РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (2002) 5
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

     

О защите женщин от насилия

_______________

В соответствии с подпунктом (с) пункта 2 статьи 10 Регламента Представителей Министров Швеция оставила за собой право согласиться или не согласиться с параграфом 54 настоящей Рекомендации.

Принята
Комитетом Министров
30 апреля 2002 года
на 794-м заседании
Представителей Министров



Комитет Министров в соответствии с положениями подпункта (b) статьи 15 Устава Совета Европы,

вновь подтверждая, что насилие по отношению к женщинам является результатом неравного соотношения силы между мужчинами и женщинами и приводит к серьезной дискриминации представительниц женского пола как в обществе, так и в семье;

подтверждая, что насилие против женщин как нарушает, так и вредит или делает бесполезным их пользование правами человека и основными свободами;

отмечая, что насилие против женщин представляет собой нарушение их физической, психологической и (или) сексуальной неприкосновенности;

отмечая с озабоченностью, что женщины часто становятся объектом различного рода дискриминаций по признаку пола, а также происхождения, в том числе как жертвы традиционной или обычной практики, несовместимой с их правами человека и основными свободами;

считая, что насилие против женщин противодействует установлению равенства и мира и представляет собой значительное препятствие безопасности граждан и демократии в Европе;

отмечая с озабоченностью увеличение насилия против женщин в семье, какие бы семьи мы ни брали, и на всех уровнях общества;

считая неотложной борьбу с этим явлением, которое оказывает влияние на все европейские общества и имеет отношение ко всем их членам;

напоминая об Окончательной декларации, принятой на Втором саммите Совета Европы (Страсбург, 1997 год), на котором главы государств и правительств государств - членов Совета Европы подтвердили их приверженность борьбе с насилием против женщин и всеми формами сексуальной эксплуатации женщин;

принимая во внимание положение Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) и прецедентную практику органов, созданных в соответствии с указанной Конвенцией, которые гарантируют, inter alia, право на жизнь и запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, право на свободу и личную неприкосновенность и право на справедливое судебное разбирательство;

учитывая положения Европейской социальной хартии (1961) и новую редакцию Европейской социальной хартии (1996), в частности содержащиеся в них положения о равенстве между женщинами и мужчинами в том, что касается занятости, равно как и Дополнительный протокол к Европейской социальной хартии, предусматривающий систему коллективных жалоб;

напоминая о следующих Рекомендациях Комитета Министров государствам - участникам Совета Европы: Рекомендации N R (79) 17 о защите детей от плохого обращения; Рекомендации N R (85) 4 о насилии в семье; Рекомендации N R (85) 11 о положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса; Рекомендации N R (87) 21 о помощи потерпевшим и предупреждении виктимизации; Рекомендации N R (90) 2 об общественных мерах в связи с насилием в семье; Рекомендации N R (91) 11 о сексуальной эксплуатации, порнографии и проституции, торговле детьми и подростками; Рекомендации N R (93) 2 о медико-социальных аспектах злоупотреблений в отношении детей; Рекомендации N R (2000) 11 о действиях по борьбе с торговлей людьми для целей сексуальной эксплуатации и Рекомендации N R (2001) 16 о защите детей от сексуальной эксплуатации;

напоминая также о декларациях и резолюциях, принятых на Третьей министерской конференции о равенстве между женщинами и мужчинами, проведенной Советом Европы (Рим, 1993);

принимая во внимание Декларацию Организации Объединенных Наций о ликвидации насилия против женщин (1993), Конвенцию Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации против женщин (1979), Конвенцию Организации Объединенных Наций о транснациональной организованной преступности и Протоколе к ней о предупреждении, подавлении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми (Пекин, 1995), и Резолюцию о дополнительных мерах и инициативах по осуществлению на практике Пекинской декларации и Платформы действий, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (23-е внеочередное заседание, Нью-Йорк, 5-9 июня 2000 года);

принимая во внимание Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка (1989), равно как и Дополнительный протокол к ней о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (2000);

также принимая во внимание Конвенцию Международной организации труда N 182 о запрете и неотложных мерах по ликвидации наихудших форм детского труда (1999) и Рекомендацию Международной организации труда (R 190) о наихудших формах детского труда (1999);

напоминая об основных принципах международного гуманитарного права и в особенности о Четвертой Женевской Конвенции, касающейся защиты гражданских лиц во время войны (1949), и Первом и Втором дополнительных протоколах к ней;

напоминая также о дополнении списка преступлений против половой неприкосновенности и сексуального насилия в Статуте Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 года),

рекомендует властям государств-членов:

I. Пересмотреть их законодательство и политические установки с учетом:

1) обеспечения женщинам гарантий признания, пользования, осуществления и защиты их прав человека и основных свобод;

2) принятия необходимых мер, где это уместно, для обеспечения женщинам свободного и эффективного осуществления их экономических и социальных прав;

3) обеспечения того, чтобы все меры были скоординированными в национальном масштабе и концентрировались на потребностях жертв и чтобы соответствующие государственные учреждения, равно как и неправительственные организации, объединяли свои усилия по разработке и осуществлению необходимых мер, в частности тех, что указаны в настоящей Рекомендации;

4) содействия на всех уровнях деятельности неправительственных организаций, участвующих в борьбе с насилием против женщин, и установления активного сотрудничества с такими неправительственными организациями, включая соответствующее материально-техническое и финансовое обеспечение.

II. Признать, что государства обязаны проявлять должное усердие для предупреждения, расследования и наказания актов насилия, совершаются ли такие акты государственными или частными лицами, и обеспечивать защиту жертв насилия.

III. Признать, что насилие мужчин над женщинами является значительной структурной и общественной проблемой, проистекающей из неравенства отношений силы между женщинами и мужчинами, и поэтому способствовать активному участию мужчин в действиях, направленных на борьбу с насилием против женщин.

IV. Содействовать всем соответствующим учреждениям, занимающимся борьбой с насилием против женщин (полиции, медицинским и общественным учреждениям), в составлении среднесрочных и долгосрочных планов действий, которые предусматривают мероприятия по предупреждению насилия и защиту жертв насилия.

V. Способствовать исследованию, сбору информации и созданию информационных сетей на национальном и международном уровнях.

VI. Способствовать созданию программ высшего образования и исследовательских центров, в том числе на уровне университетов, занимающихся изучением вопросов равенства, в частности вопросов борьбы с насилием против женщин.

VII. Улучшить взаимодействие между научным сообществом, неправительственными организациями, занимающимися указанной проблематикой, политическим деятелями и органами законодательными, здравоохранения, образовательными, общественными и полицейскими для того, чтобы разработать скоординированные мероприятия по борьбе с насилием.

VIII. Принять и осуществить на практике меры, описанные в приложении к настоящей Рекомендации, таким способом, который они сочтут наиболее подходящим в свете национальных обстоятельств и предпочтений, и для этой цели рассмотреть вопрос создания национального плана мер по борьбе с насилием против женщин.

IX. Информировать Совет Европы о результатах действия на национальном уровне положений настоящей Рекомендации.

Приложение
к Рекомендации N R (2002) 5

     

Понятия и термины

1. Для целей настоящей Рекомендации понятие "насилие против женщин" следует рассматривать как любой акт насилия, основанный на половых различиях, который имеет результатом или, вероятно, будет иметь результатом физический, сексуальный или психологический вред или страдание женщин, включая угрозы таких актов, применение силы или произвольное лишение свободы, происходящие в общественной или частной жизни.

Это включает в себя, но не ограничено, следующее:

а) насилие, имеющее место в семье или дома, включая, inter alia, физическую или психическую агрессию, эмоциональное или психологическое злоупотребление, изнасилование или сексуальное злоупотребление, инцест, изнасилование, совершенное супругом, постоянным или случайным партнером или сожителем, преступления, совершенные ради защиты чести, причинение увечий женским половым органам и сексуальные увечья и другая традиционная практика причинения вреда женщинам, такая как насильственные браки;

b) насилие, имеющее место в рамках всего общества, включая, inter alia, изнасилование, сексуальное злоупотребление, сексуальное домогательство и запугивание на работе, в учреждениях или других местах, торгующих женщинами в целях сексуальной эксплуатации, экономической эксплуатации и сексуального туризма;

с) насилие, совершаемое государством или его чиновниками, или при попустительстве с их стороны;

d) нарушение прав человека (женщин) в ситуациях военного конфликта, в частности взятие заложников, вынужденное смещение с должности, систематическое изнасилование, сексуальное рабство, вынужденная беременность и торговля для целей сексуальной эксплуатации и экономической эксплуатации.

Меры общего характера в отношении насилия против женщин

2. Обязанностью государств, в их интересах, а равно как и приоритетом национальных политических установок является обеспечение права женщин не подвергаться насилию в любой форме со стороны любых лиц. Для этой цели государства не могут ссылаться на обычай, религию или традицию, как средства уклонения от указанного обязательства.

3. Государства-участники должны внедрять, разрабатывать и (или)улучшать, где это необходимо, национальные политические установки по борьбе с насилием, основанные на:

а) максимальной безопасности и защите жертв насилия;

b) обеспечении женщин, потерпевших от насилия, оптимальным участием со стороны структур, дополнительной поддержки и помощи, которые исключают вторичную виктимизацию;

с) усовершенствовании уголовного права и гражданского права, а также судебной процедуры;

d) повышении уровня знаний общества и образования детей и подростков;

е) обеспечении специальной подготовки профессионалов, занимающихся борьбой с насилием против женщин;

f) профилактике во всех соответствующих областях.

4. В этих условиях будет необходимо создать, где это возможно, на национальном уровне, при сотрудничестве, где это необходимо, с региональными и (или) местными властями, правительственное учреждение по координации деятельности или орган, ответственный за осуществление мер по борьбе с насилием против женщин, а также за регулярный мониторинг и оценку любых правовых реформ или новых форм вмешательства в сфере деятельности по борьбе с насилием, при консультациях с неправительственными организациями и другими учреждениями.

5. Должны разрабатываться исследования, проводиться сбор информации и сети информационного обмена на национальном и международном уровнях, в частности в следующих областях:

а) подготовка статистических данных, отобранных по половому признаку, единой статистики и общих показателей для того, чтобы более достоверно оценивать масштабы насилия против женщин;

b) среднесрочные и долгосрочные последствия нападений на жертв;

с) последствия насилия в отношении тех, кто был свидетелем его применения, inter alia, в семье;

d) издержки здравоохранения, общества и экономики в связи с насилием против женщин;

е) оценка эффективности судебной и правовой систем в борьбе с насилием против женщин;

f) факторы, вызывающие насилие против женщин, т.е. причины, которые заставляют мужчин применять насилие, и причины, по которым общество попустительствует такому насилию;

g) разработка критериев для сравнительных исследований в области насилия.

Информация, общественное сознание, образование и обучение


Государства-участники должны:

6. Собирать и делать доступной для широкой общественности соответствующую информацию о различных видах насилия и их последствиях для жертв, включая единые статистические данные, с использованием всех доступных средств информации (прессы, радио и телевидения и т.д.).

7. Мобилизовать общественное мнение путем организации или поддержки конференций или информационных кампаний таким образом, чтобы общество знало о проблеме и ее разрушающих последствиях для жертв и общества в целом и поэтому могло открыто обсуждать проблему насилия над женщинами, без предрассудков и устоявшихся представлений.

8. Включать в базовый курс подготовки сотрудников полиции, аппаратов судов и медицинских и социальных работников элементы, касающиеся искоренения насилия в семье, а равно как и других форм насилия по отношению к женщинам.

9. Включать в профессиональную подготовку указанных сотрудников информацию и средства для обнаружения и управления кризисными ситуациями, помогающим понять, каким образом получают помощь жертвы, как они заслушиваются и получают консультации.

10. Содействовать участию указанных сотрудников в программах специальной подготовки, интегрируя последние в системы поощрений.

11. Содействовать включению в подготовку судей вопросов о насилии против женщин.

12. Содействовать саморегулируемым профессиям, таким как врачи; разрабатывать стратегии против сексуального злоупотребления лицами, обладающими властью.

13. Организовывать кампании по повышению осведомленности о насилии мужчин над женщинами, с акцентом на том, что мужчины должны нести ответственность за свои поступки и содействовать надлежащим органам в анализе и ликвидации механизмов насилия и принятии другой линии поведения.

14. Внедрять или усиливать тендерное направление в образовательных программах о правах человека, подкреплять программы сексуального образования таким образом, чтобы придавать особое значение равенству полов и взаимному уважению.

15. Гарантировать, что мальчики и девочки получают основное образование, свободное от общественных и культурных предрассудков и стереотипных ролей для представителей того или иного пола, включающее обучение навыкам формирования уверенности в себе, особенно среди подростков, испытывающих трудности в школе; обучать всех представителей преподавательской профессии включению концепций равенства полов.

16. Включать в школьные учебные планы специальную информацию о правах детей, линиях помощи, учреждениях, где они могут найти помощь, и лицах, которым они могут доверять.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»