• Текст документа
  • Статус

МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 января 2007 года N 9

     
     
О Проекте "Компьютер - в каждый дом"



В целях повышения уровня использования населением Российской Федерации информационных и коммуникационных технологий, во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 марта 2006 года N Пр-327ГС

приказываю:

1. Утвердить Проект "Компьютер - в каждый дом" (приложение N 1).

2. Провести творческий конкурс предложений субъектов Российской Федерации по реализации Проекта "Компьютер - в каждый дом".

3. Провести творческий конкурс предложений производителей компьютерной техники по реализации Проекта "Компьютер - в каждый дом".

4. Утвердить состав конкурсной комиссии по рассмотрению предложений субъектов Российской Федерации и производителей компьютерной техники по реализации Проекта "Компьютер - в каждый дом" (приложение N 2).

5. Советнику Министра информационных технологий и связи Российской Федерации (Колосова) обеспечить информационную поддержку в средствах массовой информации реализации Проекта "Компьютер - в каждый дом", а также разработку его фирменного стиля.

6. Координацию работ по реализации Проекта "Компьютер - в каждый дом" возложить на ДИОР (Шадаев).

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Д.А.Милованцева.

Министр
Л.Д.Рейман

Приложение N 1. Проект "Компьютер - в каждый дом"

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
информационных технологий
и связи Российской Федерации
от 22 января 2007 года N 9


Паспорт Проекта

Наименование Проекта

Проект "Компьютер - в каждый дом"

1

2

Основание для разработки Проекта

пункт 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 марта 2006 года N Пр-327ГС

Организатор Проекта

Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации

Цель Проекта

повышение уровня доступности современных информационных и коммуникационных технологий для граждан, прежде всего проживающих в малых населенных пунктах, сельской местности, а также удаленных и труднодоступных регионах, не имеющих развитой инфраструктуры для производства и продажи персональных компьютеров;

содействие реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, в том числе за счет повышения уровня использования современных информационных и коммуникационных технологий;

повышение уровня компьютерной грамотности населения Российской Федерации

Основные целевые индикаторы и показатели Проекта

количество персональных компьютеров, доставленных поставщиками потребителям;

количество персональных компьютеров на душу населения

Сроки и этапы реализации Проекта

Проект реализуется в 2007-2008 годах в два этапа:

первый (пилотный) этап - февраль 2007 - апрель 2007 года;

второй этап - сентябрь 2007 - декабрь 2008 года

Ожидаемые результаты реализации Проекта

Поставка потребителям до 1 млн.компьютеров в год;

рост налоговых поступлений в результате увеличения налогооблагаемой базы;

рост количества семей, имеющих персональные компьютеры, до 15 на 100 семей;

увеличение производства в Российской Федерации персональных компьютеров до 12 процентов;

общее повышение уровня компьютерной грамотности населения Российской Федерации.

1. Введение


Проект "Компьютер - в каждый дом" (далее - Проект) разработан Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации с участием представителей отрасли информационных и коммуникационных технологий в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 3 марта 2006 года N Пр-327ГС, данного по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу развития в Российской Федерации информационных и коммуникационных технологий.

2. Текущий уровень использования информационно-коммуникационных технологий населением Российской Федерации


Интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ), а также их широкое использование в социально-экономической сфере является глобальной тенденцией мирового развития.

Использование ИКТ также имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, развития человеческого капитала.

В Российской Федерации в течение последних лет отмечается ускоренное развитие ИКТ.

Согласно данным Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации количество пользователей сети Интернет в 2006 году составит около 25 млн.человек. Общее количество эксплуатируемых в стране персональных компьютеров в 2006 году превысит 23 млн.шт. и увеличится по сравнению с предыдущим годом более чем на 35%.

Вместе с тем, несмотря на впечатляющие показатели использования ИКТ населением, Российская Федерация по уровню использования персональных компьютеров (далее - ПК) гражданами значительно отстает от других стран.

Количество персональных компьютеров на душу населения (по данным Международного союза по телекоммуникациям, 2004-2005)*

О Проекте


Использование ПК в домашних условиях в наибольшей степени позволяет реализовать большинство социально-экономических преимуществ от использования ИКТ. По данным исследования, проведенного в США в 2003 году, из 10 человек, имеющих домашний компьютер, 9 их них подключались к сети Интернет ежедневно. Из пользователей, имевших доступ к сети Интернет вне дома - только 4 человека. Пользователям домашних ПК открывается большее количество возможностей. Исследование, проведенное в Великобритании в 2004 году, показало, что из числа лиц, которые впервые приобрели домашний ПК:

61% обрели улучшенные навыки использования информационных технологий;

65% более уверенно начали обращаться в сети Интернет;

51% приобрели дополнительные навыки для ведения своей профессиональной деятельности.

Кроме того, одним из важнейших показателей, характеризующих уровень использования ИКТ, является уровень компьютерной грамотности населения, которая наряду с умением читать, писать и считать, становится четвертым основным требованием к современным работникам. По оценкам Конфедерации промышленников Великобритании через пять лет не менее 85% всех новых вакансий будут предполагать умение работать на компьютере.

Недостаточный спрос на ИКТ в Российской Федерации со стороны населения преимущественно определяется недостаточно высоким уровнем жизни большого числа граждан, а также отсутствием сформированной потребности в использовании современных технологий.

Следует отметить сложившуюся диспропорцию между регионами России. Для примера, если в Москве до 40 семей из 100 имеют дома компьютер, то в небольших городах и на селе - этот показатель составляет менее 5 семей из 100. Отсутствие доступа к персональному компьютеру не позволяет малообеспеченным слоям населения получить базовые навыки использования компьютерной техники. Это приводит не только к дальнейшему росту "цифрового неравенства", но и ограничивает доступ граждан к информации, препятствует получению качественного общего и профессионального образования, снижает их конкурентоспособность на рынке труда и как следствие не позволяет добиться качественного улучшения уровня их жизнедеятельности.

Кроме того, одной из причин недостаточного использования ИКТ населением является низкий уровень потребительской инфраструктуры.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации насчитывается 1098 городов, 1842 поселка городского типа, 142203 сельских населенных пунктов. Основной возможностью для приобретения компьютеров являются специализированные магазины или крупные сети магазинов, торгующие электроникой и бытовой техникой. Однако крупные сети не покрывают все населенные пункты. При этом высокая концентрация магазинов наблюдается только в крупных городах.

В результате анализа расположения магазинов крупнейших сетей были получены следующие результаты:

"М.ВИДЕО" - 72 магазина, из них 28 в Москве, 10 - в Санкт-Петербурге, 34 - в крупных городах России;

"МИР" - 51 магазин по всей России, из них 18 - в Москве и 33 - в крупных городах;

"Техносила" - 65 магазинов, из них 25 - в Москве и ближайшем Подмосковье, 39 - в крупных городах;

"Эльдорадо" - 983 магазина в 706 городах России и Украины, из них 14 - в Москве, 14 - в Санкт-Петербурге, остальные - в городах России и Украины (в России всего - около 800 магазинов).

По данным независимых исследований международных аналитических компаний, в настоящее время в Российской Федерации действует 7115 магазинов, занимающихся продажей компьютерной техники, распределенных по пяти группам городов Российской Федерации.

Группа городов

Общая численность населения для данной группы населенных пунктов (на 2005 год)

Общее количество магазинов для данной группы населенных пунктов

Среднее количество магазинов в населенном пункте

Средняя численность населения в населенном пункте данной группы

1

27478500

1463

104

1962750

2

6358900

339

34

635890

3

17807800

948

17

318000

4

53054800

2359

2

43600

5

38737000

2066

0,01

250

Всего

143437000

7175



К первой группе городов относятся: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Уфа, Челябинск. Ко второй группе городов относятся: Владивосток, Иркутск, Калининград, Липецк, Мурманск, Нижний Новгород, Омск, Смоленск, Хабаровск, Ярославль. К третьей группе городов относятся областные центры за исключением городов, вошедших в группы 1 и 2. К четвертой группе городов относятся города, не являющиеся областными центрами. К пятой группе городов относятся остальные населенные пункты Российской Федерации.

Таким образом, на сегодняшний день возможность приобретения ПК существует только в крупных городах и областных центрах.

3. Международный опыт повышения уровня доступности информационно-коммуникационных технологий


В настоящий момент более чем в пятидесяти странах мира реализуются программы и проекты с участием государства, направленные на повышение уровня доступности ИКТ, в рамках которых населению предоставляются широкие возможности для приобретения или получения в аренду ПК на льготных условиях. Всего в 2005 году в рамках этих программ в мире было приобретено 8,5 млн.ПК.

Краткая характеристика зарубежных программ, реализуемых в других странах, приведена ниже.

Название программы

Страна

Результаты

1

2

3

"Ноутбук по цене чашки кофе в день (2004-2007 годы)"

Франция

в 95% университетов страны были установлены беспроводные сети;

число студентов с личными ПК увеличилось с 8% до 22%;

в рамках программы было куплено 250 тыс.ноутбуков;

прогноз - 50% студентов будут иметь ПК в личном пользовании

"Полет в условиях Интернета"

Италия

100 тыс. молодых людей и 45 тыс.учителей купили ПК

"Один капуччино в день"

Италия

1000 точек беспроводного доступа было установлено в 77 вузах;

приобретено 100 тыс.ПК

"Мой первый компьютер" 2002 год

Египет

приобретено свыше 250 тыс.ПК

"Учительский ноутбук"

Турция

100 тыс. учителей приобрели ПК.


При этом следует отметить, что эффективность реализации данных программ зависит от степени участия в них государства.

4. Цели Проекта


Основной целью Проекта является повышение уровня доступности ИКТ для граждан Российской Федерации, прежде всего проживающих в малых населенных пунктах, в сельской местности, а также удаленных и труднодоступных местах, не имеющих развитой инфраструктуры производства и продажи персональных компьютеров.

Проект также направлен на:

реализацию конституционных прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, в том числе с использованием общедоступных информационных сетей;

повышение общего уровня компьютерной грамотности населения Российской Федерации;

увеличение количества ПК на душу населения;

содействие росту занятости населения.

5. Основные характеристики Проекта


В целях определения механизмов реализации Проекта был проанализирован опыт подобных программ и проектов в других странах и учтены особенности развития рынка персональных компьютеров и инфраструктуры доставки в Российской Федерации. Необходимо отметить, что прямое субсидирование или предоставление налоговых льгот далеко не всегда приводит к получению ожидаемых результатов.

Кроме того, при выборе механизмов реализации Проекта необходимо учитывать большие расстояния между населенными пунктами.

При этом следует отметить, что почтовые расходы по пересылке составляют значительную составляющую стоимости ПК для потребителей, проживающих в удаленных регионах. Снижение уровня данных издержек, с одной стороны, является существенным фактором в повышении уровня доступности ПК для простых граждан, с другой - оно не является прямой налоговой льготой или субсидией.

Для повышения доступности приобретения персональных компьютеров для населения предусмотрены возможности потребительского кредитования.

Таким образом, Проект предусматривает реализацию следующего комплекса мер:

проведение социальной рекламы, направленной на разъяснения населению преимуществ, которые дает использование ПК в их жизнедеятельности;

использование развитой и эффективной инфраструктуры доставки и приема платежей;

организация производства ПК на предприятиях, сертифицированных по стандарту ISO9001;

обеспечение возможности получения потребительского кредита в местах заказа ПК;

обеспечение поддержки со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на разъяснение населению целей и механизмов реализации Проекта.

Настоящим Проектом предусмотрена возможность покупки населением ПК 4 различных конфигураций.

В рамках Проекта может быть заказан как отдельно только системный блок ПК, так и системный блок ПК в комплекте с монитором. Выбор монитора производится каждым из производителей ПК, отобранных в рамках Проекта на конкурсной основе, самостоятельно. При этом монитор должен обеспечивать следующие или лучшие технические характеристики: тип монитора - жидкокристаллический, размер диагонали - 17 дюймов, поддерживаемое разрешение - 1280x1024 точек, время отклика - не более 8 миллисекунд.

6. Организация реализации Проекта


Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации осуществляет общее руководство Проектом, обеспечивает необходимые условия для эффективной реализации Проекта, организует взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляет информационную поддержку Проекта.

В Проекте также могут принимать участие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, производители компьютерной техники, коммерческие банки, осуществляющие потребительское кредитование населения при покупке ПК в рамках Проекта, а также международные корпорации, привносящие международный опыт аналогичных программ и проектов.

Предполагается, что настоящий Проект будет реализован в два этапа:

первый этап, февраль 2007 - апрель 2007 года,

второй этап: сентябрь 2007 - декабрь 2008 года.

В рамках первого этапа Проекта предусмотрена реализация пилотной стадии, направленной на отработку механизмов реализации Проекта, а также на изучение спроса на ПК в субъектах Российской Федерации с целью последующего уточнения целевых показателей Проекта.

Отбор пилотных субъектов Российской Федерации должен быть осуществлен на конкурсной основе.

Длительность проведения пилотной стадии составляет три месяца. При этом предусмотрена интенсивная программа информирования населения о преимуществах Проекта.

При условии успешной реализации пилотной стадии Проекта действие Проекта будет распространено на другие субъекты Российской Федерации.

7. Ожидаемые результаты Проекта


В результате реализации Проекта могут быть достигнуты следующие результаты к моменту завершения Проекта:

поставка потребителям до 1 млн.компьютеров в год;

рост налоговых поступлений в результате увеличения налогооблагаемой базы;

рост количества семей, имеющих персональные компьютеры, до 15 на 100 семей;

увеличения производства в Российской Федерации персональных компьютеров до 12 процентов,

общее повышение уровня компьютерной грамотности населения Российской Федерации.

Приложение N 2. Состав конкурсной комиссии по отбору предложений субъектов Российской Федерации и производителей компьютерной техники для участия в Проекте "Компьютер - в каждый дом"

Приложение N 2


УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
информационных технологий
и связи Российской Федерации
от 22 января 2007 года N 9


Милованцев Дмитрий Александрович

-

заместитель Министра информационных технологий и связи Российской Федерации, председатель конкурсной комиссии

Шадаев Максут Игоревич

-

директор Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, заместитель председателя конкурсной комиссии

Бяхов Олег Владимирович

-

директор Департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации

Тимошенко Любовь Степановна

-

директор Департамента государственной политики в области экономической, финансовой и инвестиционной деятельности Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации

Лучинкин Михаил Юрьевич

-

заместитель директора Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации

Колосова Евгения Александровна

-

советник Министра информационных технологий и связи Российской Федерации

Кремер Виктория Ефимовна

-

заместитель начальника отдела по судебной и договорной работе Департамента правового обеспечения Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации

Ивакин Роман Михайлович

-

заместитель начальника отдела государственных и региональных программ Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, ответственный секретарь конкурсной комиссии

Могилевская Нина Павловна

-

руководитель Дирекции почтовых услуг ФГУП "Почта России" (по согласованию).



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка


О Проекте "Компьютер - в каждый дом"

Название документа: О Проекте "Компьютер - в каждый дом"

Номер документа: 9

Вид документа: Приказ Мининформсвязи России

Принявший орган: Мининформсвязи России

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 22 января 2007

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах