Недействующий

О внесении дополнений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении дополнений в статьи 164 и 165 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации"
, вносимый в Государственную Думу
депутатами Государственной Думы С.И.Штогриным, С.Н.Решульским, В.И.Кашиным и другими



В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предлагается установить ставку налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации коммунальных услуг, услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, оказываемых организациями коммунального комплекса, а также товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными кооперативами своим членам. При этом в перечень коммунальных услуг включены холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Кроме того, предусматривается, что порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и возмещения налога, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, приобретаемых для оказания перечисленных услуг, будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Российской Федерации. В связи с этим вышеназванные услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке по ставке налога в размере 18 процентов.

В пояснительной записке указывается, что установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость на жилищно-коммунальные услуги позволит снизить темпы роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Однако, как показывает практика, изменение размеров ставок косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, а также отмена этого налога на отдельные виды товаров, работ или услуг фактически не оказывает принципиального влияния на уровень цен, в том числе на товары и услуги, реализуемые населению. Так, например, снижение размера ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов и освобождение с 1 января 2005 г. от налогообложения операций по реализации жилых домов и жилых помещений к снижению цен не привело. Поэтому установление ставки налога в отношении жилищно-коммунальных услуг в размере 0 процентов не обусловит снижение цены (тарифы) на эти услуги.

В то же время освобождение от налога на добавленную стоимость жилищно-коммунальных услуг приведет к сокращению доходов федерального бюджета, что может негативно отразиться на выполнении уже принятых государством обязательств по финансированию расходов, в том числе по социально значимым программам.

Кроме того, принятие положительного решения по указанному вопросу потребует от налогоплательщиков, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, ведения раздельного учета по материальным ресурсам, приобретаемым для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке налога и по 18-процентной ставке, что затруднит администрирование налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов. При этом финансово-экономическое обоснование к рассматриваемому законопроекту не содержит расчетов возможных потерь доходов федерального бюджета.

По законопроекту имеются замечания правового и юридико-технического характера.

Так, статья 2 законопроекта не соответствует статье 5 Кодекса, предусматривающей иной порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о налогах.

Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что в настоящее время одним из основных направлений налоговой политики является создание равного режима налогообложения для всех субъектов экономической деятельности путем расширения налоговой базы и сокращения числа налоговых льгот, законопроект не поддерживается.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка