Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 19 апреля 2006 года N 03-06-01-02/18


[О толковании понятия "инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса" при применении пункта 6 статьи 381 Налогового кодекса]  

  

          

В Министерство финансов Российской Федерации поступило письмо Администрации ЗАТО г.Радужный от 12.04.2006 N 01-09-1074 с просьбой оказать содействие в разрешении ситуации, связанной с неоднозначным толкованием понятия "инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса" при применении пункта 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и о правомерности принятого Межрайонной ИФНС России N 10 по Владимирской области решения от 05.04.2006 N 18 в отношении МУП "Городской комитет муниципального хозяйства ЗАТО г.Радужный".

Министерство финансов Российской Федерации письмом от 20.10.2004 N 03-06-01/65 направило в Федеральную налоговую службу разъяснения по применению пункта 6 статьи 381 Кодекса, в соответствии с которыми под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса понимаются находящиеся на балансе налогоплательщика здания, сооружения, а также иные объекты недвижимого имущества и входящее в их состав инженерное оборудование, предназначенные для функционирования жилищно-коммунального комплекса, в том числе головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.

Кроме того, при рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду, что статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к "недвижимому имуществу" относятся, в частности, здания, сооружения, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в связи с чем под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В указанный обособленный комплекс включается имущество, как указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества, так и дополнительно установленное, смонтированное в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

Одновременно обращаем внимание, что пунктом 6 статьи 381 Кодекса предусмотрено предоставление налоговой льготы в отношении находящихся на балансе организации объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса вне зависимости от оказания услуг в жилищно-коммунальной сфере или иным организациям, в связи с чем при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации, согласно которому сведения об указанных объектах должны быть включены в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (до 1 января 2006 года - в градостроительный кадастр), а также иными нормативными документами, указанными в вышеназванном письме Минфина России.

В то же время необходимо учитывать, что в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. При этом по правилам ведения бухгалтерского учета единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым признается:

- объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

- отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенный самостоятельный функций;

- обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. При этом комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В то же время, в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (пункта 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России 13.10.2003 N 91н).

Учитывая изложенное, полагаем, что основными условиями для предоставления налоговой льготы по пункту 6 статьи 381 являются:

- признание основного средства объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в соответствии с названными выше документами (вне зависимости от раздельного учета в бухгалтерском учете отдельных его частей);

- использование данного объекта для функционирования жилищно-коммунального комплекса (вне зависимости от оказания балансодержателем услуг сторонним организациям);

- получение средств на содержание данного объекта из республиканского или местного бюджета.

По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, по объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, находящимся на балансе МУП "Городской комитет муниципального хозяйства ЗАТО г.Радужный" (указаны в приложении N 1* в разделе "Объекты инженерной инфраструктуры), финансирование на содержание которых осуществляется из городского бюджета, унитарное предприятие вправе использовать налоговую льготу по пункту 6 статьи 381 Кодекса.

________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".



В то же время, направляя на рассмотрение с учетом фактических обстоятельств дела письмо Администрации ЗАТО г.Радужный от 12.04.2006 N 01-09-1074 о правомерности решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Владимирской области от 05.04.2006 N 18, просим сообщить о результатах рассмотрения и принятом решении в отношении налогообложения имущества МУП "Городской комитет муниципального хозяйства ЗАТО г.Радужный" Администрации ЗАТО г.Радужный, налогоплательщику и Департаменту.

Директора Департамента
М.А.Моторин

     

   Письмо Администрации ЗАТО г.Радужный
от 12.04.2006 N 01-09-1074

          

Администрация ЗАТО г.Радужный Владимирской области обращается к вам с просьбой оказать содействие в разрешении ситуации, связанной с неоднозначным толкованием понятия "инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса" и возможностью применения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п.6 ст.381 Налогового кодекса РФ (в редакции от 22.07.2005).

5 апреля 2006 года Межрайонной инспекцией ФНС России N 10 по Владимирской области (далее - налоговый орган) было вынесено решение N 18 о привлечении Муниципального учреждения "Городской комитет муниципального хозяйства ЗАТО г.Радужный Владимирской области" (далее - МУ "ГКМХ") к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данное решение было вынесено на основании акта выездной налоговой проверки N 14 от 09.03.2003, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу о неправильном применении МУ "ГКМХ" в 2004 году и в первом полугодии 2005 года льготы по налогу на имущество, предусмотренной п.6 ст.381 Налогового кодекса РФ (в редакции от 22.07.2005).

В соответствии с п.6 ст.381 Налогового кодекса РФ (в реакции от 22.07.2005) освобождаются от уплаты налога на имущество организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

По мнению налогового органа, МУ "ГКМХ" неправомочно применило льготу в отношении: нежилых помещений в жилых домах, автомобиля ВАЗ 21100, ряда объектов инженерной инфраструктуры (перечень этих объектов указан в приложении N 1*), здания городской бани.

________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

22.03.2006 МУ "ГКМХ" (были представлены в налоговый орган возражения на акт выездной налоговой проверки N 14 от 09.03.2006. В своих возражениях МУ "ГКМХ" согласилось с выводами налогового органа о необоснованном включении в перечень льготируемого имущества нежилых помещении и автомобиля ВАЗ 21100. При этом было заявлено о несогласии с выводами налогового органа в части признания им неправомерным включения в перечень льготируемого имущества объектов инженерной инфраструктуры и здания городской бани.

Однако возражения МУ "ГКМХ" налоговым орган приняты не были. В результате было вынесено (решение от 05.04.2006 о привлечении МУ "ГКМХ" к налоговой ответственности.

Считаем указанное решение необоснованным и незаконным по следующим основаниям.

1. Вывод налогового органа о том, что объекты инженерной инфраструктуры, указанные в приложении N 1*, не относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не основан ни на нормах Налогового кодекса РФ, ни на нормах каких-либо иных законодательных актов.

________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".



1.1. Налоговый кодекс РФ не содержит такого понятия как "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса".

Следовательно, при определении указанного понятия необходимо руководствоваться законодательством других отраслей законодательства.

На необходимость такого подхода указало Министерство финансов РФ в своем письме от 16.08.2005 N 03-06-01-02/27.

30.08.2005 Федеральная налоговая служба РФ в своем письме N ГВ-6-21/718@ указала нижестоящим налоговым органам на необходимость руководства данным письмом Министерства финансов РФ при решении вопроса о применении п.6 ст.381 Налогового кодекса РФ.

В письме Министерства финансов РФ от 16.08.2005 N 03-06-01-02/27 разъясняется, что при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса следует руководствоваться положениями Градостроительного кодекса России, другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Классификатором работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности, в том числе "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов", утвержденным постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51.

В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон от 07.05.98 N 73-ФЗ), действовавшего до 29.12.2004, "инженерная транспортная и социальная инфраструктуры - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий".

В статьях 14 и 23 Кодекса было установлено, что виды систем инженерной инфраструктуры определяются градостроительной документацией и разрабатываемыми на ее основе специальными схемами и проектами развития инженерной инфраструктуры, утверждение которых находится в ведении органов местного cамоуправления.

При этом пунктом 13 раздела 3.1.5 "Генеральные планы" Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утверждена приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150) определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.

Кроме того, в письме Министерства финансов РФ указано, что перечень объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса содержится в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". К ним отнесены трубопроводы, линии электропередачи и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Согласно письму Министерства финансов РФ, в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235) относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры. К ним относятся также эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цеха, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).

В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, в названном письме Министерства финансов РФ указано на возможность использования Классификатора работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности, в том числе "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов", утвержденный постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51.

В соответствии с указанным постановлением в Перечень работ и услуг, подлежащих включению в ОКДП для раскрытия состава работ и услуг по лицензируемым видам деятельности - эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов, в частности, включены: посадка деревьев и кустарников; озеленение; разбивка газонов и цветников; работы по эксплуатации централизованных систем отвода поверхностных сточных вод; работы по эксплуатации централизованных систем сточных вод; работы по диагностике  технического состояния централизованных систем отвода поверхностных сточных вод; работы по техническому обслуживанию централизованных систем отвода поверхностных сточных вод; сбор и перемещение различных видов отходов; услуги по ремонту дорожного покрытия; услуги по текущему ремонту автомобильных дорог; услуги по аварийному ремонту автомобильных дорог; услуги по капитальному ремонту автомобильных дорог; услуги по ремонту мостов; услуги по ремонту прочих сооружений; работы по эксплуатации систем водоснабжения, входящих в инфраструктуру городов и других населенных пунктов; работы по диагностике технического состояния систем водоснабжения; работы по техническому обслуживанию систем водоснабжения.

Указанную позицию Министерство финансов РФ изложило также в другом письме от 13.02.2006 N 03-06-02-02/14.

Таким образом, разъяснения Министерства финансов РФ и нормативно-правовые акты, которыми следует руководствоваться при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, указывают на необходимость отнесения к данному составу достаточно широкого перечня объектов.

Объекты, перечисленное в приложении N 1*, полностью соответствуют по своим родовым признакам и техническим характеристикам тем объектам, которые согласно письму Министерства финансов РФ от 16.08.2005 N 03-06-01-02/27 относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

_________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

1.2. Делая вывод о том, что объекты, перечисленные в приложении N 1*, не относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговый орган исходил из своего мнения о том, что они не используются при оказании услуг жилищному фонду.

_________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".


Тем самым налоговый орган, по сути, поставил возможность отнесения того или иного объекта к объектам инженерной инфраструктур жилищно-коммунального комплекса в зависимость от его использования при оказании услуг жилищному фонду.

Между тем вышеприведенный анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и разъяснения Минфина РФ не содержат никаких указаний на возможность руководства таким мнением и установления подобного рода зависимости.

Напротив, из вышеприведенного анализа следует, что под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса следует понимать объекты, которые обеспечивают развитие и функционирование не только жилищного фонда, но и всего муниципального образования и целом.

Кроме того, все объекты, перечисленные в приложении N 1*, входят в единую систему жилищно-коммунального комплекса ЗАТО г.Радужный и предназначены для нужд потребителей ЗАТО г.Радужный и обеспечения устойчивого развития и функционирования всего муниципального образования. При этом надлежащее функционирование данных объектов с технической точки зрения возможно только в неразрывной взаимной связи. Обособленное функционирование какого-либо из содержащихся в приложении N 1* объектов технически невозможно.

_________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".


Более того, осуществление любого ремонта или локализации аварии на объектах, указанных в приложении N 1*, влияет на работу всей инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Так, проведение ремонта на данных объектах сопровождается приостановкой подачи тех или иных коммунальных услуг другим объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в том числе стоящим на соответствующей ветке многоквартирным жилым домам.

_________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".


Следовательно, объект, указанные в приложении N 1*, существенным образом влияют на качество и систематичность услуг, оказываемых жилищному фонду. В связи с этим, полагаем, что мнение налогового органа о том, что объекты, указанные в приложении N 1*, не используются при оказании услуг жилищному фонду, необоснованно и является следствием незнания им процесса технического функционирования единой инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса ЗАТО г.Радужный.

_________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»