Приняты
на двадцать шестом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи государств - участников СНГ
(постановление N 26-14
от 18 ноября 2005 года)
РЕКОМЕНДАЦИИ
О статусе учащегося
Настоящие Рекомендации устанавливают совокупность прав и обязанностей граждан, имеющих статус учащегося. Концептуальную основу Рекомендаций составляют идеи и положения теории непрерывного образования, рассматривающей учебную деятельность человека как составную часть его образа жизни на всех стадиях жизненного цикла. Рекомендации разработаны в целях расширения государственно-правовых гарантий реализации права граждан государств СНГ на образование в любом возрасте.
1. Основные понятия. Перечисленные ниже понятия используются в тексте Рекомендаций в соответствии с их заданным основным значением. Это не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых на основе и в развитие данных Рекомендаций:
- образование: процесс передачи и освоения социально-культурного опыта и научных знаний;
- учащийся: лицо, вовлеченное в систематическую учебную деятельность;
- взрослый учащийся: лицо дееспособного возраста, тем или иным образом совмещающее учебную деятельность с занятостью в сфере оплачиваемого труда;
- статус учащегося: правовое положение гражданина как субъекта учебной деятельности, его юридически закрепленное положение в определенной системе прав и обязанностей;
- непрерывное образование: пожизненный стадиальный процесс, обеспечивающий поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов: детское образование, юношеское образование, образование взрослых;
- детское образование: педагогически организованная социализация;
- юношеское образование: подготовка к трудовой и иным видам социально значимой деятельности;
- образование взрослых: учебная деятельность, направленная на профессиональный рост и личностное развитие человека в период его профессионально-трудовой деятельности;
- субъект учебной деятельности: лицо, осваивающее новые знания и умения, новые подходы к разрешению проблем и способы выполнения задач;
- право на образование: гарантированная государством возможность получать качественное образование до вступления в сферу трудовой занятости и преемственно продолжить учебу в период взрослой жизни;
- правоотношения учащегося: регулируемые нормами права общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права граждан на образование.
2. Основные принципы государственной политики по реализации прав граждан на образование:
- признание права на образование в любом возрасте как одного из основных прав человека;
- обеспечение доступности образования для всех категорий граждан;
- обеспечение всеобщности и неотъемлемости права на образование.
3. Цель настоящих Рекомендаций: создать правовые стимулы, побуждающие органы государственной власти и органы местного самоуправления к разработке и реализации мер, направленных на обеспечение права граждан на образование в любом возрасте.
4. Предмет правового регулирования: общественные отношения, определяющие совокупность прав и обязанностей субъекта учебной деятельности.
5. Основные категории учащихся: социально-демографические группы населения, подразделяемые по критерию их участия в программах общего и профессионального образования. Статусом учащегося обладают:
- ученики общеобразовательной школы;
- лица, проходящие курс обучения в учебных заведениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
- взрослые граждане, сочетающие учебную деятельность с занятостью в сфере оплачиваемого труда.
6. Основные права учащегося: законодательно установленные условия, обеспечивающие успешность учебной деятельности, наиболее существенные предпосылки, способствующие достижению целей, предусмотренных образовательными программами. К этой категории прав прежде всего относятся:
- право на квалифицированное преподавание и компетентное руководство учебной деятельностью;
- право на комфортные условия обучения;
- право на свободный доступ к источникам информации;
- право на создание и участие в деятельности органов самоуправления (школьного, вузовского и т.п.);
- право на моральную и материальную поддержку со стороны государства и общества.
7. Статус учащегося общеобразовательной школы: правовое положение граждан детского и юношеского возраста, проходящих курс обучения по программам, предусматривающим освоение знаний и умений, необходимых всем членам общества. К основным правам ученика общеобразовательной школы, наряду с названными в пункте 6, относятся:
- право на всестороннее развитие задатков и способностей;
- право на освоение основ современной науки;
- право на подготовку к жизни в условиях современного развивающегося общества;
- право на участие в образовательных программах, дополняющих обязательный курс начальной и средней школы;
- право на консультативную помощь и профессиональную ориентацию при выборе учебного заведения профессионального образования.
8. Статус обучающихся в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования: совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с подготовкой к трудовой занятости в сфере профессионального (оплачиваемого) труда. К основным правам обучающегося будущей профессии, наряду с названными в пункте 6, относятся:
- право на выбор учебного заведения профессионального образования в соответствии со склонностями и уровнем готовности освоить его программу;
- право на освоение опыта и последних достижений в избранной сфере трудовой занятости;
- право на стипендию и иные формы материальной поддержки;
- право на гарантированное трудоустройство в соответствии с профилем и уровнем полученного образования.
9. Статус взрослого учащегося: правовое положение граждан, достигших возраста полной гражданской дееспособности, учебная деятельность которых сочетается с занятостью в сфере оплачиваемого труда. В эту категорию учащихся входят:
- обучающиеся по вечерней и заочной форме в учебных заведениях так называемого регулярного образования;
- слушатели отраслевых и межотраслевых учреждений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- обучающиеся в учреждениях внутрифирменного образования (обучение на предприятиях и в организациях);
- слушатели полифункциональных центров образования взрослых при органах местного самоуправления;
- участники различных программ и курсов неформального образования.
Различия между названными субъектами учебной деятельности определяют различия в их правовом статусе. Правовые и иные средства, обеспечивающие эффективность учебной деятельности взрослых, дифференцируются в зависимости от специфики перечисленных выше направлений.
10. Поощрение учебной деятельности взрослых: предпринимаемые государством и обществом меры, направленные на вовлечение взрослых в различные виды учебной деятельности, на активизацию этой деятельности и на более полное достижение предусмотренных образовательными программами результатов. К мерам поощрения относятся: меры одобрения, меры поддержки взрослого учащегося, меры содействия успешной учебе, меры социально-экономического стимулирования учебной деятельности.
11. Права взрослого учащегося: льготы, предоставляемые в целях содействия учебной деятельности. Взрослые граждане, продолжающие учебную деятельность после окончания учебного заведения, наделяются правами двоякого рода:
- право на особую организацию учебного процесса, обусловленное фактом вовлеченности учащегося в сферу трудовой деятельности;
- право работника на особую организацию трудового процесса, порожденное фактом его участия в определенной образовательной программе.
Права работающего учащегося в сфере образования:
- право на содействие и поддержку при формировании и осуществлении жизненных планов, связанных с участием в учебной деятельности;
- право на благоприятные условия обучения, создаваемые с учетом режима жизнедеятельности взрослого человека;
- право на официальное признание трудовой квалификации, приобретенной в процессе повседневной профессиональной деятельности;
- право на участие в планировании и формировании содержания образовательных программ, учитывающих специфику образовательных потребностей взрослого человека.
Права учащегося работника в сфере трудовой занятости:
- право на сокращенную рабочую неделю и на дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемое в зависимости от типа и содержания образовательных программ;
- право на сохранение рабочего места на весь период учебы;
- право на профессиональный рост и служебное продвижение после прохождения очередной ступени повышения квалификации;
- право на компенсацию за потерянные в период обучения заработки;
- право на оплату предприятием полной или частичной суммы расходов на обучение.
Стороной, обеспечивающей названные права, является работодатель, по отношению к которому действуют правовые нормы обязывающего и запрещающего характера. К числу последних относится недопустимость увольнения работника с упразднением рабочего места до тех пор, пока не исчерпаны возможности его переподготовки на новые виды труда.
12. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) имеют право на особую организацию учебного процесса, а также на особые условия прохождения ступеней образовательного процесса.
13. Права лиц без гражданства. Каждое государство Содружества обеспечивает возможности лицам без гражданства, проживающим на его территории, для получения и продолжения образования в его образовательных учреждениях и организациях на тех же условиях, на которых получают образование граждане данного государства.
14. Политика по соблюдению права граждан на образование государств - участников СНГ. Политика стран Содружества по соблюдению права граждан на образование основывается на следующих принципах:
- государственное и общественное признание права граждан на непрерывное образование;
- сопоставимость стандартов в области общего и профессионального образования;
- эквивалентность сертификатов: документ об образовании, выданный в какой-либо из стран Содружества, дает право на трудоустройство или продолжение образования во всех других странах Содружества.
Текст документа сверен по:
Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ,
N 37, 2006 год