ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
 (СЕМАТ)

     
Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития
Европейского континента

     

Документ подготовлен Комитетом Старших должностных лиц

Ганновер, 7-8 сентября 2000 года

     

Предисловие

1. Истекшее десятилетие отмечено решающими историческими шагами общеевропейской интеграции. Эти шаги поставили перед Советом Европы новые задачи и приоритеты. "Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента" являются вкладом Европейской Конференции Министров Регионального Планирования (СЕМАТ) в стратегию социального согласия. "Основополагающие принципы" акцентированы на пространственном аспекте прав человека и демократии. Их задачей является определение мер пространственного развития, принятие которых помогло бы людям во всех государствах - членах Совета Европы достичь приемлемых условий существования, что является необходимым условием стабилизации демократических структур в регионах и городах Европы.

________________

В английском оригинале cohesion.

2. "Основополагающие принципы" опираются на Европейскую хартию регионального и пространственного планирования (Торремолиносская Хартия 1983 года). Эта Хартия содержит принципы национальных и общеевропейской политики совершенствования пространственной организации всех стран - членов Совета Европы (в то время 22) и решения проблем, выходящих за рамки границ отдельных государств.

________________

Совет Европы, Европейская Конференция Министров, ответственных за Региональное Планирование (СЕМАТ): Европейская хартия регионального и пространственного планирования, принята 20 мая 1983 года в Торремолинос.

3. В настоящее время Совет Европы включает 41 государство( )и охватывает, за несколькими исключениями, весь европейский континент, а также север Азии. Впервые в истории почти все европейские страны объединились в поддержку прав человека и демократии; Совет Европы приобрел континентальное значение. "Основополагающие принципы" нацелены на предоставление всем регионам и муниципалитетам возможности активно участвовать в процессе европейской интеграции и демократизации. В этой связи необходимо скорее ликвидировать разрыв между "двумя Европами", т.е. между государствами - давними членами Совета Европы и странами, принятыми в Совет недавно, включая их регионы и муниципалитеты.

________________

Здесь и далее число стран, входящих в Совет Европы, указано по состоянию на сентябрь 2000 года.

4. Европейский континент характеризуется многообразием. Реализация принципов устойчивого развития, действенных для всего континента, должно быть организовано, равным образом, на национальном, региональном и местном уровнях. "Основополагающие принципы" провозглашают принципы субсидиарности и обоюдности в качестве необходимых условий демократии и средств по сохранению "единства в многообразии", завещанного Европе ее историей и географией.

5. "Основополагающие принципы" предлагают государствам - членам Совета Европы, включая их регионы и муниципалитеты, гибкий и ориентированный на перспективу каркас сотрудничества. Они представляют собой модель (или концепцию) устойчивого развития, адресованную различным политическим и общественным органам как в составе правительств, так и вне их, своей деятельностью подготавливающим наше будущее. Принятие этих программных ориентиров основано на добровольном сотрудничестве. Они не имеют силы закона.

I. Вклад "Основополагающих Принципов" в реализацию политики
Совета Европы по достижению социального согласия

6. В 1989 году Европа вышла из эпохи политической разобщенности, в течение которой полностью различались не только экономические системы, но и сами методы организации общества. С тех пор демократическая Европа увеличилась с двадцати двух до сорока одного государства и теперь население стран Совета Европы составляет 770 млн. человек, т.е. почти 14% населения Земли (см. приложение: Таблица 1*). Со вступлением ряда государств в Совет увеличились экономические диспропорции внутри Совета Европы. Так, валовой внутренний продукт на душу населения (в сопоставимых ценах) в среднем составляет, соответственно, более 20000 долл. США в 14 странах, изначально входивших в Совет Европы, и менее 5000 долл. в 11 государствах, вновь вступивших в Совет Европы (см. приложение. Таблица 2)*. В абсолютном исчислении ВВП Европы составляет 9,9 триллиона долл. (данные за 1995 год), что превышает суммарный ВВП североамериканских государств - участников Северо-Американского Соглашения о Свободной Торговле (NAFTA), который, в свою очередь, равен 7,9 трлн.долл. В душевом же исчислении ВВП Европы составляет 12000 долл., что значительно ниже показателя стран NAFTA (20000 долл.), но выше уровня стран Латиноамериканской Зоны Свободной Торговли MERCOSUR (5000 долл.).

________________

* Текст приложения в Сборнике правовых актов Совета Европы не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

7. Учитывая сложившиеся различия в социальных условиях, главы государств и правительств стран Совета Европы на своей Второй встрече в Страсбурге в октябре 1997 года объявили, что "социальное согласие является одной из главных потребностей Большой Европы". Они "поручили Комитету Министров определить социальную стратегию, которая предложила бы решение проблем, стоящих перед обществом". Европейская Конференция министров регионального планирования (СЕМАТ) также должна содействовать выполнению этой задачи, обеспечивая устойчивое и регионально сбалансированное развитие всех европейских регионов в целях усиления демократических структур и муниципалитетов и повышения международной конкурентоспособности Европы.

________________

Встреча глав государств и правительств государств - членов Совета Европы, Страсбург, 10-11 октября, Итоговая декларация.

Там же. Программа действий.

8. "Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента" учитывают, в соответствии с концепцией устойчивости, потребности населения всех регионов Европы без ущерба для фундаментальных прав и возможности развития будущих поколений. Они направлены, в частности, на согласования социальных и экономических требований, предъявляемых к территории, с ее экологическими и культурными функциями, что, в свою очередь, способствует долгосрочному, широкомасштабному и сбалансированному пространственному развитию. В этой связи, для реализации "Основополагающих принципов" требуется тесное взаимодействие пространственного планирования и отраслевых программ, предусматривающих меры, оказывающие воздействие на пространственные структуры в Европе (политика пространственного развития). "Основополагающие принципы" учитывают также и международное сотрудничество на глобальном уровне: например, сотрудничество в контексте Комитета ООН по устойчивому развитию.

9. "Основополагающие принципы" опираются на положения большого числа документов, принятых Советом Европы ранее. К их числу относятся, в частности, Европейское соглашение о трансграничном сотрудничестве местных органов власти и самоуправления, Торремолиносская Хартия, аналитические разработки для Европейской стратегии регионального планирования, Европейская хартия местного самоуправления и проект Европейской хартии регионального самоуправления. Документ также учитывает положения Европейской Концепции (букв. "Перспективы") Пространственного Развития (ESDP), "Балтийской повестки дня - 21" и существующих региональных стратегий развития отдельных регионов Европы, - таких, как VASAB10 (Vision and Strategies around the Baltic Sea -"Модели и стратегии вокруг Балтийского моря"), объединяющей 11 стран, т.н. "Структурную схему для Бенилюкса" (3 страны), VISION PLANET - "Стратегии комплексного пространственного развития в Центральной, Адриатической и Придунайской Европе" (12 стран).

________________

Рамочная Европейская конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными административными единицами или местными органами власти (Мадрид, 21.V. 1980).

Европейская стратегия регионального планирования, принята VI Конференцией СЕМАТ в Лозанне (1988). Страсбург, 1992.

Европейская хартия местного самоуправления. Страсбург, 15 октября 1985 года.

См. Конгресс Местных и Региональных Органов Власти Европы: Рекомендация 34 (1997) по проекту Европейской хартии регионального самоуправления от 5 июня 1997 года.

Европейская концепция пространственного развития, принята на неофициальной встрече Комитета Министров, ответственных за Пространственное Развитие в Потсдаме, Германия, май 1999 года.

Балтийская Повестка дня 21 для региона Балтийского моря, принята VII Конференцией Министров Иностранных Дел Балтийского Совета в Нюборге, Дания, июнь 1998 года.

Модель и стратегии вокруг региона Балтийского моря 2010, К [определению] рамок пространственного развития в регионе Балтийского моря. Ill Конференция Министров Государств Балтии, ответственных за пространственное развитие. Таллин, декабрь 1994 года.

Второй набросок структуры Бенилюкса. Брюссель. 1998 года.

Стратегия комплексного пространственного развития Центрально-европейского, Адриатического и Дунайского районов Европы. Принята на IV семинаре Совета проекта, Вена, январь 2000 года.

II. Программы пространственного развития в Европе: новые проблемы и
перспективы континентального масштаба

10. Осознание континентального масштаба Совета Европы открывает новые перспективы для пространственного планирования и, вместе с тем, ставит перед ним новые проблемы. Континенту необходимо удерживать и укреплять свои экономические позиции в условиях растущей глобализации. Особый потенциал Европы, который пока используется далеко не полностью, заключается в широком разнообразии ландшафтов и культур, ее сформировавших, развитии взаимопомощи и сотрудничества в различных районах континента и растущей интеграции запада, востока, юга и севера Европы.

1. Межконтинентальные отношения как стратегический элемент европейской политики пространственного развития

    

11. Особые возможности для европейского развития открывает географическое положение континента - в частности, примыкание к Азии (граница между континентами становится все более "прозрачной") и значительная (почти 100000 км) протяженность береговой линии.

12. В связи с тем, что Азия является наиболее населенным континентом, а темпы ее экономического роста в целом высоки, следует оптимально использовать потенциал сухопутного моста, связывающего восточных участников Совета Европы (в частности, Российскую Федерацию) со странами, выходящими к Черному морю, а также со Средним и Дальним Востоком, в частности, за счет развития новых торговых коридоров. Восточная окраина Европы может стать центром сотрудничества и торговли между Европой и Азией. В этом контексте особое значение приобретает развитие существующих и создание новых транспортных и энергетических сетей.

13. В контексте экономической глобализации растет товарооборот между Европой и новыми экономическими блоками в других частях света (MERCOSUR, NAFTA, ASEAN). Океаны рассматриваются как основной ресурс будущего, а конкурентоспособность морского транспорта постоянно повышается. Развитие современной приморской экономики, не ограничивающейся судоходством, а включающей, например, особые новые технологии, разработку морских ресурсов и устойчивый международный туризм, должно послужить на благо многочисленных прибрежных районов и островов. Необходимым условием здесь является наличие динамичных портов, эффективно связанных со своими хинтерландами.

14. Возрастающая, благодаря новым средствам транспорта и связи, близость Европы к Северной Африке и быстрый рост численности населения на южном побережье Средиземного моря требуют укрепления сотрудничества всех стран европейского и африканского средиземноморского бассейна. Это касается, в частности, развития сотрудничества в сфере экономики и туризма, а также более полного использования природного достояния и культурного наследия для нужд городского и регионального развития. Для более сбалансированного, устойчивого и комплексного развития Евро-Средиземноморского региона необходимо, чтобы экономическому и социальному развитию европейской части Средиземноморья сопутствовала соответствующая политика пространственного развития. Что касается программ сотрудничества, то следует добиться согласованности и синергии соответствующих программ содействия, уже принятых Европейским Союзом (INTERREG и MEDA).

15. Следует добавить, что Европа является крупнейшим объектом международного туризма: в 1992 году ее посетили 290 млн. туристов. По прогнозам, к 2020 году их число удвоится. В этой связи экономика международного туризма является, при всех возможностях и рисках, важной стратегической составляющей пространственного развития Европы. Развитие туризма концентрируется в наиболее аттрактивных и, в то же время, наиболее уязвимых в культурном и экологическом плане районах Европы. Сказанное относится, в частности, к прибрежным (прежде всего, средиземноморским) районам, островам, некоторым долинам, Альпам и другим горным регионам, многочисленным природным территориям, историческим городам и другим участкам, представляющим ценность с точки зрения истории цивилизации.

2. Культурное многообразие (The multiplicity of cultures)

16. Европа характеризуется многообразием культур, проявляющимся на региональном, национальном и международном уровне: наличие 60 разных языков лишь один из показателей этого многообразия. Это обстоятельство повлияло как на способы самовыражения (языки, музыка, живопись, архитектура и т.д.), так и на специфику хозяйственной деятельности, жилища, досуга и мобильности населения. Культура сыграла важную роль в формировании многообразия ландшафтов, городов и поселенческой ткани, а также архитектурного наследия Европы. Это культурное многообразие, в прошлом служившее источником напряженности и конфликтов, в настоящее время открывает уникальные возможности для устойчивого пространственного развития. Современные формы социального, экономического и технического развития должны не создавать угрозу культурной самобытности. Важные принципы сохранения и приумножения культурного наследия в контексте пространственного развития содержатся в положениях Гранадской Конвенции об охране европейского архитектурного наследия (Совет Европы, 1985 год), Ла-Валеттской Конвенции об охране археологического наследия (Совет Европы, 1992 год), Флорентийской хартии охраны исторических парков и садов (ICOMOS-IFLA, 1981 год).

3. Крупные европейские регионы как основа будущей взаимопомощи и сотрудничества

17. Достижению социального согласия о Европе способствует международное сотрудничество в рамках крупных европейских регионов. К их числу принадлежит Европейский Союз, принципы пространственного планирования и задачи сотрудничества которого определяет Европейская Концепция Пространственного Развития (далее - ESDP). Внутри Европейского Союза, в свою очередь, существует несколько зон международного сотрудничества, - такие, как Альпы и регион Северного моря. В течение нескольких лет эти регионы являются фокусными точками многочисленных международных проектов, нацеленных на сбалансированное региональное развитие. Международное сотрудничество за пределами Евросоюза (или частично охватывающее его территорию) в настоящее время развивается в регионе Балтийского моря, в Юго-Восточной Европе и в Придунайском регионе, а также в зоне, получившей название "Инициатива Северного Масштаба" (см. пункт 71).

18. В условиях экономической интеграции и глобализации желаемый экономический рост имеет и негативные последствия, в частности, для окружающей среды и социального согласия. Существует опасность (особенно во вновь принятых в Совет Европы странах) ограничения развития рамками изолированных "зон роста", сосредоточенных в столичных ареалах при исключении из процесса роста прочих территорий стран Совета Европы, в т.ч. городов различной людности и сельских районов. Тем не менее, Европа обладает потенциалом для создания полицентрической городской ткани с большим числом зон роста (включая расположенные на периферии), организованных в форме городских сетей, создающих динамизм и необходимый набор экспортно-ориентированных производств, привлекающих дополнительные инвестиции. Полицентрическое развитие способствует также снижению экологического давления и социальной напряженности, и содействует укреплению демократических структур. Простое дублирование по всей Европе модели "центр-периферия" было бы одинаково губительным как для центра, так и для окраин и противоречило бы историческому развитию поселенческой ткани. Для организации новых процессов роста в окраинных частях Европы необходимо усиление интеграции как внутри крупных европейских регионов, так и между ними, что вело бы к долгосрочному укреплению ее городской структуры и повышало бы ее конкурентоспособность.

19. Помимо столичных зон шагом по направлению к полицентрической общеконтинентальной модели являются и т.н. "города-ворота", через которые осуществляется связь и торговля Европы с другими частями света (к таким городам относятся, например, морские порты, аэропорты, ярмарочные и культурные центры). Если в прошлом подобные центры существовали только на западном и южном побережьях Европы, то сейчас возникновение новых транспортных коридоров, ведущих в Азию, создает условия для появления таких хабов и на восточной окраине континента.

20. Основу европейской транспортной инфраструктуры образуют Трансъевропейская транспортная сеть" Евросоюза, панъевропейские "коридоры" и "зоны" (см. Карта 2*), а также сеть TINA (Transport Infrastructure Needs Assessment - букв. "Оценка потребностей транспортной инфраструктуры") государств, ассоциированных с Европейским Союзом (ее основу составляют панъевропейские коридоры). Ее первостепенной задачей является связь между столичными агломерациями. Панъевропейская Транспортная Сеть является отражением соответствующих решений Евросоюза, результатов трех общеевропейских конференций министров транспорта и работы группы по выявлению инфраструктурных потребностей в странах, ассоциированных с Европейским Союзом.

________________

* Текст приложения в Сборнике правовых актов Совета Европы не приводится. - Примечание "КОДЕКС".


Подлинно общеевропейская транспортная политика становится все более необходимой, поскольку загруженность автострад превышает допустимые пределы, железные дороги многих европейских государств нуждаются в срочной модернизации, каботажные и трансокеанские маршруты используются недостаточно, а нагрузки на окружающую среду, создаваемые транспортом, не снижаются.

21. Необходимость организации транспортных систем обусловлена также и развитием торговли между географически удаленными территориями. Когда все возможные варианты маршрутов будут изучены с общеконтинентальных позиций, вполне возможно, что наиболее конкурентоспособными для дальних перевозок окажутся альтернативные трассы, в частности, использующие те виды транспорта, которые до настоящего времени не получили широкого распространения.

4. Интеграция государств - "старых" и "новых" членов Совета Европы

22. Экономическая интеграция государств - "старых" и "новых" членов Совета Европы развивается быстро. Несмотря на прогресс, достигнутый в деле сближения, на пути к социальному согласию в Европе все еще стоят серьезные проблемы, являющиеся следствиями, главным образом, различий между Востоком и Западом в качестве жизни населения (см. Карта 3*). Большая часть усилий должна быть направлена на совершенствование инфраструктуры, развитие приграничных, сельских и отсталых районов, укрепление малых и средних городов. Политика должна быть ориентирована на рост, основанный на повышении взаимодействия с региональными и транспортными программами, а также сотрудничества с частным сектором, и должна строиться с учетом охраны окружающей среды на основе соответствующей экологической экспертизы. Развитие новых коммуникационных технологий также призвано содействовать интеграции "старых" и "новых" государств - членов Совета Европы за счет возрастающего обмена информацией и ноу-хау.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»