Недействующий


Проект N 339643-4


Внесен Законодательным Собранием
Оренбургской области



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"

Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года  N 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7,  ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22,  ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607) изменения и дополнения.

1. Дополнить статьей 2_2  в следующей редакции:



"Статья. 2_2. Участки недр местного значения

Участками недр местного значения являются участки недр на территории субъекта Российской Федерации, не отнесенные в установленном порядке к объектам федерального значения, не содержащие месторождений полезных ископаемых, числящихся на государственном и территориальном балансах полезных ископаемых, и ограниченные по глубине до 5 метров".

2. Пункт 9 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"9) установление порядка пользования недрами в целях геологического изучения (поисков, оценки, разведки) и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также пользования недрами в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на участках недр местного значения".

3. В статье 5:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на участках недр местного значения";

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5) участие в контроле за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений на участках недр местного значения".

4. В статье 10_1:

а) в пункте 7 исключить слова "или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых";

б) дополнить пунктом 10 в следующей редакции:

"10) разрешение органов местного самоуправления, принятое в соответствии с установленным субъектом Российской Федерации порядком, на добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на участках недр местного значения".

5. Часть 1 статьи 11 после слов "Предоставление недр в пользование" дополнить словами "(за исключением предоставления участков недр местного значения)" и далее по тексту.

6. В статье 16:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр, его территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков недр, находящихся на их территории";

б) часть 6 изложить в следующей редакции:

"Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр с целью геологического изучения (поисков, оценки, разведки) и добычи общераспространенных полезных ископаемых устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

7. В статье 22:

а) пункты 1 и 3 части 1 изложить в следующей редакции:

"1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, разрешении или в соглашении о разделе продукции";

"3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией, разрешением или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством";

б) пункт 10 части 2 изложить в следующей редакции:

"10) выполнение условий, установленных лицензией, разрешением или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами".

8. Абзац второй статьи 36_1 изложить в следующей редакции:

"Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части поисков, оценки и разведки месторождений общераспространенных полезных ископаемых".


Президент
Российской Федерации
В.Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К постановлению законодательного собрания оренбургской
 области "О законодательной инициативе по внесению проекта
Федерального Закона "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"



Внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" вызвано необходимостью исключения коллизий действующего законодательства Российской Федерации о недрах в части предоставления права пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и реализации в полной мере предоставленных органам власти субъекта Российской Федерации полномочий в сфере недропользования в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу  некоторых актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", опубликованного в "Российской газете" 31.08.2004.

Нечеткость правовых норм в действующем Законе "О недрах" в отношении полномочий по распоряжению участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, выявили коллизии права.

Так, например, решением Приморского краевого суда от 12 августа 2005 года признана противоречащей закону и недействующей норма Закона Приморского края от 11 мая 2005 года N 247-КЗ "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Приморского края", предусматривающая возложение на уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края предоставление лицензий на разработку общераспространенных полезных ископаемых.

Действительно, пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О недрах" полномочия  по предоставлению разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.  

В то же время пунктом 7 статьи 10_1 этого же Закона предусматривается, что основанием возникновения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, является  решение уполномоченного органа государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Причиной имеющейся коллизии является отсутствие в федеральном  законе о недрах понятия "участки недр местного значения", что не дает возможности определить их как объект управления на законодательном уровне субъекта Российской Федерации и разграничить полномочия по предоставлению недр между органами власти субъекта Российской Федерации и органами власти местного самоуправления.

Практика лицензирования общераспространенных полезных ископаемых показывает необходимость наличия двух уровней управления участками недр, отнесенных к компетенции органов власти субъекта Российской Федерации в соответствии с решаемыми  задачами. Для субъекта - это развитие, охрана и рациональное использование минерально-сырьевой базы строительной индустрии региона в целом. А для муниципальных образований - решение задач местного самоуправления с использованием по своему усмотрению находящихся на его территории общераспространенных полезных ископаемых для таких целей, как отсыпка дорог, выравнивание строительных площадок, рекультивация заброшенных карьеров, укрепление береговых линий речек и благоустройство поселений.  

Для четкого определения объекта управления на местном уровне предлагается дать  следующее понятие участков недр местного значения:

"участки недр на территории субъекта Российской Федерации, не отнесенные в установленном порядке к объектам федерального значения, не содержащие месторождений полезных ископаемых, числящихся на государственном и территориальном балансах полезных ископаемых, и ограниченные по глубине до 5 метров".

Ограничение участков недр по глубине выбрано с учетом статьи 19 Закона Российской Федерации "О недрах", позволяющей собственникам и владельцам земельных участков добывать в установленном порядке до глубины 5 метров общераспростра-ненные полезные ископаемые по своему усмотрению для своих нужд.

Предоставление же в пользование участков недр, содержащих месторождения полезных ископаемых, то есть объектов, числящихся на территориальном балансе полезных ископаемых, целесообразно оставить в компетенции субъекта как органа, к полномочиям которого отнесено ведение фондов геологической информации, территориальных балансов полезных ископаемых и кадастров месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Также предлагается дополнить действующий Закон о недрах нормами, регулирующими предоставление субъектом Российской Федерации  участков недр, отнесенных к его компетенции, для целей поисков, оценки и разведки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Это позволит  субъекту в полной мере осуществлять полномочия, предоставленные пунктом 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О недрах" в части разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы.

Сегодня геологическое изучение недр по общераспространенным полезным ископаемым практически не проводится, так как в соответствии со статьей 36_1 Закона Российской Федерации "О недрах" геологическое изучение недр полностью находится в ведении Российской Федерации, хотя государственное регулирование  в части общераспространенных полезных ископаемых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации (статья 4  Закона Российской Федерации "О недрах").

И - + * зменения в Закон Российской Федерации "О недрах" учитывают исключение имеющихся в нем коллизий и предлагают более четкое разграничение полномочий между органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в части предоставления участков недр, отнесенных к компетенции субъекта, а также между федеральными органами власти и органами власти субъекта Российской Федерации в части предоставления недр для поисков, оценки и разведки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»