РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 28 марта 2005 года N 4
О государственной политике развития библиотечного дела
в Российской Федерации
Заслушав и обсудив доклад начальника отдела архивов Департамента государственной политики Е.И.Кузьмина о государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации, коллегия отмечает, что представленные предложения отражают современную стратегию развития библиотечного дела, соответствуют задачам формирования единого информационного пространства страны и общим стратегическим целям деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Социально-политические и экономические изменения в стране, происходящие с середины 1980-х годов, поставили библиотеки в принципиально новые условия. Федеральным законом "О библиотечном деле" (1994 год) перед библиотеками была впервые сформулирована цель организации и предоставления свободного доступа к информации, который гарантирован Конституцией Российской Федерации. С развитием информационного общества и обществ знаний в стране складывается новая информационная инфраструктура, в которую библиотеки должны органично вписаться и стать ее существенной составляющей.
Вопрос о состоянии библиотечного обслуживания и о государственной политике развития библиотечного дела - это, в конечном итоге, вопрос о том, на какой информационной основе, на каком образовательном фундаменте формируется политическое, экономическое, правовое, научное и культурное мышление разных слоев российского общества, его сегодняшней и будущей властной и политической элиты, студентов и школьников, вопрос о том, какими будут нравственный облик и мировоззрение россиян в недалеком будущем.
На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые могут взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение информационной, культурной и правовой целостности России. Они могут стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, в процессах интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных.
Важно понять, что новой России без новых библиотек не будет. Отставание в модернизации библиотек грозит отставанием не одной только библиотечной или даже всей культурной сферы, но и страны в целом.
К сожалению, понимание социальной значимости задач, стоящих перед библиотеками, их потенциальных возможностей, объективное усиление их роли в обществе недостаточно осознается и обществом, и властными структурами на всех уровнях.
Выделяемые сегодня ресурсы позволяют фрагментарно модернизировать лишь федеральные библиотеки и поддерживать инновационные проекты, определяющие направления модернизации региональных библиотек. На уровне муниципальных, особенно сельских библиотек, модернизационные процессы еще более ограничены, они сводятся, в частности, к созданию отдельных сельских модельных (компьютерных) библиотек, а не к обновлению всей сети. На недопустимо низком уровне остается заработная плата библиотечных работников.
Цели, задачи, основные направления, приоритеты и инструменты государственной библиотечной политики, осуществляемой Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, определяются глобальными факторами, оказывающими принципиальное влияние на библиотечное дело как социальную систему: вхождением России в информационное общество и в процесс международной интеграции и глобализации, формированием общества знаний, а также социально-политическими и экономическими преобразованиями в стране.
Решению этой задачи должно способствовать формирование современной, научно-обоснованной, с выраженным модернизационным характером государственной библиотечной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, реализуемой Федеральным агентством по культуре и кинематографии совместно с администрациями субъектов Российской Федерации.
Коллегия решила
1. Принять к сведению доклад начальника отдела архивов Департамента государственной политики Минкультуры России Е.И.Кузьмина по данному вопросу.
2. Одобрить основные направления и приоритеты государственной политики развития библиотечного дела в Российской Федерации согласно приложению.
3. Департаменту экономики и финансов (К.В.Карновичу), Роскультуре (М.Е.Швыдкому) учитывать основные направления государственной политики по развитию библиотечного дела при формировании соответствующих бюджетов и Федеральной целевой программы по культуре России на 2006-2010 годы.
4. Департаменту экономики и финансов (К.В.Карновичу), Роскультуре (М.Е.Швыдкому) подготовить предложения по переходу на отраслевую систему оплаты труда.
5. Департаменту культуры (Ю.А.Шубину) подготовить новую редакцию Федерального закона Российской федерации "О библиотечном деле" (до 1 июня 2006 года).
6. Департаменту культуры (Ю.А.Шубину) довести до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации данное решение коллегии в течение двух недель после его принятия и рекомендовать его для использования в работе с целью развития и совершенствования библиотек и информационно-библиотечного обслуживания населения.
7. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра Л.Н.Надирова.
Председатель коллегии,
Министр
А.С.Соколов
Основные направления и приоритеты государственной политики развития
библиотечного дела в Российской Федерации
1. Совершенствование нормативно-правовой базы библиотечной деятельности с целью обеспечения социальных гарантий населения на информационно-библиотечное обслуживание, гарантий развития библиотек с учетом современных требований и корреляцией с правовой сферой смежных отраслей.
Приоритетными на этом направлении являются:
- подготовка новых редакций федеральных законов "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов";
- разработка и утверждение "Положения о библиотечном фонде Российской Федерации";
- совершенствование существующих профессиональных стандартов и разработка новых, направленных на повышение качества деятельности и услуг библиотек (в том числе на базе стандартов серии ИСО 9000), гармонизация отечественных и зарубежных стандартов, международной и отечественной статистики;
- мониторинг и постоянное совершенствование нормативно-правовой базы по приоритетным направлениям государственной библиотечной политики.
2. Развитие информационных ресурсов библиотек и их интеграция в целях повышения качества информационного и библиотечного обслуживания населения на основе внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий, в том числе корпоративных.
Приоритетными на этом направлении являются:
- Развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети "ЛИБНЕТ". Создание сводного электронного каталога библиотек России.
- Создание Национальной электронной библиотеки и других электронных библиотек. Формирование качественного русскоязычного сегмента Интернет на основе оцифровки библиотечных фондов.
- Внедрение корпоративных и других автоматизированных систем и технологий библиотек, обеспечивающих формирование, хранение и учет библиотечных фондов, обслуживание пользователей как в стационарном режиме, так и в удаленном доступе с целью преодоления цифрового неравенства граждан в доступе к информации. Развитие и поддержка лингвистического обеспечения информационно-библиотечных технологий (форматов, правил каталогизации, классификаций, авторитетных данных).
- Развитие возможностей доступа российских библиотек к зарубежным и национальным информационным ресурсам, поддержка взаимного информационного обмена между библиотеками России и зарубежных стран
3. Обеспечение сохранности библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса России в интересах нынешнего и будущих поколений.
Реализация этого направления должна осуществляться в рамках второго этапа Национальной программы сохранения библиотечных фондов. Приоритетными на этом направлении являются:
- Обеспечение нормативного режима хранения и использования, реставрации и консервации библиотечных фондов.
- Развитие системы центров консервации библиотечных фондов на федеральном и региональном уровнях, укрепление материально-технической базы сохранения библиотечных фондов.
- Создание Российского страхового фонда документов библиотек как части Единого российского страхового фонда документации, развитие регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ.
- Создание и развитие Общероссийского свода книжных памятников как единого распределенного банка данных о книжных памятниках Российской Федерации всех уровней, создание электронных изданий книжных памятников.
- Совершенствование системы учета библиотечных фондов.
- Обеспечение безопасности библиотечных фондов и библиотек как учреждений с массовым пребыванием людей.
4. Организация распределенного библиотечного фонда Российской Федерации.
5. Организация обеспечения доступа населения к социально значимой информации, особенно в малых городах и сельской местности, преодоление информационного неравенства граждан России.
Приоритетным на этом направлении будет дальнейшее развитие сетей и сетевого взаимодействия центров правовой, деловой, экологической, муниципальной, потребительской и другой социально значимой информации на базе общедоступных библиотек.
6. Создание условий для обеспечения прав детей, молодежи, инвалидов и других социально незащищенных групп населения на библиотечно-информационное обслуживание.
7. Содействие развитию инфраструктуры библиотечного дела, переход на корпоративные технологии. Поддержка и развитие профессиональных коммуникаций, газет, журналов, расширение партнерства, социального участия, совершенствование моделей и технологий управления всей отраслью и отдельными библиотеками, в т.ч. на основе менеджмента качества, иных форм и способов профессиональной деятельности.
8. Создание условий для развития кадров отрасли.
Приоритетные направления:
- Оптимизация состава кадров и формирования структурированной профессиональной элиты отрасли.
- Мониторинг состояния и перспектив развития библиотечных кадров.
- Формирование комплекса мер по привлечению в библиотеки молодых специалистов и закреплению их на местах.
9. Содействие развитию системы профессионального библиотечного образования, в том числе дополнительного с целью адаптации знаний и навыков библиотечных работников к новым быстро меняющимся и все время усложняющимся требованиям общества.
Приоритетные направления:
- Формирование государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации специалистов центральных региональных библиотек по ключевым направлениям модернизации библиотечного дела.
- Организация мониторинга образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, создание единой информационно-ресурсной базы научно-методического сопровождения системы дополнительного профессионального образования.
- Поддержка и развитие межрегиональных центров непрерывного библиотечного образования.
10. Развитие программ поддержки чтения, формирование информационной культуры личности.
11. Усиление присутствия библиотек России в мировом информационном пространстве.
Это направление должно реализовываться путем поощрения двухстороннего и многостороннего международного библиотечного сотрудничества, участия российских библиотек в международных библиотечных, культурных и информационных проектах.
Приоритетными областями являются:
- участие российских специалистов в деятельности рабочих групп международных организаций ИФЛА, ЮНЕСКО, Европейской Комиссии, Совета Европы и других, а также в организуемых ими международных форумах и стажировках;
- организация и проведение крупномасштабных международных книжных выставок, конференций, направленных на формирование позитивного восприятия России в мире.
12. Создание условий для укрепления и развития материально-технической базы библиотек и библиотечного дела.
Приоритетным должно стать выделение целевого финансирования на строительство и реконструкцию библиотечных зданий, что даст возможность не только должным образом сохранять фонды, но и обеспечивать комфортные условия читателям и пользователям библиотек для получения современных библиотечно-информационных услуг.
Текст документа сверен по:
официальный сайт Министерства
культуры и массовых коммуникаций
Российской Федерации
www.mkmk.ru
по состоянию на 24.11.2005