Недействующий

О внесении изменений в статью 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, статью 30 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации и статью 122 Устава
железнодорожного транспорта Российской Федерации"



Необходимость принятия предлагаемых изменений вызвана происходящей реформой железнодорожного транспорта в Российской Федерации.

Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено создание единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (статьи 2 и 4).

Учреждение указанного акционерного общества осуществлено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585. Согласно пункту 7 Устава открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденного этим постановлением, местом нахождения общества является г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2.

Пунктом 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлена исключительная подсудность споров, вытекающих из перевозки, - по месту нахождения перевозчика, что вызвано сосредоточением по этому месту доказательств по спору.

До учреждения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" каждая железная дорога имела статус юридического лица и самостоятельно выступала в договоре перевозки. В настоящее время железные дороги являются филиалами открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (приложение к Уставу).

В этой связи иски, ранее рассматривавшиеся по месту нахождения железных дорог, ныне подсудны только по месту нахождения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", что влечет серьезные организационные неудобства. Цель, ради которой была введена норма об исключительной подсудности споров, вытекающих из перевозки, применительно к железнодорожной перевозке не достигается, поскольку доказательства по спору сосредоточены по месту нахождения железных дорог, а по месту нахождения самого перевозчика осуществляются лишь управленческие функции.

Существенные сложности возникают и у истцов, которые, как правило, проживают или находятся в месте нахождения железных дорог и вынуждены нести значительные командировочные расходы для принятия участия в судебном заседании по спору с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в суде по месту его нахождения.

Кроме того, имеют место коллизии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", который, с целью защиты прав потребителей, устанавливает альтернативную подсудность споров с их участием. Договор перевозки пассажиров и багажа, как известно, охватывается сферой регулирования указанного Закона.

В связи с изложенным представляется необходимым вернуться к ранее существовавшему порядку рассмотрения споров из железнодорожной перевозки грузов по месту нахождения железных дорог путем установления исключительной подсудности по месту нахождения железной дороги, рассмотревшей претензию. Компетентность конкретной железной дороги в рассмотрении претензии предлагается установить согласно сложившейся за много лет практике применения статьи 170 Устава железных дорог СССР и статьи 137 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации путем внесения соответствующих положений в статью 122 ныне действующего Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.