Недействующий

     

Проект N 287436-4

Вносится депутатами
Государственной Думы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 52 Основ законодательства Российской
 Федерации об охране здоровья граждан

(по вопросу о проведении судебно-медицинских экспертиз)

Статья 1


Внести в часть первую статьи 52 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1143; 1999, N 51, ст. 6289; 2000, N 49, ст. 4740; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4850; 2005, N 10, ст. 763; N 52, ст. 5583; 2006, N 1, ст. 10; N 6, ст. 640) изменения, изложив ее в следующей редакции:

"Судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы проводятся ведомственными и вневедомственными экспертными органами, юридическими и физическими лицами, имеющими лицензии на производство судебно-медицинской экспертной деятельности по видам экспертиз и штатных подготовленных экспертов со стажем практической работы своей врачебной специальности свыше десяти лет, имеющих высшую квалификационную экспертную категорию и удостоверение (сертификат) о подготовке к проведению конкретного вида судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.".

Статья 2


Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 52
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
(по вопросу о проведении судебно-медицинских экспертиз)


Целью законопроекта является уточнение органов и лиц, которые могут проводить судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу. В соответствии с уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации авторы законопроекта считают, что нельзя поручать проведение судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы экспертам и иным лицам, назначенным экспертами по постановлению следственно-прокурорских органов либо по определению суда, если таковые находятся в служебной и иной зависимости от какой-либо стороны в судебном процессе, так как это влечет по закону им отвод противоположной стороной.

Принятая в 2006 году редакция первой части статьи 52 содержит норму, по которой порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека устанавливается Правительством Российской Федерации. Это может создать путаницу и неразбериху в бюро Судебно-медицинской экспертизы Российской Федерации (СМЭ). Правительство Российской Федерации, устанавливая порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, может создать только порядок безотносительно защиты прав пациентов на возмещение ущерба, причиненного ненадлежащими медицинскими услугами. И поэтому только надлежащая вневедомственная экспертиза сможет оценить правильность назначения инвалидности, назначенной экспертами социальной госслужбы.

В части первой статьи 52 произошла подмена понятий проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы и получения заключений специалистов по отдельным вопросам.

Авторы законопроекта обращают внимание, что законодательство Российской Федерации не отменило лицензирование судебно-медицинской деятельности, в том числе и судебно-медицинской экспертной деятельности, но и не указало, что такое лицензирование обязательно, что породило практику незаконного толкования ведомственными органами здравоохранения в судах возможность производства судебно-медицинской экспертизы нелицензированными экспертными учреждениями, не имеющими в своих штатах экспертов, имеющих спецподготовку и сертификат (удостоверение) на право занятия экспертной деятельностью по видам судмедэкспертиз.

В настоящее время судмедэкспертиза по проверке качества лечения пациентов и качества профессиональной врачебной деятельности проводятся в Российской Федерации незаконно, так как, во-первых, в ведомственных бюро судмедэкспертиз органов здравоохранения, эксперты и экспертируемые врачи, связаны общим служебным и научным руководством Российской Академии Медицинских наук (РАМН). Во-вторых, в этих ведомственных бюро СМЭ начиная от РЦСМЭ республиканского центра СМЭ и кончая региональными бюро СМЭ нет ни одного штатного судмедэксперта , имеющего аттестационное квалификационное удостоверение врача-эксперта по оценке соответствия медицинских стандартов оказания медицинской помощи пациенту по видам болезней.

Патологоанатомы по своему выбору произвольно привлекают врачей из ближайших больниц и медвузов, которые иногда пишут непрофессиональные и необъективные заключения, исключительно относя на пациента его смерть и его страдания, что естественно выгораживает врачей, допустивших ошибки при оказании медицинской помощи. Это равносильно, когда нетрезвый водитель будет экспертировать другого нетрезвого водителя по знанию Правил дорожного движения. В других ведомствах также нет независимых от ведомства экспертов. Поэтому в государстве оказалось, что отсутствуют независимые эксперты, то есть законные эксперты.

Степень тяжести вреда здоровью пациента и причинная связь профессиональной врачебной и медицинской деятельности с причинением пациенту смерти, а также вреда здоровью легкой, средней и тяжелой степени должна определяться судебно-медицинскими и судебно-психиатрическими экспертами на основе оценки соответствия способа, объема и качества медицинской и психиатрической помощи стандартам лечения, установленным в Российской Федерации и в других странах действующими рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.

Эксперты, оценивающие качество профессиональной врачебной медицинской помощи и качества медицинских услуг населению, должны ориентироваться не только на стандарты, устанавливаемые страховой медицинской организацией для оплаты стоимости лечения застрахованного пациента, но и с учетом прав гражданина Российской Федерации в соответствии со статьей 41 Конституции РФ на оказание по его выбору современной качественной высокотехнологичной медицинской помощи, а также иного лечения, не одобренного официальными органами здравоохранения, но и не запрещенного к применению по информированному желанию пациента и согласию его или близких родственников либо уполномоченных пациентом лиц, осуществляющих уход и полезную пациенту помощь. Заключения нештатных и нелицензированных специалистов медиков по вопросам, относящимся к компетенции судебно-медицинских экспертов и судебных экспертов-психиатров могут учитываться как письменные консультации с соответствующим правовым статусом этих документов.

Заключения специалистов страховых медицинских фондов и организаций об оценке качества медицинских услуг и экономической эффективности оказанной медицинской помощи учитываются судебно-медицинскими экспертами и судебными психиатрами-экспертами, поскольку не противоречат медицинским стандартам диагностики и лечения пациентов, действующим в РФ и пересматривающимся каждые 5 лет в соответствии с обобщением медицинской практики и получением эффективных и наименее вредных для человека результатов применения тех или иных видов медицинских услуг.

Правительство Российской Федерации, его ведомства и министерства создают и финансируют единую систему надведомственных экспертных учреждений со штатом подготовленных судебно-медицинских экспертов и судебных экспертов-психиатров, исходя из количества заявок следственных, судебных органов и потребностей населения, осуществляет финансирование подготовки штатных врачей-экспертов к осуществлению медицинской экспертной деятельности, в том числе по видам наиболее опасных для человека социально-значимых болезней, влекущих при оказании медицинской помощи наибольший вред. Одновременно Правительство Российской Федерации в лице его ведомственных органов определяет порядок степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, только в сфере установления пациенту инвалидности для назначения медико-социальной государственной помощи в виде пенсий и пособий, льгот. Правильность установления инвалидности и степени тяжести вреда здоровью человека специалистами соответствующего ведомства МСЭ медико-социальных бюро по установлению инвалидности в системе госпомощи инвалидам также может быть оценена судебно-медицинской экспертизой.

Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, так как Правительство Российской Федерации ежегодно финансирует работу судебно-медицинских экспертов, не потребуется дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

     

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N 2.12-17/452 от 24 мая 2006 г.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 287436-4 "О внесении изменений в статью 52
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
,
 внесенный депутатами Государственной Думы Н.П.Залепухиным и А.В.Митрофановым



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Предлагаемые законопроектом изменения статьи 52 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы) направлены, по мнению авторов, на уточнение перечня органов и лиц, которые могут проводить независимую судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизы.

Однако предусмотренное законопроектом изменение статьи 52 Основ расширяет возможность проведения соответствующих экспертиз в учреждениях различных форм собственности (юридическими и физическими лицами). При этом не учитывается, что новая редакция части первой статьи 52 Основ не согласуется с положениями части второй этой же статьи, согласно которой судебно-психиатрическая экспертиза производится лишь в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения.

Правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определены Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Согласно статье 11 указанного закона организация и производство судебно-психиатрической экспертизы не может осуществляться в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

Кроме того, предлагаемое законопроектом лицензирование производства судебно-медицинской экспертной деятельности не соответствует Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", поскольку устанавливаемый им перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (пункт 1 статьи 17), указанной деятельности не содержит.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков




Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»