(с изменениями на 19 марта 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минюста России от 15 сентября 2021 года N 169
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минюста России от 19 марта 2008 года N 65.
____________________________________________________________________
В целях оптимизации экспертного производства и научно-методического обеспечения экспертной деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России
приказываю:
Утвердить:
нормы затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (приложение 1);
Методические рекомендации по применению норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (приложение 2).
Министр
Ю.Я.Чайка
НОРМЫ
затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной
нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации
Роды (виды) экспертиз | Затраты времени на производство одной экспертизы (количество часов) в зависимости от категории ее сложности* (1, 2, 3) | ||
________________ * В таблице указаны максимальные затраты времени на производство одной экспертизы (количество часов). | |||
1 | 2 | 3 | |
Почерковедческая | 16 | 38 | 95 |
Автороведческая | 16 | 38 | 95 |
Техническая экспертиза документов | |||
реквизитов документов | 21 | 45 | 95 |
материалов документов | 28 | 57 | 115 |
Фототехническая | 22 | 45 | 95 |
Портретная | 22 | 45 | 95 |
Трасологическая | |||
следов человека | 16 | 45 | 77 |
следов орудий, инструментов, механизмов | 16 | 45 | 77 |
следов транспортных средств (транспортно- | 28 | 57 | 115 |
Видео- и звукозаписей | |||
голоса и звучащей речи | 28 | 57 | 115 |
звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей | 28 | 57 | 115 |
видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей | 28 | 57 | 115 |
Оружия и следов выстрела | |||
огнестрельного оружия и патронов к нему | 19 | 38 | 77 |
следов и обстоятельств выстрела | 19 | 38 | 77 |
холодного оружия | 11 | 32 | 67 |
Маркировочных обозначений | 11 | 32 | 77 |
Взрывотехническая | |||
взрывчатых веществ, продуктов и следов их взрыва | 28 | 57 | 115 |
боеприпасов, взрывных устройств и следов их взрыва | 28 | 57 | 115 |
Материалов, веществ и изделий | |||
волокнистых материалов и изделий из них | 22 | 57 | 115 |
лакокрасочных материалов и покрытий | 22 | 57 | 115 |
нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов | 22 | 57 | 115 |
изделий из металлов и сплавов | 22 | 57 | 115 |
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, лекарственных средств | 28 | 38 | 115 |
изделий из стекла и керамики, силикатных строительных материалов | 22 | 57 | 115 |
спиртосодержащих жидкостей | 19 | 38 | 115 |
изделий из резины, пластмасс и других полимерных материалов | 22 | 38 | 115 |
автомобильных электроламп | 22 | 38 | 77 |
изделий парфюмерной промышленности | 22 | 38 | 115 |
драгоценных, полудрагоценных камней, минералов и горных пород | 22 | 38 | 115 |
веществ неустановленной природы | 28 | 57 | 115 |
Почвоведческая | 19 | 38 | 67 |
Биологическая | |||
объектов растительного происхождения | 16 | 32 | 67 |
объектов животного происхождения | 16 | 32 | 67 |
Автотехническая | |||
обстоятельств дорожно-транспортного происшествия | 22 | 38 | 77 |
технического состояния транспортных средств | 22 | 38 | 77 |
следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика) | 22 | 38 | 77 |
технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия | 22 | 38 | 77 |
транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости | 10 | 32 | 67 |
Пожарно-техническая | 22 | 38 | 77 |
Взрывотехнологнческая | 28 | 57 | 115 |
Строительно-техническая | 28 | 57 | 115 |
Бухгалтерская | 28 | 51 | 115 |
Финансово-экономическая | 28 | 57 | 115 |
Товароведческая | |||
промышленных (непродовольственных) товаров | 16 | 32 | 77 |
продовольственных товаров | - | - | - |
транспортных средств | 4 | 32 | 67 |
Психологическая | 19 | 38 | 77 |
Компьютерно-техническая | 28 | 57 | 115 |
Экологическая | 28 | 57 | 115 |
Электробытовой техники | 14 | 22 | 57 |
Лингвистическая | 16 | 38 | 95 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению норм затрат времени на производство экспертиз
для определения норм экспертной нагрузки государственных
судебных экспертов государственных судебно-экспертных
учреждений Министерства юстиции Российской Федерации
(с изменениями на 19 марта 2008 года)
1. Нормы экспертной нагрузки устанавливаются из расчета 100% затрат рабочего времени на экспертную и прямо связанную с ней работу (участие в судебном заседании, выезд на осмотр объектов исследования, разработка при необходимости методики решения конкретной экспертной задачи, проведение экспертного эксперимента и т.п.), работу по научно-методическому обеспечению экспертной деятельности (далее - НМО), в том числе научно-исследовательскую работу (далее - НИР).
Общие затраты рабочего времени на НИР для государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) не могут превышать следующие показатели затрат рабочего времени, обеспеченного бюджетным финансированием: в РФЦСЭ при Минюсте России - 20%, в региональных центрах судебной экспертизы Минюста России - 10%, в лабораториях судебной экспертизы Минюста России - 5%.
2. Расчет норм экспертной нагрузки за месяц производится исходя из продолжительности рабочего времени в соответствующем месяце, определяемой производственным календарем.
Для некоторых категорий работников нормы экспертной нагрузки рассчитываются с учетом установленной для них в соответствии с трудовым законодательством сокращенной продолжительности рабочего времени.
3. При определении сложности судебной экспертизы рекомендуется учитывать следующие признаки:
- многообъектность (более трех объектов или более 200 листов материалов дела, представленных на исследование);
- множественность поставленных вопросов (свыше трех вопросов, требующих проведения исследований);
- потребность в применении трудоемких методов и сложных инструментальных средств, технологический регламент которых превышает 5 дней, в проведении модельных экспериментов для решения конкретных экспертных задач;
- необходимость разработки новых расчетных моделей и частных методик исследования для решения поставленных вопросов;
- отнесение экспертизы к комплексной либо повторной, либо межведомственной:
- необходимость выезда на место происшествия либо осмотра объектов, находящихся вне территории СЭУ, либо проведения исследования на базе других учреждений.
Указанные признаки используются также и при определении сложности выполняемых в СЭУ экспертных исследований (несудебных экспертиз).