ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
N 1456 (2000)
_______________
Текст принят 6 апреля 2000 года.
Конфликт в Чеченской Республике
(выполнение Россией Рекомендации ПАСЕ 1444 (2000)
1. Парламентская Ассамблея напоминает о своих позициях по конфликту в Чеченской Республике, изложенных в Резолюции 1201 (1999) от 4 ноября 1999 года и Рекомендации 1444 (2000) от 27 января 2000 года.
2. В Рекомендации 1444 (2000) Ассамблея, подтвердив приверженность принципу территориальной целостности Российской Федерации, просила Российскую Федерацию выполнить ряд требований, направленных на прекращение конфликта, восстановление верховенства закона и соблюдение прав человека в Чеченской Республике.
3. Одновременно Ассамблея также решила, что если Россия не выполнит указанные требования, то продолжение ее членства в Совете Европы должно быть неизбежно пересмотрено.
4. В рамках мониторинга выполнения Рекомендации 1444 (2000) Специальная комиссия Ассамблеи посетила Москву и Северный Кавказ (Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Республику Северная Осетия - Алания и Чеченскую Республику) 9-13 марта 2000 года.
5. Ассамблея принимает во внимание некоторые положительные меры, принятые Россией во исполнение Рекомендации 1444 (2000), такие, как:
I) назначение Владимира Каламанова Специальным представителем Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике и принципиальное согласие принять консультативное экспертное содействие для Бюро В.А.Каламанова в форме участия в работе Бюро экспертного персонала Совета Европы;
II) создание Комиссии Государственной Думы по нормализации общественно-политического и социально-экономического положения и соблюдению прав человека в Чеченской Республике;
III) продление срока действия амнистии до 15 мая 2000 года в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния на Северном Кавказе в ходе конфликта;
IV) отмена как незаконного приказа о запрете чеченцам мужского пола в возрасте от 10 до 60 лет пересекать административную границу Чеченской Республики;
V) согласие на проведение двух региональных семинаров под эгидой Совета Европы (одного по федерализму) в Пятигорске (Ставропольский край) 27-28 апреля 2000 года и другого (о роли демократических институтов в восстановлении демократии и обеспечении прав человека) во Владикавказе (Республика Северная Осетия - Алания) 29-30 мая 2000 года, в которых примут участие представители Российской Федерации, Северо-Кавказских республик Российской Федерации, включая Чеченскую Республику, соседних российских регионов и неправительственных организаций;
VI) подписание рабочего меморандума с Генеральным секретарем ООН о порядке оказания гуманитарной помощи в регионе и достижение соглашения с Международным Комитетом Красного Креста (МККК) о его деятельности в Чеченской Республике и о доступе представителей МККК в пункты временного содержания;
VI) прием ряда делегаций представителей международных организаций с визитами в регион Северного Кавказа.
6. Россия, вместе с тем, пока не ответила на два выдвинутых Ассамблеей ключевых политических требования, а именно, осуществить незамедлительное и полное прекращение огня и начать политический диалог без предварительных условий с избранными чеченскими властями.
7. Что касается требования к России о строгом соблюдении основополагающих прав человека в отношении гражданского населения на территориях, находящихся под контролем российских властей, то до настоящего времени сделаны только заявления о намерениях. Ассамблея приняла во внимание ответы, данные российским Министром иностранных дел на запросы Генерального секретаря с объяснениями в соответствии со Статьей 52 Европейской Конвенции о правах человека. Она сожалеет, что пока эти ответы не были удовлетворительными.
8. Ассамблея вновь заявляет, что Россия нарушила и продолжает нарушать ряд своих наиболее важных обязательств как по Европейской Конвенции о правах человека, в особенности по Статье 2 (право на жизнь), так и по международному гуманитарному праву, а также обязательства, добровольно взятые на себя при вступлении в Совет Европы.
9. В частности, Ассамблея осуждает следующие действия российских федеральных войск в Чечне:
I) полное и преднамеренное разрушение Грозного (наиболее вопиющий пример неизбирательных и несоразмерных военных действий, которые стоили жизни сотням, а может быть и тысячам гражданских лиц);
II) продолжающиеся нападения на гражданское население, начиная с применения воздушных бомбардировок и другого тяжелого оружия в густонаселенных районах и кончая военными преступлениями федеральных войск, включая убийства и изнасилования гражданских лиц;
III) изнасилования (жестокое средство ведения военных действий) в отношении чеченских женщин и девушек;
IV) якобы имевшие место произвольные аресты и содержание под стражей некомбатантов, а также плохое, как сообщается, обращение с ними во время содержания под стражей;
V) продолжающееся использование молодых призывников в военной кампании в Чечне.
10. Ассамблея также осуждает тот факт, что чеченская сторона до сих пор не выполнила требования, изложенные в п.11 Рекомендации 1444 (2000), в частности, она не может согласиться с тем, что чеченская сторона не осуществила прекращение огня и что ни один из заложников не был отпущен. Ассамблея вновь заявляет, что все ее требования остаются полностью в силе и настаивает на том, чтобы чеченская сторона немедленно выполнила эти требования и согласилась на любое предложение о переговорах без предварительных условий.
11. Признавая, что нарушения прав человека совершались и совершаются обеими сторонами в конфликте, Ассамблея считает, что членство в Совете Европы требует приверженности более высоким нормам поведения. Ассамблея не может принять, что неспособность государства-члена соблюдать стандарты Организации оправдывается поведением его противников.
12. Ассамблея по этой причине считает, что Россия по-прежнему должна убедительно выполнить требования, изложенные в Рекомендации 1444 (2000), и что вследствие отсутствия реальных шагов в этом направлении продолжаются гибель людей и непропорциональные страдания, а также нарушения прав человека в Чеченской Республике.
13. Ассамблея напоминает, что, несмотря на прогресс, которого она должна была еще добиться, при вступлении в Совет Европы Россию рассматривали как способную и стремящуюся продолжать в Совете Европы и при его содействии демократические реформы, направленные на приведение законодательства и практики страны в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы.
14. Ассамблея напоминает, что Россия при вступлении в Совет Европы взяла на себя письменные обязательства соблюдать принципы и стандарты Организации и выполнять все обязательства, вытекающие из Устава Совета Европы и его наиболее важных Конвенций. В частности, были получены заверения, что вступление России в Совет Европы не приведет к снижению высоких стандартов Организации. Учитывая эти заверения, Ассамблея настаивает на поддержании и соблюдении стандартов Совета Европы и высказывает сожаление, что своим поведением в Чеченской Республике Россия отступает от этих стандартов и самым серьезным образом нарушает свои обязательства.
15. Ассамблея подчеркивает, что Совет Европы обладает политическими и правовыми инструментами для того, чтобы помочь России выполнить свои добровольно взятые обязательства в отношении прав человека в Чеченской Республике. Она, в частности, считает, что Европейская Конвенция о правах человека и предусмотренный ею контрольный механизм должны быть полностью задействованы.
16. Ассамблея призывает Государственную Думу Российской Федерации начать более широкий диалог с Ассамблеей и пригласить наблюдателей от Ассамблеи принять участие в заседаниях Комиссии Государственной Думы и содействию нормализации общественно-политического и социально-экономического положения и соблюдению прав человека в Чеченской Республике.
17. Ассамблея призывает Российскую делегацию занять четкую позицию в Государственной Думе в связи с массовыми нарушениями прав человека в Чечне, предложив соответствующее постановление.
18. Ассамблея считает, что имеются значительные основания для озабоченности, как отмечается в числе прочего в некоторых из предыдущих пунктов, в связи с грубым и систематическим нарушением российскими властями в Чеченской Республике Европейской Конвенции о правах человека. Поэтому Ассамблея призывает государства - члены Совета Европы как высокие договаривающиеся стороны Конвенции срочно задействовать Статью 33 Конвенции и передать в Европейский Суд по правам человека вопрос о предполагаемых нарушениях Россией положений Конвенции и ее Протоколов.
19. Действия, предпринимаемые в рамках Совета Европы, могут, однако, принести результаты, только если Россия делами подтвердит свою готовность соблюдать принципы Совета Европы.
Ассамблея, по этой причине, требует от России безотлагательно принять следующие конкретные меры:
I) прежде всего, незамедлительно прекратить все нарушения прав человека в Чеченской Республике, включая плохое обращение и преследования гражданских лиц и некомбатантов в Чеченской Республике российскими федеральными войсками и якобы имевшие место пытки задержанных и плохое обращение с ними;
II) незамедлительно начать политический диалог без предварительных условий или ограничений со всем спектром представителей чеченского народа, включая представителей избранных чеченских властей с целью достижения всеобъемлющего политического урегулирования конфликта;
III) признавая необходимость обязательств с обеих сторон, добиваться безотлагательного прекращения огня;
IV) незамедлительно прекратить все неизбирательные и несоразмерные военные действия в Чеченской Республике, включая использование молодых призывников, и прекратить все нападения на гражданское население;
V) разрешить проведение независимых расследований предполагаемых нарушений прав человека и военных преступлений в Чеченской Республике;
VI) осуществить систематическое, реальное и исчерпывающее уголовное преследование Главной военной прокуратурой военнослужащих федеральных войск, участвовавших в военных преступлениях, и других нарушениях прав человека.
20. Ассамблея также настоятельно призывает Россию:
I) свести к минимуму бюрократические препятствия, которые могли бы существенно повлиять на качество гуманитарной помощи и, в частности, отменить таможенные пошлины и сборы при ввозе гуманитарной помощи и разрешить радиосвязь на местах;
II) обеспечить всем задержанным в регионе лицам доступ к независимой правовой помощи в соответствии с действующим законодательством;
III) обеспечить, чтобы компетентные международные органы имели доступ ко всем задержанным в регионе, включая тех, которые находятся в пунктах временного содержания в самой Чеченской Республике;
IV) разрешить доступ в Чеченскую Республику всем гуманитарным организациям, желающим работать в этом регионе, и оказать им всяческое содействие в выполнении этой задачи;
V) как только он будет завершен, опубликовать готовящийся полный доклад Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания по итогам визита делегации Комитета в места лишения свободы в Чеченской Республике, Республике Северная Осетия - Алания и в Ставропольском крае в марте 2000 года; одновременно, в течение трех месяцев представить, как того требует Комитет, отчет о шагах, предпринятых по выполнению его замечаний, переданных российским властям 4 марта 2000 года;
VI) обеспечить свободный доступ в регион российских и зарубежных СМИ;
VII) воздерживаться от любых форм насильственной или поспешной репатриации до создания безопасных и достойных условий для возвращения.
21. Ассамблея считает, что Парламент Российской Федерации, а также созданная Комиссия Государственной Думы по содействию нормализации общественно-политического и социально-экономического положения и соблюдению прав человека в Чеченской Республике могут сыграть важную роль в обеспечении скорейшего выполнения Россией положений настоящей Рекомендации и в этой связи отмечает необходимость продолжения в полном объеме взаимодействия с новой парламентской делегацией Российской Федерации.
22. Ассамблея принимает к сведению меры, предпринятые Комитетом Министров Совета Европы, его Председателем и Комиссаром Совета Европы по правам человека А.Хиль-Роблесом в ответ на Рекомендацию 1444 (2000). Ассамблея также принимает к сведению заявление, принятое Комиссией по политическим вопросам 7 марта 2000 года, с выражением озабоченности в связи с недостаточной деятельностью Комитета Министров по предложениям Парламентской ассамблеи относительно конфликта в Чеченской Республике.
23. Ассамблея приветствует усилия доброй воли, предпринятые Грузией, которая, несмотря на экономические трудности, дает убежище и оказывает необходимую гуманитарную помощь беженцам из Чеченской Республики.
24. Она рекомендует Комитету Министров:
I) продолжить и активизировать деятельность по выполнению Рекомендации 1444 (2000) и настаивать, чтобы Россия выполняла свои обязательства, вытекающие из Устава Совета Европы и международного гуманитарного права, в частности:
а) обеспечить, чтобы консультативное экспертное содействие для Бюро В.А.Каламанова в форме участия в работе Бюро экспертного персонала Совета Европы начало осуществляться как можно скорее в соответствии с условиями, определенными Генеральным Секретарем Совета Европы и Министром иностранных дел Российской Федерации в Соглашении, вступившем в силу 4 апреля 2000 года;
b) настаивать на том, чтобы Чеченская Республика была как можно шире представлена на вышесказанных семинарах в Пятигорске в апреле 2000 года и в Северной Осетии в мае 2000 года, не в последнюю очередь представителями избранных чеченских властей, обязавшихся искать мирное решение;
с) возобновить рассмотрение пункта 17 (IIIi) Рекомендации 1444 (2000), касающегося вопросов нарушения прав человека в Чеченской Республике и действий, которые должны быть предприняты в этой связи;
II) если немедленно не будет достигнуто существенного, нарастающего и явного прогресса в выполнении требований, изложенных в пункте 19 настоящей Рекомендации, безотлагательно начать в соответствии со статьей 8 Устава процедуру приостановления прав России на представительство в Совете Европы;
III) доложить Парламентской ассамблее в июне либо о прогрессе, в результате которого действия на основании статьи 8 Устава становятся более нецелесообразными, либо о действиях, предпринятых на основании указанной статьи;
IV) доложить Ассамблее в июне о действиях, которые были предприняты в соответствии со Статьей 33 Европейской Конвенции о правах человека, как это указано выше в пункте 13;
V) поручить своему Председателю и Генеральному Секретарю как можно скорее посетить Москву, чтобы потребовать от российских властей безотлагательно выполнить вышеизложенные рекомендации.
25. Ассамблея заключает, что поведение Российской Федерации в Чечне в последние несколько месяцев до настоящего времени представляет собой тяжкое нарушение статьи 3 Устава Совета Европы, и что полностью оправданным явилось бы использование всех возможностей, предоставленных Уставом Совета Европы и Правилами процедуры Парламентской ассамблеи. Тем не менее, Ассамблея стремится к укреплению и поощрению тех политических сил в России, которые проявляют готовность соблюдать обязательства, вытекающие из членства в Совете Европы, и вернуться к соблюдению его стандартов.
Текст документа сверен по:
Совет Европы и Россия.
Сборник документов - М.: Издательство
"Юридическая литература",
2004 год