Недействующий

     

Проект N 307018-4  


Вносится депутатами Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 82 Федерального закона "О выборах депутатов
 Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"


Статья 1

Внести в статью 82 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005 N 21, ст. 1919) следующие изменения:

1) в пункте 2 части 4 цифру "7" заменить цифрой "3";

2) в части 7 цифру "7" заменить цифрой "3";

3) в части 8 цифру "7" заменить цифрой "3";

4) в части 9 цифру "7" заменить цифрой "3".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент
Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Федерального закона
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"


В соответствии с Федеральным законом от 18 мая N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" вместо ранее принятого и без того высокого проходного барьера в 5 процентов к распределению депутатских мандатов по выборам в Государственную Думу допускаются федеральные списки кандидатов (от политических партий), каждый из которых получил 7 и более процентов.

Установление столь высокого барьера позволяет отстранить от участия в распределении депутатских мандатов многие политические партии, снижает их стремление к участию в выборах и общественно-политической деятельности в целом, не учитывает мнение значительной части электората России, что в конечном итоге принижает представительный характер законодательной власти. Если учесть, что из выборного процесса исключены избирательные блоки, общественные организации и региональные партии, то весьма вероятен результат возвращения страны в однопартийное прошлое. Ведь 5-процентный барьер в 2003 году преодолели всего три партии и одно избирательное объединение.

Зарубежный опыт свидетельствует, что во многих развитых демократических странах избирательный барьер установлен довольно невысокий. Например, в Израиле - 1%, в Мексике - 1,5%, Дании - 2%, в Испании, Греции, Хорватии, Аргентине - по 3%, Словении - 3,4%, Швеции и на выборах нижней палаты парламента Италии - по 4%, Польше, Словакии, ФРГ - по 5 процентов.

В ряде стран СНГ также установлен невысокий избирательный барьер. Так, на выборах в Верховную Раду Украины, проходивших в марте 2006 г., избирательный барьер был установлен всего в 3 процента. Преодолеть его смогли лишь 5 политических партий, однако участвовали 45 политических объединений.

Согласно Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" партиям, допущенным к распределению мандатов, достаточно набрать в совокупности 60 процентов голосов избирателей, то есть от представительства в Государственной Думе на законном основании могут быть отстранены до 40 процентов активных избирателей.

По нормам данного закона, если одна партия набрала более 60 процентов голосов, что при нынешнем административном ресурсе сделать совсем не сложно, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, участвовавших в голосовании, то к распределению депутатских мандатов допускается еще только одна партия, скорее всего близкая по политическим установкам к избранной.

Таким образом, в политическом устройстве нашей страны пробита огромная брешь в общедемократических, принятых в большинстве стран мира, преобразованиях.

В связи с изложенным предлагаем представить реальные возможности всем политическим силам России участвовать в формировании политического устройства в нашей стране, для чего необходимо снизить избирательный барьер для прохождения в Государственную Думу до 3 процентов.

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N 2.12-17/618 от 29 июня 2006 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 307018-4 "О внесении изменений в статью 82
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
 Собрания Российской Федерации"
, внесенный депутатами Государственной Думы
Г.Н.Селезневым, В.А.Рыжковым, Г.П.Хованской, О.Г.Дмитриевой и другими


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 82 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), снизив с семи до трех процентов минимальный процент голосов избирателей, который необходимо набрать федеральному списку политической партии для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственную Думу.

В связи с данным предложением необходимо отметить, что, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 ноября 1998 г. N 26-П (признав в целом конституционность наличия в избирательном законодательстве "заградительного барьера"), принципиальным является не наличие или отсутствие так называемого "заградительного барьера", а те условия, при которых этот барьер является конституционно допустимым. В частности отмечалось, что избирательные объединения, преодолевшие установленный барьер, должны в совокупности получить на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании с тем, чтобы был соблюден принцип большинства. Наряду с этим в законодательстве должны быть предусмотрены механизмы, при которых даже в случае получения одним избирательным объединением абсолютного большинства голосов избирателей, принявших участие в голосовании, ему не могут быть переданы все депутатские мандаты.

Кроме того, в настоящий момент в соответствии с частями 8 и 9 статьи 82 Федерального закона к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей.

Так, в случае если федеральные списки политических партий, преодолевшие 7-процентный барьер, в совокупности набрали менее 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки политических партий, набравшие менее семи процентов голосов избирателей, пока федеральные списки политических партий не наберут в совокупности более 60 процентов голосов избирателей. Если за один федеральный список кандидатов подано более 60 процентов голосов избирателей, а остальные списки кандидатов получили менее  7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей из числа федеральных списков, получивших менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

С другой стороны, необходимо принимать во внимание и тот факт, что осуществленная в 2005-2006 годах реформа избирательной системы Российской Федерации была направлена на создание дополнительных условий для формирования партийной модели функционирования парламента, что в свою очередь требует некоторого укрупнения партий, обеспечивающего реальную их конкуренцию. Достижение такого эффекта возможно при наличии относительно высокого "заградительного барьера".

Таким образом, в современных условиях отсутствует необходимость, а также целесообразность снижения "заградительного барьера".

На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков




Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»