ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 августа 2006 года N 1086-р

[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы
 "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах"
]

(с изменениями на 22 апреля 2009 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 221 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 07.04.2008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 351 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 18, 04.05.2009, (ч.II)).

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах".

2. Определить государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах" (далее - Программа) Росстат, государственными заказчиками Программы - Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минздравсоцразвития России, Минприроды России, Минобрнауки России, Росинформтехнологии, ФСТ России, Ростуризм и Росспорт (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 351 - см. предыдущую редакцию).

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 5271,4 млн.рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Росстату обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.



Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2006 года N 1086-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Развитие государственной
статистики России в 2007-2011 годах"

(с изменениями на 22 апреля 2009 года)



  1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации

Задачей государственной статистики является обеспечение информационных потребностей общества в достоверной, научно обоснованной, своевременной и полной информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении государства. Сложившаяся в Российской Федерации информационно-статистическая система имеет межведомственную структуру. Наряду с Федеральной службой государственной статистики, осуществляющей межотраслевую координацию и функциональное регулирование статистической деятельности в России, более 50 федеральных органов исполнительной власти формируют официальную статистическую информацию.

Стратегия развития государственной статистики должна охватывать все направления статистической деятельности и исходить из необходимости обеспечения потребностей органов государственной власти и управления в статистических данных высокого качества с учетом международного опыта и стандартов. Реализацию стратегии необходимо осуществлять на основе интегрированной программы развития государственной статистики.

Официальная статистическая деятельность направлена на достижение стратегических целей развития государства, создание условий для повышения эффективности функционирования системы федеральных органов исполнительной власти и призвана способствовать информационно-статистическому обеспечению хода выполнения посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономической и демографической политики, а также выполнению международных информационных обязательств Российской Федерации в целях повышения открытости российской экономики, ее более полной интеграции в мировое сообщество в соответствии с международными стандартами.

Статистические данные необходимы деловым кругам, научной общественности, средствам массовой информации, населению.

За последнее время были реализованы две долгосрочные федеральные целевые программы реформирования государственной статистики - Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики и федеральная целевая программа "Реформирование статистики в 1997-2000 годах".

В результате реализации этих программ сформирована практически новая система статистики, в целом адекватная социально-экономическому состоянию общества и соответствующая основным принципам официальной статистики, одобренным Статистической комиссией ООН.

Вместе с тем на современном этапе государственная статистика функционирует в условиях осуществления в государстве значительных социально-экономических перемен, административной реформы, реформирования бюджетного процесса, перехода на международные стандарты финансовой отчетности, что определяет задачи поиска и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменения жизни государства системы информационно-статистического обеспечения.

Указанные задачи и накопленный потенциал государственной статистики требуют продолжения преобразований, на осуществление которых и направлена федеральная целевая программа "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах" (далее - Программа).

В рамках мероприятий Программы Федеральной службе государственной статистики во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти предстоит решить одну из основополагающих задач по созданию единой межведомственной системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти с целью получения своевременной, достоверной и полной макроэкономической статистики на основе интеграции всех статистических информационных ресурсов в масштабах государства для выработки управленческих решений и прогнозирования во всех сферах, включая анализ состояния и динамики развития национальной экономики.

Указанную систему предполагается реализовать путем объединения статистических информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, формирующих статистические данные, с обеспечением оперативного доступа пользователей к этим ресурсам.

Реализация Программы будет направлена на:

доступность открытых статистических данных и прозрачность методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей;

научный подход и применение международных статистических стандартов и классификаций при определении национальной системы статистических показателей и методов их формирования;

снижение нагрузки на отчитывающиеся хозяйствующие субъекты путем расширения практики использования в статистических целях административных данных, представляющих собой документированную информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными организациями в связи с осуществлением ими своих разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных полномочий;

методологическое и организационное обеспечение формирования показателей, характеризующих уровень достижения целей социально-экономического развития государства, и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти;

интеграцию статистических информационных ресурсов на основе методологической и технологической совместимости для эффективного их использования при решении задач управления и прогнозирования;

повышение качества официальной статистической информации;

совершенствование технологии сбора, формирования, хранения и распространения статистических данных с использованием современных информационно-коммуникационных систем, включая интернет-технологии;

разработку методов обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от респондентов.

В результате выполнения мероприятий Программы в Российской Федерации должны быть максимально реализованы принципы официальной статистики, одобренные Статистической комиссией ООН.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом


Несмотря на ряд позитивных изменений и достижений в области государственной статистики, в настоящее время сохраняются многочисленные проблемы, а также возникают новые задачи, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации государственной статистики удовлетворяет общество и отвечает современным требованиям времени.

Стоящие перед государственной статистикой задачи по формированию единой федеральной информационно-статистической системы могут быть решены лишь на межведомственной основе. Только при обеспечении взаимодействия федеральных органов исполнительной власти будет достигнут качественно новый уровень информационного обеспечения общества, возрастет эффективность использования бюджетных средств за счет исключения дублирования в работе министерств и ведомств и рационального выбора источников статистической информации, снизится нагрузка на отчитывающиеся хозяйствующие субъекты. Это позволит проводить единую государственную политику в области официальной статистики и сформировать единое информационное пространство.

Указанные межведомственные задачи наиболее результативно могут быть решены при использовании программно-целевого метода, который позволит создать условия и предпосылки для максимально эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики в области официальной статистической деятельности.

Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий по совершенствованию системы государственной статистики в целом будет также предусматривать формирование централизованных механизмов их координации, а также системы индикаторов и показателей изменений в сфере государственной статистики, что должно обеспечить контроль за реализацией мероприятий.

Кроме того, решение указанных задач может быть эффективно осуществлено с использованием механизмов финансирования федеральных целевых программ, поскольку эти задачи не могут быть реализованы только в рамках текущего финансирования, направленного на формирование Федеральной службой государственной статистики существующих федеральных статистических информационных ресурсов.

Формирование Программы основывается на включении в ее состав только тех целей и мероприятий, которые не могут быть реализованы в рамках текущей деятельности государственной статистики и региональных целевых программ.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода,
 возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы


Особенностью российской государственной статистики является то, что основные результаты деятельности Федеральной службы государственной статистики базируются на ежегодном сборе и обработке более 12 млрд. статистических показателей. Для этих целей готовится и доводится до отчитывающихся хозяйствующих субъектов порядка 100 млн.листов статистического инструментария, включающего в себя более 250 форм федерального государственного статистического наблюдения и порядков их заполнения. Итогом работы является ежегодно создаваемый государственный статистический информационный ресурс, который используется для выпуска публикаций и организации доступа пользователей к статистической информации. Перечень информационных ресурсов, формируемых Федеральной службой государственной статистики, включает более 400 наименований.

В рамках межотраслевой координации Федеральной службой государственной статистики совместно с федеральными органами исполнительной власти и организациями формируется перечень (план) статистических работ.

Проводится работа по пересмотру форм федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка которых осуществляются в системе различных федеральных органов исполнительной власти, с учетом изменений законодательства Российской Федерации.

Возможно рассматривать два варианта решения проблемы развития государственной статистики - непрограммный и программный.

Непрограммный вариант не может обеспечить комплексное решение организационных, методологических, программно-технологических и технических вопросов создания единой системы обеспечения информационных потребностей государства в официальной статистической информации.

Риски, связанные с решением задач непрограммным методом, определяются возможностью слабой координации действий различных субъектов официальной статистической деятельности (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы управления), что приведет к неоправданному расходованию бюджетных средств на формирование идентичных показателей.

Одновременно усилятся риски разобщенности государственных статистических информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, а также статистической методологии и формирования статистической информации, что не позволит обеспечить целостную характеристику процессов социально-экономического развития в России, значительно затруднит проведение сопоставлений экономико-статистических данных на международном и национальном уровнях и может привести к снижению достоверности статистической информации.

Развитие государственной статистики без использования программно-целевого метода не позволит изменить принципы реализации государственной политики в области статистики, сделает невозможным выполнение задач, в том числе создание единого интегрированного информационного ресурса, модернизацию системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации органов государственной статистики и других.

Программный вариант существенно сокращает степень указанных рисков, о чем свидетельствует опыт реализации предыдущих программ реформирования российской государственной статистики. Преимущество программного варианта обеспечивается путем создания эффективного инструмента информационного обеспечения управления экономикой государства на основе системно-целевого принципа построения, в соответствии с которым структура Программы (перечень разделов) определяется стратегическими целями и приоритетными направлениями развития государства.

Разработка Программы на основе указанного принципа существенно отличает ее от действующих ранее программ, построенных на основе функционально-отраслевого подхода, и нацелена на дальнейшее развитие российской государственной статистики и более тесное информационное взаимодействие Федеральной службы государственной статистики с другими федеральными органами исполнительной власти.

Вместе с тем к числу потенциальных рисков в решении проблем статистики при программном варианте их решения относятся возможные изменения порядка бюджетного финансирования сбора и обработки информации для нужд государственной статистики, изменения полномочий федеральных органов исполнительной власти, реализующих политику в области государственной статистики, и недостаточная квалификация специалистов, работающих в организациях, привлекаемых на конкурсной основе для полномасштабного внедрения информационной технологии сбора, формирования, хранения и распространения данных в рамках предлагаемого проекта.

Учитывая комплексный характер имеющихся проблем и соотношение возможных рисков реализации поставленных задач, целесообразно осуществлять их решение в рамках федеральной целевой программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего реализацию комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
 программно-целевым методом


Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 5 лет (2007-2011 годы) в 4 этапа.

На первом этапе (2007-2008 годы) планируется провести мероприятия по обеспечению внедрения проектно-технологических решений технического проекта развития информационно-вычислительной системы, отработанных Федеральной службой государственной статистики в пилотных центрах, разработке структуры единой межведомственной информационно-статистической системы (далее - система) и ее организационно-правовому обеспечению.

На базе информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти планируется разработать организационно-методологическое обеспечение для формирования единого государственного интегрированного информационного статистического ресурса, включающего:

единые методические стандарты формирования информационных ресурсов государственной статистики, обеспечивающих доступ к ресурсам и возможность проведения комплексного анализа данных;

стандарты представления и обмена статистическими данными;

решение проблем технологической и технической совместимости информационных систем федеральных органов исполнительной власти.

В рамках модернизации информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики будут осуществлены проектные работы по частичной реконструкции Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики и 58 территориальных органов Службы и начаты строительно-монтажные работы по переоборудованию помещений для установки серверного и телекоммуникационного оборудования с монтажом инженерных систем, коммуникаций, охраны и жизнеобеспечения в указанном центре и 34 территориальных органах Службы с целью создания современных центров обработки статистических данных.

Планируется также проведение работ по реконструкции здания центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики.

Будет начата закупка технических и программных средств для Федеральной службы государственной статистики и других участников Программы.

В результате реализации мероприятий первого этапа должны быть разработаны:

основа программно-технической базы информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики;

архитектура системы и ее основные функциональные компоненты;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»