Недействующий

     

Проект N 386175-4


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона "О банке развития"

     Принят Государственной Думой
      20 апреля 2007 года

Статья 1


Внести в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492; 2001, N 33, ст.3424; 2002, N 12, ст.1093; 2006, N 31, ст.3439; N 52, ст.5497) следующие изменения:

1) часть четвертую статьи 7 изложить в следующей редакции:

"Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.";

2) в статье 13:

а) часть первую после слов "за исключением случаев, указанных в" дополнить словами "части девятой настоящей статьи и в";

б) дополнить частью девятой следующего содержания:

"Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" вправе осуществлять банковские операции, право на осуществление которых предоставлено ей на основании Федерального закона "О банке развития".";

3) статью 40 дополнить частью второй следующего содержания:

"Банк России устанавливает особенности ведения бухгалтерского учета государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".".

Статья 2


Пункт 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.4; 2003, N 50, ст.4858; 2004, N 30, ст.3085) дополнить словами "и страхованию экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, осуществляемому государственной корпорацией, которой право на осуществление такой деятельности предоставлено федеральным законом, на основании которого она создана".

Статья 3


Пункт 1 статьи 7_1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145; 1999, N 28, ст.3473) дополнить абзацем следующего содержания:

"В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.".

Статья 4


Внести в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1918; 2002, N 52, ст.5141; 2006, N 17, ст.1780) следующие изменения:

1) часть вторую статьи 4 дополнить словами ", а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана";

2) статью 39 изложить в следующей редакции:



"Статья 39. Лицензирование деятельности профессиональных
участников рынка ценных бумаг

1. Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи.

2. Право на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг может быть предоставлено государственной корпорации федеральным законом, на основании которого она создана.

3. Кредитные организации и государственные корпорации осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

4. Дополнительным основанием для отказа в выдаче кредитной организации лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ее приостановления или аннулирования является аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России.

5. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.

6. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи.

7. Условием оказания брокером и (или) дилером услуг по подготовке проспекта ценных бумаг является его соответствие установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг требованиям к размеру собственного капитала и квалификационным требованиям к сотрудникам (работникам).".

Статья 5


Пункт 5 статьи 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2003, N 22, ст.2066; N 52, ст.5037; 2004, N 31, ст.3231; 2006, N 31, ст.3436) после слов "банк Российской Федерации" дополнить словами "и государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Статья 6


Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2002, N 22, ст.2026; 2003, N 1, ст.2, 6; N 28, ст.2886; N 52, ст.5030; 2004, N 27, ст.2711; N 34, ст.3520; 2005, N 1, ст.30; N 24, ст.2312; N 52, ст.5581; 2006, N 31, ст.3443; N 45, ст.4627; 2007, N 1, ст.39) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 251 дополнить подпунктом 34 следующего содержания:

"34) доходы государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".";

2) статью 270 дополнить пунктом 48_6 следующего содержания:

"48_6 расходы государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".".

Статья 7


Часть 3 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4859; 2004, N 27, ст.2711; 2005, N 30, ст.3101) изложить в следующей редакции:

"3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.".

Статья 8

     

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением статей 5 и 6 настоящего Федерального закона.

2. Статья 5 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.



Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проектам федеральных законов "О Банке развития" и
"О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона
"О банках и банковской деятельности" в связи с принятием
Федерального закона "О Банке развития"



Целью проекта федерального закона "О Банке развития" является создание государственного финансового института развития - государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (далее - Банк развития) - для стимулирования экономического роста и обеспечения развития экономики Российской Федерации путем содействия повышению эффективности инвестиционной деятельности, привлечению инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, развитию производственной и финансовой инфраструктуры, обеспечения поддержки инновационной деятельности, экспорта российских товаров, работ и услуг, а также малого и среднего бизнеса.

Сегодня в мире насчитывается около 750 институтов развития, преимущественно банков (без учета межгосударственных), охватывающих своею деятельностью большинство стран. Важную роль деятельность банков развития играет в экономиках таких крупных стран, как Германия, Япония, Италия, Китай, Индия, Бразилия, Мексика.

На их долю приходится заметная доля совокупных банковских активов в значительной части регионов мира и крупных стран (например, Южная Азия - 12%, Латинская Америка - 10%, Германия - 8%), а также существенная доля выданных национальными банками кредитов (в странах Латинской Америки - в среднем 30%).

Среди секторов, на которые деятельность институтов развития оказывала и оказывает наиболее сильное воздействие относятся: производственная и социальная инфраструктура; капиталоемкие отрасли промышленности (нефтедобывающая промышленность, металлургия, химия и нефтехимия, тяжелое машиностроение), сельское хозяйство.

Институты развития сыграли ключевую роль в послевоенном восстановлении экономической инфраструктуры и базовых отраслей промышленности таких развитых стран, как Германия, Италия, Франция, Япония. В более поздний период они внесли серьезный вклад в технологическое перевооружение энергетики, автомобилестроения, рыбной промышленности Японии; в энергосбережение, развитие коммунальной инфраструктуры, жилищное строительство Германии. В странах Латинской Америки за счет инвестиций институтов развития были созданы целые новые отрасли национальных экономик (прежде всего, в добывающей промышленности и машиностроении).

Также велика роль институтов развития в стимулировании развития отстающих регионов различных стран (Бразилия, Мексика, Япония и др.).

Деятельность институтов развития направлена на обеспечение финансирования важных для развития страны областей экономики, которые в силу долгосрочности, низкой доходности или повышенного риска ограничены в поступлении частного капитала.

Таким образом, основной идеей законопроекта является создание, в соответствии с международной практикой, государственного финансового института развития в организационно-правовой форме государственной корпорации, которая будет способствовать развитию экономики и в том числе внешнеэкономической деятельности.

Создание Банка развития планируется осуществить на основе трансформации Внешэкономбанка СССР с учетом имеющегося у него потенциала - уровня капитализации, действующей организационной структуры, имеющегося международного имиджа, накопленного опыта проведения сложнейших кредитных и финансовых операций. Таким образом, параллельно решается задача реорганизации Внешэкономбанка СССР, поставленная "Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

Разрабатываемый законопроект также будет выполнять функции учредительных документов создаваемого Банка развития.

Предметом правового регулирования законопроекта являются правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок реорганизации и ликвидации Банка развития.

В настоящее время в международной практике сложились определенные принципы создания и деятельности финансовых институтов развития. Для такого рода институтов предусматривается, что они создаются не для получения прибыли, направлены на обеспечение привлекательности определенных сегментов экономики для частного капитала, они ограничены по кругу допустимых финансовых операций и осуществляют финансирование совместно с частными инвесторами. В законопроекте предлагается закрепить все названные признаки финансовых институтов развития.

Законопроект закрепляет конструкцию государственной корпорации, которая, с одной стороны, основана на зарубежной практике создания финансовых институтов развития, а с другой стороны, учитывает особенности российского законодательства и практики реализации подобного рода организаций. С учетом этого, такого рода государственный финансовый институт развития предлагается создать в организационно-правовой форме государственной корпорации, обеспечив контроль за ее деятельностью со стороны Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти.

Законопроект основан на следующих принципах правового регулирования. В первую очередь проект закрепляет четкие цели, для достижения которых создается Банк развития. Деятельность по достижению закрепленных в законопроекте целей позволит обеспечить развитие наиболее сложной категории инвестиционных проектов, реализация которых окажет положительное влияние на экономику в целом.

Банк развития будет действовать в целях стимулирования экономического роста и обеспечения развития экономики Российской Федерации путем стимулирования инвестиционной деятельности, привлечения инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, развития производственной и финансовой инфраструктуры, обеспечения поддержки инновационной деятельности, поддержки экспорта российских товаров, работ и услуг, а также малого и среднего бизнеса.

Деятельность Банка развития будет состоять в организации среднесрочного и долгосрочного финансирования инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики Российской Федерации; содействии привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, формировании позитивного имиджа Российской Федерации за рубежом; развитию и совершенствованию механизмов финансирования инвестиционных проектов в Российской Федерации; обеспечении финансовой поддержки и реализации экспортно-импортной политики Российской Федерации; участии в реализации программ поддержки приоритетных отраслей и секторов экономики Российской Федерации, включая поддержку малого и среднего бизнеса; содействии развитию финансовых рынков.

Банк развития будет создан за счет имущества Российской Федерации и будет полностью контролироваться государством на всех этапах его формирования и функционирования.

В соответствии с законопроектом, капитал Банка развития формируется в размере не менее 70 миллиардов рублей и может быть увеличен по решению Правительства Российской Федерации, принимаемому по предложению Наблюдательного совета Банка развития за счет дополнительного имущественного взноса Российской Федерации или за счет прибыли Банка развития.

Капитал Банка развития формируется в том числе посредством внесения в качестве имущественного взноса Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности акций ОАО "Российский банк развития" и ЗАО "Российский экспортно-импортный банк".

Следуя международной практике, законопроект устанавливает перечень операций, которые вправе осуществлять Банк развития. К основным допустимым операциям можно отнести предоставление займов (кредитов), выдачу поручительств (банковских гарантий), участие в уставном капитале хозяйственных обществ, а также другие операции, необходимые для осуществления устанавливаемых законом функций Банка развития.

Для решения вопроса о создании государственной корпорации развития потребуется внесение соответствующих поправок в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", предоставляющих право осуществлять банковские операции.

Принятие законопроектов позволит обеспечить экономический рост в тех жизненно важных для государства отраслях (сферах) экономики, в которые частный капитал не поступает или поступает в недостаточной мере, что позволит обеспечить сбалансированный экономический рост в Российской Федерации.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»