Недействующий

     

N 367823-4

Вносится Московской
областной Думой



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 1 Федерального закона
"Об общем числе мировых судей и количестве судебных
участков в субъектах Российской Федерации"

Статья 1

В абзаце втором статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 1; 2001, N 7, ст. 611; 2002, N 28, ст. 2784; 2003, N 22, ст. 2065; 2004, N 12, ст. 1034; N 31, ст. 3227) слова "Московская область - 292" заменить словами "Московская область - 349".

Статья 2


Финансирование расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", в Московской области в 2007 году осуществляется за счет федерального бюджета в пределах средств, выделенных на содержание мировых судей.

Статья 3


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1
Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве
судебных участков в субъектах Российской Федерации"



Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" для Московской области определено 292 мировых судьи и соответствующее им количество судебных участков.

В соответствии с изменениями, принятыми Федеральным законом от 11 марта 2006 года N 36-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", вступающими в силу с 1 января 2007 года, судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек.

В 120 судебных участках, действующих в настоящее время на территории Московской области, число населения, приходящегося на одного мирового судью, превысит максимально допустимое количество жителей с вступлением указанного Закона в силу. В связи с этим требуется увеличить количество судебных участков и соответственно число мировых судей в Московской области.

Субъект Российской Федерации, учитывая при определении границ судебных участков мировых судей административно-территориальное устройство и численность населения, не может установить границы судебных участков, не сопоставляя их с границами судебного района. Это обусловлено тем, что в соответствии со статьей 21 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" районный суд является  непосредственно вышестоящей (апелляционной) судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Определение территории, на которую распространяется деятельность районного суда, т.е. установление границ судебного района, является прерогативой федерального законодателя.  Поэтому перераспределение границ судебных участков с целью урегулирования количества населения, приходящегося на одного мирового судью, возможно только в пределах одного судебного района, а не на всей территории Московской области. Анализ данных по соотношению численности населения в судебных районах и количеству мировых судей в соответствующих судебных районах показал, что исходя  из критерия среднего числа населения, приходящегося на одного мирового судью (19.000 человек), для Московской области необходимо дополнительно 62 единицы мировых судей.

Вместе с тем, есть судебные районы с большим количеством населения и сравнительно невысокой нагрузкой, приходящейся на одного мирового судью, а есть районы, которые по количеству населения не превышают максимально допустимого значения, но по нагрузке значительно превосходят как среднеобластные, так и среднероссийские показатели. Возникают проблемы и с замещением мировых судей в их временное отсутствие другими мировыми судьями в "окраинных" судебных районах,  где из-за небольшой плотности населения созданы только 1 или 2 судебных участка. В этом случае жителям таких районов приходится обращаться к мировым судьям другого судебного района, что вызывает нарекания со стороны населения, так как значительная удаленность и недостаточное транспортное сообщение зачастую не дают им возможности попасть на прием к судье. Если же мировым судьей является женщина (в Московской области женщины-мировые судьи составляют две трети от общего числа мировых судей), то при ее уходе в отпуск по уходу за ребенком судебный участок остается "оголенным" на длительное время, что приводит к увеличению нагрузки на мировых судей соседних судебных участков и к затягиванию рассмотрения дел. Так, жителям Лотошинского района Московской области (18400 человек) на протяжении полутора лет приходилось обращаться в соседний Шаховской район, а затем, вместе с жителями Шаховского района (23456 человек), где тоже открылась вакансия по должности мирового судьи, приходилось ездить уже в Волоколамский район. В итоге численность населения, приходящаяся на двух мировых судей Волоколамского судебного района, составляла более 98000 человек.

Необходимо принять во внимание, что для Московской области расчет численности населения, приходящегося на один судебный участок, весьма условен, так как зачастую реальное число обслуживаемого мировым судьей населения превышает количество зарегистрированных в данной местности жителей в несколько раз. Данное обстоятельство обусловлено тем, что на территории Московской области располагаются садовые товарищества, дачи жителей г. Москвы, которые в летний период проживают на территории Московской области, хотя зарегистрированы и работают в Москве. Часть жителей Москвы, имеющих благоустроенные коттеджи, проживают на территории Московской области круглогодично. Близость к мегаполису влечет за собой значительный рост строительства жилья, приобретаемого в собственность гражданами, которые имеют регистрацию в других регионах страны. На территории Московской области функционируют несколько аэропортов, федеральные автомагистрали, крупные торговые центры, такие как "Икеа", "Ашан" и другие.

Указанные обстоятельства приводят к увеличению числа лиц,  обращающихся в судебные органы, которые формально не учитываются при определении числа мировых судей, соответственно увеличивается число административных правонарушений, гражданских и уголовных дел, рассматриваемых мировыми судьями Московской области.

В связи с вышеизложенным целесообразнее было бы определять число мировых судей с учетом общего числа жителей субъекта Российской Федерации, а распределение количества судебных участков по судебным районам отдать на усмотрение субъекта Российской Федерации. Исходя из этого принципа, разделив численность населения Московской области  в 6 628 107 человек  на среднюю численность населения, приходящуюся на один судебный участок, в 19 000 человек, в Московской области необходимо ввести дополнительно 57 единиц мировых судей.

Предполагаемое распределение дополнительного числа мировых судей и количества судебных участков в Московской области


N


Наименование
судебного района
(включая административно-территориальные единицы)


Количество
населения
на 1 января
2006 года
(всего в районе
и по адм.-терр.едини-цам)


Коли-чество миро-
вых судей в судеб-
ном районе


Нагруз-
ка в
2004
году


Нагруз-
ка в
2005
году


Коли-
чество дополн
единиц миро-
вых судей


Число мировых
судей в
судебном районе с
учетом дополн.
единиц
(чел.)

1

Балашихинский
г. Балашиха

190 997
182 772

7

83,5

99

3

10

2

Видновский
г. Видное
г. Московский

148 456
53 101
15356

6

93,9

92

2

8

3

Волоколамский
г. Волоколамск

56 249
24 548

2

63,5

119

1

3

4

Воскресенский
г. Воскресенск
р.п. Белоозерский

150 943
90 888
17 932

7

52,7

64

1

8

5

Дмитровский
г. Дмитров
г. Яхрома

148 123
61 390
13 070

7

131,4

109

1

8

6

Долгопрудненский
г. Долгопрудный

78 415
78 415

3

55,4

64

1

4

7

Домодедовский
г. Домодедово

125 901
82 696

6

96

98

1

7

8

Дубненский
г. Дубна

61 699
61 699

3

82,5

94

-

3

9

Егорьевский
г. Егорьевск

96 105
67 014

5

55

68

-

5

10

Железнодорожный
г. Железнодорожный

116 456
116 456

5

79,9

112

1

6

11

Жуковский
г. Жуковский

101 271
101 271

4

89,4

86

1

5

12

Зарайский
г. Зарайск

41 575
24 433

2

95

114

1

3

13

Звенигородский
г. Звенигород

13 422
13 422

1

174

63

-

1

14

Ивантеевский
г. Ивантеевка

54 272
54 272

2

75

120

1

3

15

Истринский
г. Истра
г. Дедовск
ЗАТО Восход

116 259
32 647
27 656
1 935

5

118

121

1

6

16

Каширский
г. Кашира
г. Ожерелье

68 779
39 787
10 796

3

132,6

173

1

4

17

Климовский
г. Климовск

55 346
55 346

2

73

43

1

3

18

Клинский
г. Клин
г. Высоковск

127 212
82 419
10 701

6

62,9

66

1

7

19

Коломенский
г. Коломна

188 430
148 020

9

96

125

1

10

20

Королёвский
г. Королёв
г. Юбилейный

204 428
172 781
31 647

8

68,8

74

2

10

21

Красногорский
г. Красногорск
р.п. Нахабино

150 396
98 822
29 460

7

76,5

80

1

8

22

Лобненский
г. Лобня

66 342
66 342

3

54,7

59

1

4

23

Лотошинский
р.п. Лотошино

17 865
5 397

1

80,1

0

-

1

24

Луховицкий
г. Луховицы

62 788
32 133

3

102,8

93

-

3

25

Лыткаринский
г. Лыткарино

51 309
51 309

2

77

86

1

3

26

Люберецкий
г. Люберцы
г. Котельники
г. Дзержинский
д.п. Красково
р.п. Малаховка
р. п. Октябрьский
р. п. Томилино

301 469
158 725
18 699
43 475
19 148
18 423
10 130
28 670

13

80,8

86

3

16

27

Можайский
г. Можайск

69 732
31 266

3

111,6

137

1

4

28

Мытищинский
г. Мытищи

188 168
161 811

8

122,9

91

2

10

29

Наро-Фоминский
г. Наро-Фоминск
г. Апрелевка
г. Верея
р.п. Киевский
р.п. Селятино
д.п. Кокошкино
ЗАТО Молодежный

194 732
70 677
18 341
4 820
8 488
13 454
9 807
2 876

8

70,9

103

2

10

30

Ногинский
г. Ногинск
г. Электроугли
г. Старая Купавна
г. Черноголовка
р.п. Обухово

230 262
116 277
20 454
21 269
20 423
10 675

10

115,6

98

2

12

31

Одинцовский
г. Одинцово
г. Голицыно
г. Кубинка
г. Краснознаменск
р.п. Большие Вяземы

313 270
131 762
16 539
26 197
29 774
11 857

13

87,8

133

4

17

32

Озёрский
г. Озёры

35 793
26 023

2

178,5

176

-

2

33

Орехово-Зуевский
г. Орехово-Зуево
г. Дрезна
г. Куровское
г. Ликино-Дулево

238 814
122 117
11 452
19 097
31 080

11

105

89

2

13

34

Павлово-Посадский
г. Павловский Посад
г. Электрогорск

101 409
61 293
20 486

5

63,8

74

-

5

35

Подольский
г. Подольск
г. Троицк
г. Щербинка
р.п. Львовский

321 117
179 525
35 088
29 207
11 337

15

66,7

82

2

17

36

Протвинский
г. Протвино

37 001
37 001

2

60,3

58

-

2

37

Пушкинский
г. Пушкино
г. Красноармейск
р.п. Правдинский
р.п. Софрино

189 662
143 144
25 781
10 317
15 212

8

55,7

71

2

10

38

Пущинский
г. Пущино

20 048
20 048

1

51,9

65

-

1

39

Раменский
г. Раменское
р.п. Быково
д.п. Удельная

236 307
81 812
9 005
13 283

10

49,8

54

1

11

40

Реутовский
г. Реутов

80 036
80 036

3

62,2

61

1

4

41

Рузский
г. Руза
р.п. Тучково

63 431
13 246
18 151

3

130,4

75

-

3

42

Сергиево-Посадский
г. Сергиев-Посад
г. Пересвет
г. Краснозаводск
г. Хотьково
р.п. Богородское

226 092
112 700
14 654
13 586
20 453
9 562

10

56,2

69

2

12

43

Серебряно-Прудский
р.п.Серебряные Пруды

24 575
8 939

1

211,3

220

1

2

44

Серпуховский
г. Серпухов

158 744
125 010

8

74,7

76

-

8

45

Солнечногорский
г. Солнечногорск

122 906
57 506

6

81,9

93

-

6

46

Ступинский
г. Ступино
р.п. Михнево

119 363
67 499
10 798

5

129,4

121

1

6

47

Талдомский
г. Талдом
р.п. Запрудня

45 219
12 953
12 233

2

109

126

1

3

48

Химкинский
г. Химки

180 075
180 075

8

51,9

73

1

9

49

Чеховский
г. Чехов

110 176
73 117

4

72,3

64

1

5

50

Шатурский
г. Шатура
г. Рошаль

92 913
31 523
21 983

4

104

101

1

5

51

Шаховской
р.п. Шаховская

24 784
24 784

1

193,7

156

1

2

52

Щелковский
г. Щелково
г. Лосино-Петровский
г. Фрязино
р.п. Монино
р.п. Фряново

262 780
112 860
22 197
52 335
19 194
10 948

12

57,4

69

1

13

53

Электростальский
г. Электросталь

146 189
146 189

7

145

107

1

8


И Т О Г О :


6 628 107


292


57


349


     Московская областная Дума
     Государственная Дума
     Федерального Собрания
     Российской Федерации

     На N Д2-1165 исх. от 9 ноября 2006 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменения в
статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и
количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
,
вносимый в Государственную Думу Московской областной Думой

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Проектом предлагается увеличить число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Московской области с 292 до 349.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»