летчик-штурман) звена (отряда).

     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»