• Текст документа
  • Статус
Действующий

 

РЕКОМЕНДАЦИЯN R (87) 16
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

     
     
Об административных процедурах, затрагивающих
большинство заинтересованных лиц



Принята
Комитетом Министров
17 сентября 1987 года
на 410-й встрече
Представителей Министров



Комитет Министров согласно статье 15.b Устава Совета Европы,

учитывая цель Совета Европы по осуществлению более тесного сотрудничества между его членами;

принимая во внимание, что в постоянно увеличивающихся сферах применения администрация принимает решения, которые затрагивают интересы многих лиц; в частности, в вопросах производства оборудования, промышленных установок и контроля за окружающей средой;

предполагая, что эти решения предопределяют общие принципы государств - членов Совета Европы, обеспечивающих защиту многим лицам посредством требования эффективных административных действий;

учитывая, вместе с тем, что некоторые административные решения этого типа могут интересовать также лиц, проживающих или имеющих интересы на территориях соседних государств;

учитывая существующие тенденции международного права, касающиеся пограничной деятельности, осуществляемой в пределах юрисдикции или под контролем государства;

предполагая, что администрация принимает к рассмотрению пожелания заинтересованных лиц относительно решений на территории соседних государств;

учитывая общие принципы, отраженные в Резолюции (77) 31 о защите лица в соответствии с решениями администрации, а также принципы Рекомендации N R (80) 2 о неограниченных полномочиях администрации;

принимая во внимание необходимость осуществления этих принципов и дополнения их для справедливой и эффективной защиты большинства лиц, в том числе тех, на которых распространяются международные административные решения,

Рекомендует Правительствам государств - членов Совета Европы осуществлять в административной практике и во взаимных отношениях принципы, отраженные в приложении к настоящей Рекомендации;

просит Генерального Секретаря Совета Европы ознакомить с содержанием настоящей Рекомендации Правительство Финляндии.

 

Приложение

к Рекомендации N R (87) 16

 

Область применения и понятия

Область применения и понятия


Настоящая Рекомендация определяет защиту прав, свобод и интересов заинтересованных лиц по отношению к административным ненормативным решениям (административным актам), а именно:

А. Лиц, на которых распространяется административное решение, в дальнейшем именуемых лицами первой категории.

В. Лиц, на которых не распространяется административное решение, но права, свободы или индивидуальные интересы которых могут быть затронуты, в дальнейшем именуемых лицами второй категории.

С. Лиц, которые по законодательству государства заинтересованы в принятии определенного административного решения, в дальнейшем именуемых лицами третьей категории.

Заинтересованные лица трех категорий.

Раздел I содержит принципы процедуры подготовки вышеупомянутых административных решений и принципы контроля.

Раздел II содержит дополнительные принципы защиты заинтересованных лиц, когда административное решение действует на территории соседнего государства.

При осуществлении данных принципов следует иметь в виду требования администрации, интересы взрослого населения и интересы третьих сторон, в частности касающиеся защиты данных личного характера и защиты промышленной или коммерческой тайны. При соблюдении вышеупомянутых интересов могут быть нарушены один или несколько принципов или их применение может быть ограничено в некоторых областях деятельности администрации или в официально признанных случаях.

Цели настоящей Рекомендации могут быть достигнуты:

совокупностью правил общего характера;

правилами или методами при решении специфических вопросов в специальных сферах.

 

Раздел I. Административная процедура и контроль

Административная процедура и контроль


Административное решение, затрагивающее большое число лиц, принимается в результате процедуры участия согласно нижеуказанным принципам.

 

I


Если компетентные органы предлагают принять административное решение, следует информировать заинтересованных лиц любыми методами и сообщать сведения, которые позволяют оценивать воздействие указанного решения на их права, свободы и интересы.

 

II


Учитывая цели, предполагаемые результаты, качество административного решения, интересы затронутых лиц и необходимость обеспечения эффективной администрации, компетентные органы могут принимать решения на всех стадиях процедуры участия или в некоторых из них:

А. Лица второй категории, имеющие общие интересы, могут назначать одного или нескольких своих представителей.

В. Лица третьей категории могут быть представлены объединениями или организациями.

 

III


По их просьбе и при соблюдении условий принципа II лица первой категории и лица других категорий имеют доступ ко всей необходимой информации, в рамках которой должно быть принято административное решение.

 

IV


Учитывая цели, предполагаемые результаты, качество административного решения, интересы затронутых лиц и необходимость обеспечения эффективного отправления правосудия, компетентные органы принимают решения об осуществлении процедуры в одной или нескольких из следующих форм:

а) рекомендации;

b) слушания, при необходимости, публичные;

с) отчеты консультативного органа.

Если выбранная процедура основывается на рекомендации заинтересованных лиц внутри консультативного органа, лица первой категории и, при соблюдении принципа II, лица второй категории имеют право представлять факты и аргументы и при необходимости средства доказательства.

V


Компетентные органы учитывают факты, аргументы и доказательства, представленные заинтересованными лицами во время процедуры участия.

 

VI


Административные решения должны быть оглашены.

Независимо от форм информирования заинтересованные лица могут ознакомиться со следующими элементами административной процедуры:

со свободными от административной процедуры заключениями;

с мотивами, на которых основывается административное решение;

с открытыми возражениями против административного решения и сроков применения.

Лица первой категории лично информируются об административном решении и мотивах, на которых оно основывается. Мотивы могут быть указаны в самом решении или сообщаться письменно этим лицам по их запросу в установленный срок. Одновременно эти лица уведомляются о ходатайствах, предметами которых являются решение или сроки применения.

 

VII


Административное решение контролируется судебным или другим независимым органом. Не исключается возможность предварительного контроля административной власти.

Органы контроля имеют право при соблюдении основополагающих принципов прав и интересов сторон применять различные меры в ходе осуществления процедуры, такие, как обязательство участвующих лиц, обладающих общими интересами, выбрать одного или нескольких представителей, отбор и обсуждение ходатайств путем общественного уведомления.

 

Раздел II. Международные аспекты

Международные аспекты

 

VIII


Когда административное решение затрагивает права, свободы или интересы соседнего государства, административная процедура участия согласно разделу I должна быть доступна заинтересованным лицам в государстве на недискриминационной основе согласно нижеуказанным условиям.

а) Компетентные органы должны информировать этих лиц о сведениях, указанных в принципе I, если они касаются заинтересованных лиц на их территории. Эти сведения предоставляются непосредственно, любым способом с той оговоркой, что правила или практика, регулирующие отношения между этими государствами, это позволяют, либо через посредничество с властями соседнего государства.

b) Методы предоставления, указанные в случае необходимости компетентными органами, прилагаются к рекомендации этих лиц.

с) Вышеупомянутые лица осуществляют наблюдение непосредственно в соответствии с процедурой публичности на территории государства путем принятия административного решения при посредничестве властей соседних государств, если они готовы взять на себя такую роль в интересах населения.

d) Компетентные органы знакомят с административным решением этих лиц в соответствии с вышеупомянутыми методами.

е) Компетентные органы могут передавать вышеуказанную информацию пунктов (а) и (d) на своем родном языке. Они не обязаны учитывать сведения, представленные на других языках.

 

IX


Доступ к процедуре контроля не зависит от гражданства или от местопребывания.

X


Доступ к административной процедуре участия и к процедуре контроля должен строиться на принципах взаимности.

 

XI


Осуществление принципов настоящего раздела может проводиться на основе заключенных соглашений между заинтересованными государствами.

Учитывая право каждого государства и принципы международных соглашений, государства, группы лиц или местные власти должны обеспечивать эффективность участия всех заинтересованных лиц. Они обязаны способствовать обмену информацией между компетентными органами и заинтересованными лицами. Они могут заключать общие сделки и соглашения на основе взаимности и эквивалентности:

а) определять органы соседних государств, к которым следует обращаться по результатам административного решения;

b) предоставлять заинтересованным лицам в соседнем государстве данные, на основании которых принимается административное решение;

с) органы соседних государств должны принимать возражения заинтересованных лиц-резидентов и передавать их компетентным органам;

d) использовать языки этих государств.


Текст документа сверен по:
Совет Европы и Россия.
Сборник документов - М.: Издательство
"Юридическая литература",
2004 год

Об административных процедурах, затрагивающих большинство заинтересованных лиц

Название документа: Об административных процедурах, затрагивающих большинство заинтересованных лиц

Номер документа: R(87)16

Вид документа: Рекомендация Комитета министров Совета Европы

Принявший орган: Комитет министров Совета Европы

Статус: Действующий

Опубликован: Совет Европы и Россия. Сборник документов - М.: Издательство "Юридическая литература", 2004 год
Дата принятия: 17 сентября 1987

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах