Недействующий

     

Проект N 109453-4*
____________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект принят в первом чтении.-
Примечание "КОДЕКС".  



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 38 Арбитражного процессуального кодекса
 Российской Федерации
и статью 30 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации


Статья 1

   

  Внести в статью 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3012) изменение, дополнив часть третью абзацем вторым следующего содержания:

"Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа, пассажиров и их багажа, связанный с деятельностью его филиала, в том числе, в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения филиала перевозчика, рассмотревшего предъявленную претензию или который был бы должен рассматривать претензию, в случае ее предъявления.".

     

     

Статья 2


Внести в статью 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст.4532; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 24, ст. 2335; № 31, ст. 3230) изменение, дополнив часть третью абзацем вторым следующего содержания:

"Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки железнодорожным транспортом, связанные с деятельностью их филиалов, предъявляются в суд по месту нахождения филиалов перевозчиков, рассмотревших предъявленные перевозчикам претензии или которые были бы должны рассматривать претензии к перевозчикам, в случае их предъявления.".


               Президент
     Российской Федерации
В.Путин



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, статью 30 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации и статью 122 Устава
железнодорожного транспорта Российской Федерации"



Необходимость принятия предлагаемых изменений вызвана происходящей реформой железнодорожного транспорта в Российской Федерации.

Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено создание единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (статьи 2 и 4).

Учреждение указанного акционерного общества осуществлено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585. Согласно пункту 7 Устава открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденного этим постановлением, местом нахождения общества является г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2.

Пунктом 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлена исключительная подсудность споров, вытекающих из перевозки, - по месту нахождения перевозчика, что вызвано сосредоточением по этому месту доказательств по спору.

До учреждения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" каждая железная дорога имела статус юридического лица и самостоятельно выступала в договоре перевозки. В настоящее время железные дороги являются филиалами открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (приложение к Уставу).

В этой связи иски, ранее рассматривавшиеся по месту нахождения железных дорог, ныне подсудны только по месту нахождения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", что влечет серьезные организационные неудобства. Цель, ради которой была введена норма об исключительной подсудности споров, вытекающих из перевозки, применительно к железнодорожной перевозке не достигается, поскольку доказательства по спору сосредоточены по месту нахождения железных дорог, а по месту нахождения самого перевозчика осуществляются лишь управленческие функции.

Существенные сложности возникают и у истцов, которые, как правило, проживают или находятся в месте нахождения железных дорог и вынуждены нести значительные командировочные расходы для принятия участия в судебном заседании по спору с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в суде по месту его нахождения.

Кроме того, имеют место коллизии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", который, с целью защиты прав потребителей, устанавливает альтернативную подсудность споров с их участием. Договор перевозки пассажиров и багажа, как известно, охватывается сферой регулирования указанного Закона.

В связи с изложенным представляется необходимым вернуться к ранее существовавшему порядку рассмотрения споров из железнодорожной перевозки грузов по месту нахождения железных дорог путем установления исключительной подсудности по месту нахождения железной дороги, рассмотревшей претензию. Компетентность конкретной железной дороги в рассмотрении претензии предлагается установить согласно сложившейся за много лет практике применения статьи 170 Устава железных дорог СССР и статьи 137 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации путем внесения соответствующих положений в статью 122 ныне действующего Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

   На N 2.12-17/583 от 17 июня 2005 г.



ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 109453-4 "О внесении изменений в статью 38
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
, внесенный
депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, М.Л.Коробовым,
И.Ю.Динесом, П.Н.Рубежанским, Е.Н.Галичаниным, А.Н.Хайруллиным



Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный законопроект.

Законопроектом предлагается внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК России) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК России) дополнения, которые изменяют правила исключительной подсудности споров, вытекающих из договоров перевозки, в части места предъявления исков, связанных с перевозкой железнодорожным транспортом.

В настоящее время, в соответствии с частью третьей статьи 38 АПК России и частью третьей статьи 30 ГПК России, все иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика.

Законопроект устанавливает в качестве суда, в который предъявляется иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки железнодорожным транспортом и связанный с деятельностью его филиала, суд по месту нахождения филиала перевозчика, рассмотревшего предъявленную к перевозчику претензию или который был бы должен рассматривать претензию в случае ее предъявления.

Принятие предлагаемых изменений позволит исключить необходимость осуществлять все определенные АПК России и ГПК России процессуальные действия, связанные с производством таких дел, по месту нахождения единого хозяйствующего субъекта - в городе Москве. В результате будет установлена обязанность по совершению процессуальных действий по месту нахождения непосредственно задействованных в перевозочном процессе филиалов единого хозяйствующего субъекта, из деятельности которых возникают иски. Это, в свою очередь, будет способствовать обеспечению соблюдения основополагающих принципов судопроизводства - доступности правосудия и своевременного разрешения и рассмотрения дел, а также наиболее эффективной реализации пользователями услугами железнодорожного транспорта (гражданами и юридическими лицами) своих прав на судебную защиту по делам, вытекающим из договора перевозки железнодорожным транспортом, заключенным с единым хозяйствующим субъектом.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект.

    Заместитель Председателя
     Правительства Российской Федерации
 А.Жуков




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»