Недействующий

О внесении изменений в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации

На N 2.12.-17/1067 от 18 ноября 2005 г.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 233912-4 "О внесении изменения
в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
,
 внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации В.М.Резником, А.Г.Аксаковым, членом
 Совета Федерации Федерального Собрания
 Российской Федерации  С.А.Васильевым



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Законопроект направлен на решение проблемы, связанной с отсутствием судебной защиты прав и интересов участников сделок, предусматривающих обязанность стороны (сторон) уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса валют, процентов (значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей) либо от наступления обстоятельств, относительно которых неизвестно наступит оно или нет (далее - производные финансовые инструменты).

Правительство Российской Федерации поддерживает необходимость решения указанной проблемы.

Отсутствие в настоящее время судебной защиты по производным финансовым инструментам значительно сдерживает развитие российского финансового рынка, так как российские и зарубежные инвесторы вынуждены заключать соответствующие сделки на западных рынках, где предоставляется судебная защита по таким сделкам. Непредоставление судебной защиты по этой категории сделок препятствует развитию не только срочного рынка, но и рынков, на которых осуществляется торговля базовыми активами.

В то же время по тексту законопроекта имеется ряд замечаний и предложений.

Как следует из законопроекта, производные финансовые инструменты классифицируются как сделки пари, что на практике может привести к ряду проблем, в том числе связанных с налогообложением данных сделок. Во избежание нежелательных последствий в связи с указанной классификацией производных финансовых инструментов, целесообразно в тексте законопроекта исключить квалификацию данных сделок как сделок пари.

Следует признать обоснованным предоставление судебной защиты по таким сделкам только в случае, когда хотя бы одной из сторон по такой сделке является юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление банковских операций или операций на рынке ценных бумаг. Деятельность указанных юридических лиц подчиняется специальному регулированию и контролю, что позволит снизить риски на данном сегмента финансового рынка. Необходимо дополнительно проработать вопрос о возможности распространения судебной защиты по соответствующим сделкам, заключенным на организованных рынках юридическими лицами, получившими иную лицензию, на основании которой возможно заключение сделок на организованных рынках.

Законопроектом предлагается ограничить ответственность граждан по производным финансовым инструментам размером денежных средств, переданных ими в обеспечение исполнения обязательств по таким сделкам. При этом, законопроектом вводится ограниченная ответственность граждан по соответствующим сделкам, совершенным гражданами как самостоятельно, так и в случае совершения сделок третьими лицами в интересах граждан. Поддерживая предложение об ограничении ответственности граждан по названным сделкам, считаем необходимым предусмотреть возможность заключения гражданами сделок с производными финансовыми инструментами только при посредничестве профессиональных участников, то есть юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление банковских операций или операций на рынке ценных бумаг.

Кроме того, Правительство Российской Федерации считает целесообразным дополнительно рассмотреть вопрос, связанный с уточнением

предложенного законопроектом перечня базовых активов производных финансовых инструментов.

На основании вышеизложенного, Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта в первом чтении с учетом вышеизложенных замечаний и предложений.


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков




Текст документа сверен по:
рассылка