Недействующий

     

Проект N 233912-4

во втором чтении




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 1062 части второй
Гражданского кодекса Российской Федерации

(О внесении изменения в статью 1062 части второй
Гражданского кодекса Российской Федерации
)


Статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) дополнить пунктом 2 в следующей редакции:

"2. На требования, связанные с участием в сделках и предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентов (процентных ставок), уровня инфляции, (значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей) либо от наступления иного обстоятельства, которое предусмотрено законом и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, правила настоящей главы не распространяются. Указанные требования подлежат судебной защите, если хотя бы одной из сторон сделки является юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление банковских операций или лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а по сделкам, заключенным на бирже - юридическое лицо, получившее лицензию, на основании которой возможно заключение сделок на бирже.

Требования, связанные с участием в указанных в настоящем пункте сделках граждан, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже.".

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 1062 части второй
 Гражданского кодекса Российской Федерации"


Основной идеей и целью законопроекта является создание правовых условий для совершения сделок, предусматривающих обязанность стороны (сторон) уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса валют, процентов (значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей) либо от наступления обстоятельства, относительно которых наступит оно или нет (далее -производные финансовые инструменты). Задачей законопроекта является решение проблемы судебной защиты прав и интересов сторон таких сделок.

Торговля производными финансовыми инструментами международных финансовых рынках имеет огромное экономическое значение. Все большее число предприятий, причем не только крупных, но и средних, используют эти инструменты в целях управления рисками. На конец 2003 г. общая номинальная сумма заключенных внебиржевых производных финансовых инструментов составляла приблизительно 197,2 трлн. долларов США., а биржевых инструментов - 52, 79 трлн. долларов США. Общий оборот биржевых контрактов - производных финансовых инструментов, по данным Банка международных расчетов, составил с I апреля 2003 г. по 1 апреля 2004 г. свыше 874,1 трлн. долларов США. Участниками рынка производных финансовых инструментов являются частные и институциональные инвесторы, торговые и промышленные предприятия, органы государственной власти, а также финансовые организации и посредники. Благодаря использованию таких инструментов предприятия - конечные пользователи решают задачи по управлению рисками (сделок страхования рисков, или хеджирования).

Макроэкономическое значение рынка производных финансовых инструментов состоит в функции: выявления и распределения рисков, а также в его воздействии на процесс ценообразования на рынке базисного актива -товаров, ценных бумаг, процентных ставок и т.д. Участники рынка базисного актива могут получить достоверную информацию относительно его будущей цены, необходимую для решения своих производственных, торговых или стратегических задач.

Формирование российского финансового рынка также идет по пути внедрения производных финансовых инструментов, позволяющих расширить рынок, повысить его стабильность, способствовать этим обращению и сохранению капиталов в стране. Так, суммарный объем торгов производными финансовыми инструментами на всех торговых площадках России за текущий период 2005 г. составил около 13 млрд. долларов США. Но эта цифра является незначительной в сравнении с объемом рынка производных финансовых инструментов в других стратах. Так, на начало апреля 2004 г. номинальная стоимость производных финансовых инструментов, которые находились в портфелях только немецких банк-он не включая их зарубежные дочерние структуры и филиалы, равнялась примерно 913 млрд. долларов США. Динамика основных показателей срочного рынка FORTS фондовой биржи РТС показывает, что за период с 1 июля 2001 г. по 1 октября 2005 г. среднедневной объем торгов вырос почти до 200 тыс. контрактов, а среднедневной размер открытых позиций почти до 2.6 млн. контрактов.

Подавляющее большинство заключаемых на российском организованном срочном рынке составляют фьючерсы на акции с поставкой, которые завершаются поставкой ценных бумаг. При этом в настоящее время ни одна российская биржа не осуществляет торговлю производными финансовыми инструментами, базовым активом которых являются акции и исполнение по которым связано исключительно с расчетами денежными средствами между сторонами. Это обстоятельство, в первую очередь, связано с тем, что такие производные финансовые инструменты не обладают судебной защитой.

В тоже время рынок внебиржевых производных финансовых инструментов в России практически отсутствует. Если на организованном рынке сама система торговли позволяет снизить риски неисполнения обязательств участниками торгов, то на внебиржевом рынке отсутствуют механизмы, направленные на снижение рисков участников таких торгов. Отсутствие судебной защиты по производным финансовым инструментам привело к тому, что российские участники рынка вынуждены заключать внебиржевые производные финансовые инструменты на западных рынках, где такая защита предоставляется. Кроме того, невозможность хеджирования рисков в России в силу отсутствия судебной защиты приводит к тому, что зарубежные инвесторы, для которых хеджирование рисков является обязательным, отказываются участвовать в торговле базовыми активами на российских рынках. Это также является одной из причин почему торговля ценными бумагами российских эмитентов перемещается на торговые площадки западных бирж.

Важность и значительность производных финансовых инструментов уже нашла некоторое отражение в российском законодательстве. Так, частью второй Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности налогообложения "финансовых инструментов срочных сделок". В соответствии со статьей 301 Налогового кодекса РФ под финансовыми инструментами срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения) понимаются соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки. Признаки соответствующих сделок содержатся также в федеральном законе "О рынке ценных бумаг" (статья 13).

Сделки, являющиеся производными финансовыми инструментами, имеют различную правовую природу, в связи с чем, в зависимости от своего содержания, они подпадают иод признаки ряда гражданско-правовых договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. В целом все такие сделки могут быть разделены на два вида: сделки с переходом права собственности на базисный актив (поставочные производные финансовые инструменты) и сделки, исполнение по которым осуществляется исключительно путем выплаты ценовой разницы (расчетные производные финансовые инструменты).

Поставочные производные финансовые инструменты, являясь по своей природе договорами купли-продажи или мены с отложенным сроком исполнения, обладают всей полнотой судебной защиты, предусмотренной законодательством для данного вида договоров. Расчетные производные финансовые инструменты отвечают признакам сделок пари и в соответствии со статьей 1062 Гражданского кодекса не подлежат судебной защите.

На этом основании различные судебные инстанции неоднократно отказывали в судебной защите прав сторон сделок, являющихся расчетными производными финансовыми инструментами. В постановлении от 08.06.1999 N 5347/98 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал обоснованным квалификацию указанных сделок в качестве разновидности игровых сделок, которые действующее законодательство не регулирует и не содержит указаний на предоставление подобным сделкам судебной защиты.

Однако Конституционный Суд РФ в определении от 16.12.2002 N 282-0 указал, что отказ в судебной защите требований из соответствующих сделок может в ряде случаев оказаться в противоречии с принципом свободы предпринимательской деятельности, принципом свободы договоров, закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса РФ, Конституционный Суд РФ отметил, что вопрос о том, является ли сделка пари или нормальной предпринимательской сделкой, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств дела. Между тем. Конституционный Суд РФ по существу признал то, что законодательство не содержит признаков, которыми суды могут руководствоваться при вынесении такого решения, и указал на необходимость дальнейшего регулирования соответствующих отношений.

Для устранения существующего пробела в законодательстве законопроект предполагает внесение в Гражданский кодекс РФ изменений, позволяющих осуществить четкое разделение подлежащих и не подлежащих судебной защите сделок, отвечающих признакам пари, и, тем самым, обеспечить судебную защиту как биржевым, так и внебиржевым сделкам, являющимся расчетными производными финансовыми инструментами.

В то же время, учитывая то обстоятельство, что производные финансовые инструменты являются разновидностью алеаторных сделок, законопроектом предлагается ограничить круг сделок пари, которым предоставляется судебная защита, определенным субъектным составом. Представляется целесообразным распространять на соответствующие сделки пари судебную защиту только в случае, если хотя бы одной из сторон по такой сделке является юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление банковских операций или операций на рынке ценных бумаг. Деятельность указанных юридических лиц тесно связана с совершением сделок, признаваемых производными финансовыми инструментами, и при этом подчиняется специальному регулированию и надзору. Участие соответствующих юридических лиц в таких сделках в качестве хотя бы одной из сторон позволит снизить риски на данном финансовом рынке.

Кроме того, с целью защиты физических лиц, которые в основной своей части являются непрофессиональным инвесторами и не в состоянии оценить риски, связанные с заключением сделок на срочном рынке, законопроектом предлагается ограничить ответственность физических лиц по таким сделкам размером денежных

средств, переданных ими в обеспечение исполнения обязательств по таким сделкам.

На N 2.12.-17/1067 от 18 ноября 2005 г.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 233912-4 "О внесении изменения
в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
,
 внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации В.М.Резником, А.Г.Аксаковым, членом
 Совета Федерации Федерального Собрания
 Российской Федерации  С.А.Васильевым



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Законопроект направлен на решение проблемы, связанной с отсутствием судебной защиты прав и интересов участников сделок, предусматривающих обязанность стороны (сторон) уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса валют, процентов (значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей) либо от наступления обстоятельств, относительно которых неизвестно наступит оно или нет (далее - производные финансовые инструменты).

Правительство Российской Федерации поддерживает необходимость решения указанной проблемы.

Отсутствие в настоящее время судебной защиты по производным финансовым инструментам значительно сдерживает развитие российского финансового рынка, так как российские и зарубежные инвесторы вынуждены заключать соответствующие сделки на западных рынках, где предоставляется судебная защита по таким сделкам. Непредоставление судебной защиты по этой категории сделок препятствует развитию не только срочного рынка, но и рынков, на которых осуществляется торговля базовыми активами.

В то же время по тексту законопроекта имеется ряд замечаний и предложений.

Как следует из законопроекта, производные финансовые инструменты классифицируются как сделки пари, что на практике может привести к ряду проблем, в том числе связанных с налогообложением данных сделок. Во избежание нежелательных последствий в связи с указанной классификацией производных финансовых инструментов, целесообразно в тексте законопроекта исключить квалификацию данных сделок как сделок пари.

Следует признать обоснованным предоставление судебной защиты по таким сделкам только в случае, когда хотя бы одной из сторон по такой сделке является юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление банковских операций или операций на рынке ценных бумаг. Деятельность указанных юридических лиц подчиняется специальному регулированию и контролю, что позволит снизить риски на данном сегмента финансового рынка. Необходимо дополнительно проработать вопрос о возможности распространения судебной защиты по соответствующим сделкам, заключенным на организованных рынках юридическими лицами, получившими иную лицензию, на основании которой возможно заключение сделок на организованных рынках.

Законопроектом предлагается ограничить ответственность граждан по производным финансовым инструментам размером денежных средств, переданных ими в обеспечение исполнения обязательств по таким сделкам. При этом, законопроектом вводится ограниченная ответственность граждан по соответствующим сделкам, совершенным гражданами как самостоятельно, так и в случае совершения сделок третьими лицами в интересах граждан. Поддерживая предложение об ограничении ответственности граждан по названным сделкам, считаем необходимым предусмотреть возможность заключения гражданами сделок с производными финансовыми инструментами только при посредничестве профессиональных участников, то есть юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление банковских операций или операций на рынке ценных бумаг.

Кроме того, Правительство Российской Федерации считает целесообразным дополнительно рассмотреть вопрос, связанный с уточнением

предложенного законопроектом перечня базовых активов производных финансовых инструментов.

На основании вышеизложенного, Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта в первом чтении с учетом вышеизложенных замечаний и предложений.


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков




Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»