ПРИКАЗ
от 22 января 2007 года N 9
О Проекте "Компьютер - в каждый дом"
В целях повышения уровня использования населением Российской Федерации информационных и коммуникационных технологий, во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 марта 2006 года N Пр-327ГС
приказываю:
1. Утвердить Проект "Компьютер - в каждый дом" (приложение N 1).
2. Провести творческий конкурс предложений субъектов Российской Федерации по реализации Проекта "Компьютер - в каждый дом".
3. Провести творческий конкурс предложений производителей компьютерной техники по реализации Проекта "Компьютер - в каждый дом".
4. Утвердить состав конкурсной комиссии по рассмотрению предложений субъектов Российской Федерации и производителей компьютерной техники по реализации Проекта "Компьютер - в каждый дом" (приложение N 2).
5. Советнику Министра информационных технологий и связи Российской Федерации (Колосова) обеспечить информационную поддержку в средствах массовой информации реализации Проекта "Компьютер - в каждый дом", а также разработку его фирменного стиля.
6. Координацию работ по реализации Проекта "Компьютер - в каждый дом" возложить на ДИОР (Шадаев).
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Д.А.Милованцева.
Министр
Л.Д.Рейман
ПРОЕКТ
"Компьютер - в каждый дом"
Паспорт Проекта
Наименование Проекта | Проект "Компьютер - в каждый дом" |
1 | 2 |
Основание для разработки Проекта | пункт 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 марта 2006 года N Пр-327ГС |
Организатор Проекта | Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации |
Цель Проекта | повышение уровня доступности современных информационных и коммуникационных технологий для граждан, прежде всего проживающих в малых населенных пунктах, сельской местности, а также удаленных и труднодоступных регионах, не имеющих развитой инфраструктуры для производства и продажи персональных компьютеров; |
Основные целевые индикаторы и показатели Проекта | количество персональных компьютеров, доставленных поставщиками потребителям; |
Сроки и этапы реализации Проекта | Проект реализуется в 2007-2008 годах в два этапа: |
Ожидаемые результаты реализации Проекта | Поставка потребителям до 1 млн.компьютеров в год; |
Проект "Компьютер - в каждый дом" (далее - Проект) разработан Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации с участием представителей отрасли информационных и коммуникационных технологий в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 3 марта 2006 года N Пр-327ГС, данного по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу развития в Российской Федерации информационных и коммуникационных технологий.
Интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ), а также их широкое использование в социально-экономической сфере является глобальной тенденцией мирового развития.
Использование ИКТ также имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, развития человеческого капитала.
В Российской Федерации в течение последних лет отмечается ускоренное развитие ИКТ.
Согласно данным Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации количество пользователей сети Интернет в 2006 году составит около 25 млн.человек. Общее количество эксплуатируемых в стране персональных компьютеров в 2006 году превысит 23 млн.шт. и увеличится по сравнению с предыдущим годом более чем на 35%.
Вместе с тем, несмотря на впечатляющие показатели использования ИКТ населением, Российская Федерация по уровню использования персональных компьютеров (далее - ПК) гражданами значительно отстает от других стран.
Использование ПК в домашних условиях в наибольшей степени позволяет реализовать большинство социально-экономических преимуществ от использования ИКТ. По данным исследования, проведенного в США в 2003 году, из 10 человек, имеющих домашний компьютер, 9 их них подключались к сети Интернет ежедневно. Из пользователей, имевших доступ к сети Интернет вне дома - только 4 человека. Пользователям домашних ПК открывается большее количество возможностей. Исследование, проведенное в Великобритании в 2004 году, показало, что из числа лиц, которые впервые приобрели домашний ПК:
61% обрели улучшенные навыки использования информационных технологий;
65% более уверенно начали обращаться в сети Интернет;
51% приобрели дополнительные навыки для ведения своей профессиональной деятельности.
Кроме того, одним из важнейших показателей, характеризующих уровень использования ИКТ, является уровень компьютерной грамотности населения, которая наряду с умением читать, писать и считать, становится четвертым основным требованием к современным работникам. По оценкам Конфедерации промышленников Великобритании через пять лет не менее 85% всех новых вакансий будут предполагать умение работать на компьютере.
Недостаточный спрос на ИКТ в Российской Федерации со стороны населения преимущественно определяется недостаточно высоким уровнем жизни большого числа граждан, а также отсутствием сформированной потребности в использовании современных технологий.
Следует отметить сложившуюся диспропорцию между регионами России. Для примера, если в Москве до 40 семей из 100 имеют дома компьютер, то в небольших городах и на селе - этот показатель составляет менее 5 семей из 100. Отсутствие доступа к персональному компьютеру не позволяет малообеспеченным слоям населения получить базовые навыки использования компьютерной техники. Это приводит не только к дальнейшему росту "цифрового неравенства", но и ограничивает доступ граждан к информации, препятствует получению качественного общего и профессионального образования, снижает их конкурентоспособность на рынке труда и как следствие не позволяет добиться качественного улучшения уровня их жизнедеятельности.
Кроме того, одной из причин недостаточного использования ИКТ населением является низкий уровень потребительской инфраструктуры.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации насчитывается 1098 городов, 1842 поселка городского типа, 142203 сельских населенных пунктов. Основной возможностью для приобретения компьютеров являются специализированные магазины или крупные сети магазинов, торгующие электроникой и бытовой техникой. Однако крупные сети не покрывают все населенные пункты. При этом высокая концентрация магазинов наблюдается только в крупных городах.
В результате анализа расположения магазинов крупнейших сетей были получены следующие результаты:
"М.ВИДЕО" - 72 магазина, из них 28 в Москве, 10 - в Санкт-Петербурге, 34 - в крупных городах России;
"МИР" - 51 магазин по всей России, из них 18 - в Москве и 33 - в крупных городах;
"Техносила" - 65 магазинов, из них 25 - в Москве и ближайшем Подмосковье, 39 - в крупных городах;
"Эльдорадо" - 983 магазина в 706 городах России и Украины, из них 14 - в Москве, 14 - в Санкт-Петербурге, остальные - в городах России и Украины (в России всего - около 800 магазинов).
По данным независимых исследований международных аналитических компаний, в настоящее время в Российской Федерации действует 7115 магазинов, занимающихся продажей компьютерной техники, распределенных по пяти группам городов Российской Федерации.
Группа городов | Общая численность населения для данной группы населенных пунктов (на 2005 год) | Общее количество магазинов для данной группы населенных пунктов | Среднее количество магазинов в населенном пункте | Средняя численность населения в населенном пункте данной группы |
1 | 27478500 | 1463 | 104 | 1962750 |
2 | 6358900 | 339 | 34 | 635890 |
3 | 17807800 | 948 | 17 | 318000 |
4 | 53054800 | 2359 | 2 | 43600 |
5 | 38737000 | 2066 | 0,01 | 250 |
Всего | 143437000 | 7175 |
К первой группе городов относятся: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Уфа, Челябинск. Ко второй группе городов относятся: Владивосток, Иркутск, Калининград, Липецк, Мурманск, Нижний Новгород, Омск, Смоленск, Хабаровск, Ярославль. К третьей группе городов относятся областные центры за исключением городов, вошедших в группы 1 и 2. К четвертой группе городов относятся города, не являющиеся областными центрами. К пятой группе городов относятся остальные населенные пункты Российской Федерации.
Таким образом, на сегодняшний день возможность приобретения ПК существует только в крупных городах и областных центрах.
В настоящий момент более чем в пятидесяти странах мира реализуются программы и проекты с участием государства, направленные на повышение уровня доступности ИКТ, в рамках которых населению предоставляются широкие возможности для приобретения или получения в аренду ПК на льготных условиях. Всего в 2005 году в рамках этих программ в мире было приобретено 8,5 млн.ПК.
Краткая характеристика зарубежных программ, реализуемых в других странах, приведена ниже.
Название программы | Страна | Результаты |
1 | 2 | 3 |
"Ноутбук по цене чашки кофе в день (2004-2007 годы)" | Франция | в 95% университетов страны были установлены беспроводные сети; |
"Полет в условиях Интернета" | Италия | 100 тыс. молодых людей и 45 тыс.учителей купили ПК |
"Один капуччино в день" | Италия | 1000 точек беспроводного доступа было установлено в 77 вузах; |
"Мой первый компьютер" 2002 год | Египет | приобретено свыше 250 тыс.ПК |
"Учительский ноутбук" | Турция | 100 тыс. учителей приобрели ПК. |
При этом следует отметить, что эффективность реализации данных программ зависит от степени участия в них государства.
Основной целью Проекта является повышение уровня доступности ИКТ для граждан Российской Федерации, прежде всего проживающих в малых населенных пунктах, в сельской местности, а также удаленных и труднодоступных местах, не имеющих развитой инфраструктуры производства и продажи персональных компьютеров.
Проект также направлен на:
реализацию конституционных прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, в том числе с использованием общедоступных информационных сетей;
повышение общего уровня компьютерной грамотности населения Российской Федерации;
увеличение количества ПК на душу населения;
содействие росту занятости населения.
В целях определения механизмов реализации Проекта был проанализирован опыт подобных программ и проектов в других странах и учтены особенности развития рынка персональных компьютеров и инфраструктуры доставки в Российской Федерации. Необходимо отметить, что прямое субсидирование или предоставление налоговых льгот далеко не всегда приводит к получению ожидаемых результатов.