ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 апреля 2007 года N 484-р

[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы
"Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год
и на период до 2015 года"
]

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года".

2. Определить государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" (далее Программа) - Росатом, государственными заказчиками Программы МЧС России, Росгидромет, Ростехнадзор, Росатом, Росстрой, ФМБА России, Росморречфлот, Роспром, Роснауку и Рособразование.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 131,82 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Росатому обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 19 апреля 2007 года
N 484-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Обеспечение
ядерной и радиационной безопасности на 2008 год
и на период до 2015 года"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации

Атомная отрасль Российской Федерации, активное формирование которой начиналось в 40-50-х годах XX века в интересах обороны, в настоящее время играет определяющую роль в обеспечении обороноспособности страны и ее энергообеспечении, представляет собой высокотехнологичную и конкурентоспособную на мировом рынке отрасль. Наличие полного комплекса ядерных технологий является признаком технологического развития страны. При этом необходимым условием применения и развития ядерных технологий является обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Мировой и отечественный опыт показывают, что снижение требований к уровню обеспечения ядерной и радиационной безопасности приводит к масштабным и долговременным негативным последствиям. Обеспечение безопасности развивающейся атомной энергетики и промышленности способствует эффективному использованию атомной энергии в других сферах деятельности, в том числе в геологоразведке и добыче полезных ископаемых, науке и медицине.

Программой развития атомной отрасли Российской Федерации и Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (далее - Основы государственной политики), утвержденными Президентом Российской Федерации, определено, что обеспечение ядерной и радиационной безопасности соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития и является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации.

Основными направлениями обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются безопасное функционирование объектов использования атомной энергии на всех этапах их жизненного цикла и развитие государственных систем управления и регулирования в данной сфере деятельности.

На протяжении десятилетий шло накопление проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, главным образом при обращении с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также проблем, связанных с выводом из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов. В последние годы на обеспечение ядерной и радиационной безопасности в отношении ядерно и радиационно опасных объектов, включая объекты оборонно-промышленного комплекса, ежегодно расходуется свыше 20 млрд. рублей собственных средств организаций. До настоящего времени фактически отсутствовал эффективный подход к решению накопившихся проблем. Значительные усилия были предприняты только в отношении утилизации атомных подводных лодок. В данный момент эти работы ведутся в рамках федеральной целевой программы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)".

К настоящему времени в мире (США, Великобритания и другие страны) имеется опыт решения проблем, связанных с реализацией ядерных оборонных и энергетических программ. В последние 15-20 лет ведущими ядерными государствами начали осуществляться масштабные государственные программы по ликвидации наследия гонки вооружений, в том числе по выводу из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов и реабилитации радиационно загрязненных территорий. На эти цели выделены десятки миллиардов долларов. Уже в 80-х годах прошлого века в некоторых ядерных государствах были сформированы накопительные фонды для безопасного длительного хранения отработавшего ядерного топлива, окончательной изоляции радиоактивных отходов и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов.

Принципиальным выводом, который можно сделать на основе мирового опыта, является необходимость определяющей роли государства в решении проблем, возникших в результате гонки вооружений, а также активного участия бизнеса в создании эффективной системы по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.

В целях решения приоритетных задач по обеспечению ядерной и радиационной безопасности была разработана федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы.

Общий объем финансирования указанной программы за счет средств федерального бюджета составил 943,2 млн. рублей. Государственные капитальные вложения в размере 293,6 млн. рублей направлялись на создание объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, их утилизации и захоронению. В рамках этой программы был выполнен большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Осуществлена деятельность по оценке и анализу ситуации с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, результаты которой нашли отражение в Основах государственной политики. Получили развитие такие системы, необходимые для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности, как система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки в Российской Федерации и ряд других. В целом реализация программы позволила достичь прогресса в решении общих научных и технологических задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности, но не изменила ситуацию в данной области, так как не были созданы действенный инструментарий и соответствующие условия для эффективного решения этих задач в будущем.

Современная ситуация в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности характеризуется 3 ключевыми факторами:

необходимостью формирования государственной системы обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии;

наличием ядерно и радиационно опасных объектов оборонно-промышленного комплекса, не отвечающих современным требованиям ядерной и радиационной безопасности (далее - ядерное наследие), представляющих угрозу национальной безопасности;

признанием необходимости решения накопившихся проблем на государственном уровне и недопустимости их дальнейшего откладывания.

Масштаб этих проблем в Российской Федерации характеризуется следующими причинами:

остановлены, но не выведены из эксплуатации ядерно и радиационно опасные объекты Федерального агентства по атомной энергии (4 блока атомных электростанций, 10 промышленных уранграфитовых реакторов и свыше 110 ядерно и радиационно опасных объектов иного назначения), Федерального агентства по промышленности, Федерального агентства морского и речного транспорта и других федеральных органов исполнительной власти (до 50 объектов);

не обеспечена надежная изоляция от окружающей среды на некоторых приповерхностных хранилищах радиоактивных отходов. Требуется их приведение в безопасное состояние и создание новых пунктов захоронения радиоактивных отходов;

не изолированы от окружающей среды большие объемы радиоактивных отходов (Теченский каскад водоемов, бассейны-отстойники и хвостохранилища организаций ядерного топливного цикла);

накоплено свыше 18500 тонн отработавшего ядерного топлива. Близкими к критическим являются показатели заполнения хранилищ отработавшего ядерного топлива на атомных электростанциях с реакторами типа РБМК и ЭГП-6, пристанционных хранилищ радиоактивных отходов;

источники ионизирующего излучения используются более чем в 15900 организациях, что существенно повышает их уязвимость в отношении террористических угроз;

не получили нормативного, правового и технологического решения проблемы реабилитации объектов, образованных ядерными взрывными технологиями (объекты мирных ядерных взрывов);

не реализованы в полной мере некоторые требования международных актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, ратифицированных Российской Федерацией;

перешагнули 50-60-летний рубеж и требуют незамедлительной модернизации инженерные системы некоторых ядерно и радиационно опасных объектов.

Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" (далее - Программа) призвана обеспечить создание всех необходимых условий, при которых ядерная и радиационная безопасность будет обеспечиваться на долгосрочную перспективу.

Реализация комплекса мероприятий Программы должна обеспечить создание необходимых предпосылок для:

повышения уровня и качества жизни населения;

укрепления национальной безопасности страны;

формирования условий развития атомной энергетики.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности программно-целевым методом обосновано прежде всего:

значимостью проблемы;

невозможностью комплексного решения проблемы в приемлемые сроки и необходимостью государственной поддержки для ее решения;

необходимостью внедрения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

необходимостью межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и эксплуатирующих организаций, а также необходимостью концентрации усилий и ресурсов (в том числе бюджетных и внебюджетных средств) на приоритетных направлениях обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

необходимостью снижения неизбежных затрат в будущем на ликвидацию последствий реализации ядерных оборонных программ и реализацию отложенных научных и технологических решений;

необходимостью создания условий для целевого и адресного использования ресурсов с целью решения задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности по приоритетным направлениям;

длительностью процесса вывода из эксплуатации и (или) ликвидации ядерно и радиационно опасных объектов.

Программно-целевой метод создает условия для достижения мультипликативного эффекта при использовании средств из различных источников ресурсного обеспечения при реализации мероприятий Программы.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода

Без использования программно-целевого метода решения задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности вероятно развитие ситуаций, связанных:

с увеличением риска радиационных аварий на ядерно и радиационно опасных объектах, относящихся к ядерному наследию;

со снижением уровня комплексной защищенности ядерно и радиационно опасных объектов в отношении внутренних и внешних угроз, в том числе угроз террористических проявлений;

с потерей межведомственной координации работ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;

со снижением экономической эффективности деятельности организаций атомной энергетики и промышленности, утратой ими конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Отказ от использования программно-целевого метода в обеспечении ядерной и радиационной безопасности и дальнейшее откладывание решения накопившихся проблем могут привести к снижению темпов развития атомной энергетики и промышленности в России.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах ее решения

При подготовке настоящей Концепции были проанализированы следующие 3 варианта стратегий обеспечения ядерной и радиационной безопасности, используемых для разработки Программы:

1) стратегия отложенных решений;

2) стратегия обеспечения развития;

3) стратегия интенсивного решения проблем.

При реализации первого варианта (стратегии отложенных решений) Программа рассматривается как инструмент принятия неотложных (противоаварийных) мер обеспечения ядерной и радиационной безопасности с ограниченными предельными (прогнозными) объемами финансирования за счет средств федерального бюджета.

Основной целью является реализация неотложных мер по предотвращению возникновения аварий и аварийных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах.

Этот вариант может соответствовать только инерционному сценарию развития атомной отрасли Российской Федерации.

Первый вариант рассмотрен как сценарий, при котором возможно избежать радиационных аварий с выходом радиоактивных веществ в окружающую среду. При этом объем средств федерального бюджета составит около 60 млрд. рублей. Их последующий рост будет явно недостаточен для решения нарастающего объема задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Характер и острота накопленных проблем потребуют дополнительных расходов федерального бюджета в период с 2016 по 2025 год в размере около 1000 млрд. рублей.

Выполнение задач, поставленных в Основах государственной политики, при реализации первого варианта в целом обеспечивается. Однако этот вариант не создает предпосылок для достижения конечных целей государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и, таким образом, не может принципиально изменить уровень ядерной и радиационной безопасности.

При реализации второго варианта (стратегии обеспечения развития) предполагается решение приоритетной задачи создания основных объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, что позволит снизить нарастание проблем в данной области.

Для этого необходимо выполнение комплекса мероприятий, включая:

формирование системы объектов окончательной изоляции высокоактивных отходов. В связи с высокой стоимостью подобных объектов и сложностью обоснования их долгосрочной безопасности предусмотрены работы по 2 сценариям - создание опытно-промышленного объекта в глубоких геологических формациях Канско-Ачинского массива (Красноярский край) и определение возможности окончательной изоляции радиоактивных отходов на подземных объектах федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат";

создание на федеральном государственном унитарном предприятии "Горно-химический комбинат" объекта долговременного хранения отработавшего ядерного топлива мощностью 38 тыс. тонн, что обеспечит текущие потребности атомной энергетики;

разработку технологий и создание на указанном предприятии опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива на основе инновационных технологий;

обеспечение безопасности действующих объектов глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов и обоснование решений по созданию 5-7 региональных объектов окончательной изоляции среднеактивных отходов;

реконструкцию и расширение сети специализированных комбинатов "Радон" для обеспечения безопасности обращения с радиоактивными отходами.

Для решения указанных задач необходимо выделить из федерального бюджета около 48,63 млрд. рублей.

При реализации второго варианта предусматривается решение приоритетных задач устранения проблем, связанных с прошлой деятельностью, в том числе:

перевод в безопасное состояние (включая вывоз и переработку отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов), вывод из эксплуатации и (или) ликвидация остановленных ядерно и радиационно опасных объектов Федерального агентства по атомной энергии. Предусмотрены работы на федеральных государственных унитарных предприятиях "Производственное объединение "Маяк", "Горно-химический комбинат", "Сибирский химический комбинат" и в других организациях (всего 47 организаций атомной энергетики и промышленности);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»