Проект N 339643-4
Внесен Законодательным Собранием
Оренбургской области
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607) изменения и дополнения.
1. Дополнить статьей 2_2 в следующей редакции:
"Статья. 2_2. Участки недр местного значения
Участками недр местного значения являются участки недр на территории субъекта Российской Федерации, не отнесенные в установленном порядке к объектам федерального значения, не содержащие месторождений полезных ископаемых, числящихся на государственном и территориальном балансах полезных ископаемых, и ограниченные по глубине до 5 метров".
2. Пункт 9 статьи 4 изложить в следующей редакции:
"9) установление порядка пользования недрами в целях геологического изучения (поисков, оценки, разведки) и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также пользования недрами в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на участках недр местного значения".
3. В статье 5:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на участках недр местного значения";
б) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5) участие в контроле за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений на участках недр местного значения".
4. В статье 10_1:
а) в пункте 7 исключить слова "или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых";
б) дополнить пунктом 10 в следующей редакции:
"10) разрешение органов местного самоуправления, принятое в соответствии с установленным субъектом Российской Федерации порядком, на добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на участках недр местного значения".
5. Часть 1 статьи 11 после слов "Предоставление недр в пользование" дополнить словами "(за исключением предоставления участков недр местного значения)" и далее по тексту.
6. В статье 16:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр, его территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков недр, находящихся на их территории";
б) часть 6 изложить в следующей редакции:
"Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр с целью геологического изучения (поисков, оценки, разведки) и добычи общераспространенных полезных ископаемых устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
7. В статье 22:
а) пункты 1 и 3 части 1 изложить в следующей редакции:
"1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, разрешении или в соглашении о разделе продукции";
"3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией, разрешением или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством";
б) пункт 10 части 2 изложить в следующей редакции:
"10) выполнение условий, установленных лицензией, разрешением или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами".
8. Абзац второй статьи 36_1 изложить в следующей редакции:
"Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части поисков, оценки и разведки месторождений общераспространенных полезных ископаемых".
Президент
Российской Федерации
В.Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К постановлению законодательного собрания оренбургской
области "О законодательной инициативе по внесению проекта
Федерального Закона "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" вызвано необходимостью исключения коллизий действующего законодательства Российской Федерации о недрах в части предоставления права пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и реализации в полной мере предоставленных органам власти субъекта Российской Федерации полномочий в сфере недропользования в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", опубликованного в "Российской газете" 31.08.2004.
Нечеткость правовых норм в действующем Законе "О недрах" в отношении полномочий по распоряжению участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, выявили коллизии права.
Так, например, решением Приморского краевого суда от 12 августа 2005 года признана противоречащей закону и недействующей норма Закона Приморского края от 11 мая 2005 года N 247-КЗ "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Приморского края", предусматривающая возложение на уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края предоставление лицензий на разработку общераспространенных полезных ископаемых.
Действительно, пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О недрах" полномочия по предоставлению разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
В то же время пунктом 7 статьи 10_1 этого же Закона предусматривается, что основанием возникновения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, является решение уполномоченного органа государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Причиной имеющейся коллизии является отсутствие в федеральном законе о недрах понятия "участки недр местного значения", что не дает возможности определить их как объект управления на законодательном уровне субъекта Российской Федерации и разграничить полномочия по предоставлению недр между органами власти субъекта Российской Федерации и органами власти местного самоуправления.
Практика лицензирования общераспространенных полезных ископаемых показывает необходимость наличия двух уровней управления участками недр, отнесенных к компетенции органов власти субъекта Российской Федерации в соответствии с решаемыми задачами. Для субъекта - это развитие, охрана и рациональное использование минерально-сырьевой базы строительной индустрии региона в целом. А для муниципальных образований - решение задач местного самоуправления с использованием по своему усмотрению находящихся на его территории общераспространенных полезных ископаемых для таких целей, как отсыпка дорог, выравнивание строительных площадок, рекультивация заброшенных карьеров, укрепление береговых линий речек и благоустройство поселений.
Для четкого определения объекта управления на местном уровне предлагается дать следующее понятие участков недр местного значения:
"участки недр на территории субъекта Российской Федерации, не отнесенные в установленном порядке к объектам федерального значения, не содержащие месторождений полезных ископаемых, числящихся на государственном и территориальном балансах полезных ископаемых, и ограниченные по глубине до 5 метров".
Ограничение участков недр по глубине выбрано с учетом статьи 19 Закона Российской Федерации "О недрах", позволяющей собственникам и владельцам земельных участков добывать в установленном порядке до глубины 5 метров общераспростра-ненные полезные ископаемые по своему усмотрению для своих нужд.
Предоставление же в пользование участков недр, содержащих месторождения полезных ископаемых, то есть объектов, числящихся на территориальном балансе полезных ископаемых, целесообразно оставить в компетенции субъекта как органа, к полномочиям которого отнесено ведение фондов геологической информации, территориальных балансов полезных ископаемых и кадастров месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Также предлагается дополнить действующий Закон о недрах нормами, регулирующими предоставление субъектом Российской Федерации участков недр, отнесенных к его компетенции, для целей поисков, оценки и разведки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Это позволит субъекту в полной мере осуществлять полномочия, предоставленные пунктом 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О недрах" в части разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы.
Сегодня геологическое изучение недр по общераспространенным полезным ископаемым практически не проводится, так как в соответствии со статьей 36_1 Закона Российской Федерации "О недрах" геологическое изучение недр полностью находится в ведении Российской Федерации, хотя государственное регулирование в части общераспространенных полезных ископаемых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации (статья 4 Закона Российской Федерации "О недрах").
И - + * зменения в Закон Российской Федерации "О недрах" учитывают исключение имеющихся в нем коллизий и предлагают более четкое разграничение полномочий между органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в части предоставления участков недр, отнесенных к компетенции субъекта, а также между федеральными органами власти и органами власти субъекта Российской Федерации в части предоставления недр для поисков, оценки и разведки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Текст документа сверен по:
рассылка