Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)

ПРИКАЗ

от 21 мая 2003 года N 56

 Об утверждении и введении в действие
Положения об Управлении по надзору за качеством
и технической безопасностью оборудования для ядерно-
и радиационно опасных объектов

____________________________________________________________________
Фактически утратил силу. Следует руководствоваться
Структурой центрального аппарата Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору
,
утвержденной приказом Ростехнадзора от 09.08.2004 N 4.
____________________________________________________________________



Приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2003 года прилагаемое Положение об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов (РД-01-06-2003).

2. Признать утратившими силу с 1 июня 2003 года приказы Госатомнадзора России:

от 23 января 2001 года N 6 "Об утверждении и введении в действие Положения об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов";

от 13 июня 2001 года N 55 "Об утверждении и введении в действие Изменения N 1 в Положение об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов";

от 24 июня 2002 года N 46 "Об утверждении и введении в действие Изменения N 2 в Положение об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов".  

Начальник
Госатомнадзора России
Ю.Г.Вишневский

     

УТВЕРЖДЕНО
Приказом начальника
Госатомнадзора России
от 21 мая 2003 года N 56

     Введено в действие
с 1 июня 2003 года

ПОЛОЖЕНИЕ
об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью
 оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов
РД-01-06-2003

I. Общие положения

1. Управление по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов*1 (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзора России), участвующим в осуществлении государственного регулирования по вопросам технической безопасности оборудования при использовании атомной энергии в соответствии с задачами и компетенцией, установленными настоящим Положением.

_____

*1 Далее в Положении ядерно- и радиационно опасные объекты (ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов) будут именоваться - ОИАЭ

Под оборудованием для ОИАЭ (далее - оборудование) понимается теплообменное оборудование, паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, арматура, насосы, трубопроводы, электротехнические и электронные устройства, аппаратура, приборы и блоки, дозиметрическое оборудование и оборудование физической защиты, перегрузочные машины, стационарно установленные грузоподъемные краны, используемые в технологическом цикле ОИАЭ, средства контроля, измерения и диагностики, оборудование для хранения и переработки радиоактивных отходов, оборудование тепловой и биологической защиты, а также комплектующие изделия, кроме тепловыделяющих элементов, тепловыделяющих сборок и транспортно- упаковочных комплектов.

Под технической безопасностью оборудования понимается достигаемая посредством установления правил и норм, техническими средствами и организационными мерами совокупность функциональных свойств и технических характеристик оборудования, характеризуемых его качеством и надежностью, которая наряду с выполнением требуемых функций обеспечивает приемлемое состояние защищенности людей и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с отказами или нарушениями в работе оборудования.

2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, касающимися деятельности Госатомнадзора России, Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, постановлениями, приказами, распоряжениями и иными нормативными актами Госатомнадзора России, а также настоящим Положением.

3. Управление в пределах своей компетенции и в рамках заключенных Госатомнадзором России соглашений взаимодействует с соответствующими подразделениями других федеральных органов исполнительной власти, организациями (предприятиями) и учреждениями, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, при осуществлении ими деятельности в области использования атомной энергии.

II. Задачи Управления

4. Основными задачами Управления являются:

4.1. Участие в формировании правовых основ системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

4.2. Участие в осуществлении нормативного регулирования качества и надежности оборудования при конструировании, изготовлении, хранении, монтаже и эксплуатации оборудования, в том числе при эксплуатации паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, стационарно установленных грузоподъемных кранов и механизмов, надзор за эксплуатацией которых входит в компетенцию Госатомнадзора России.

4.3. Организация и участие в лицензировании деятельности по конструированию и изготовлению оборудования организациями (предприятиями), выдача лицензий которым отнесена к полномочиям центрального аппарата Госатомнадзора России, а также деятельности по проведению экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ в части обеспечения качества и надежности оборудования (далее - экспертиза материалов, обосновывающих обеспечение качества и надежности оборудования).

4.4. Организация и осуществление надзора за соблюдением федеральных норм и правил в области использования атомной энергии при конструировании и изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии.

4.5. Методическое руководство деятельностью межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России по осуществлению государственного надзора за технической безопасностью и качеством при конструировании и изготовлении оборудования.

4.6. Методическая поддержка деятельности структурных подразделений центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России по вопросам соблюдения требований технической безопасности при эксплуатации паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, работающих под избыточным давлением более 0.07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С, стационарно установленных грузоподъемных кранов и механизмов, расположенных на территории ОИАЭ.

4.7. Общая координация деятельности в системе Госатомнадзора России по регулированию технической безопасности при использовании атомной энергии.

4.8. Участие в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ОИАЭ.

4.9. Взаимодействие с головными материаловедческими организациями, специализирующимися в области использования атомной энергии.

III. Компетенция Управления

5. Управление в соответствии с возложенными на него задачами и в установленном порядке:

5.1. Участвует в подготовке предложений к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также предложений по совершенствованию действующего законодательства в области использования атомной энергии.

5.2. Готовит предложения по формированию планов разработки федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и участвует в рассмотрении проектов указанных норм и правил.

5.3. Анализирует практику применения действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, вносит предложения по их пересмотру.

5.4. Участвует в рассмотрении проектов нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, содержащих требования, связанные с обеспечением качества и надежности оборудования, рассматривает возможность применения нормативных документов или их отдельных положений (требований), не относящихся к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии (технических условий, методов и норм неразрушающего контроля, оценки прочности, качества и надежности оборудования).

5.5. Осуществляет рассмотрение и согласование проектов руководящих и методических документов межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России, разрабатываемых по вопросам, касающимся компетенции Управления.

5.6. Готовит предложения по формированию федеральных целевых программ по ядерной и радиационной безопасности.

5.7. Выполняет функции заказчика проводимых Научно-техническим центром по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзора России (НТЦ ЯРБ) научно-исследовательских работ, связанных с обоснованием критериев, требований, правил и норм по качеству и надежности оборудования, рассматривает и согласовывает предложения по проведению научно-исследовательских работ, рассматривает акты сдачи-приемки научно-технической продукции и принимает решения об утверждении этих актов или о возврате научно-технической продукции на доработку.

5.8. Участвует в работе совместной с представителями Госгортехнадзора России постоянно действующей комиссии по решению оперативных вопросов, связанных с реализацией соглашения "О взаимодействии Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзора России) и Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России)".

5.9. Анализирует практику соблюдения требований по безопасности и надежности оборудования при его конструировании, изготовлении, хранении, монтаже и эксплуатации (включая анализ методов и норм неразрушающего контроля, оценку прочности, качества и безопасности), продлении ресурса и модернизации оборудования, контроле и диагностике оборудования при эксплуатации, готовит соответствующие заключения, представляет руководству Госатомнадзора России информацию о положении дел с обеспечением технической безопасности и предложения по совершенствованию государственного регулирования технической безопасности в области использования атомной энергии.

5.10. Участвует в рассмотрении и разработке проектов нормативных правовых актов, нормативно-технических и методических документов, содержащих:

а) требования к устройству, изготовлению, монтажу, наладке, безопасной эксплуатации, ремонту и диагностированию оборудования, применяемого на ОИАЭ;

б) порядок организации и осуществления государственного надзора за конструированием и изготовлением оборудования для ОИАЭ;

в) требования по организации и проведению экспертизы документов, обосновывающих обеспечение качества и надежности оборудования;

г) порядок применения на ОИАЭ импортного оборудования, комплектующих изделий, электрорадиоизделий, материалов, технологий, средств контроля и испытания, методик контроля и испытаний;

д) порядок регистрации, порядок и сроки технического освидетельствования оборудования, используемого в технологическом цикле ОИАЭ, а также оборудования, работающего под избыточным давлением более 0.07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С и стационарно установленных грузоподъемных кранов и механизмов, расположенных на территории ОИАЭ;

е) требования к проведению технического диагностирования и определению остаточного ресурса оборудования, аттестации методик и средств контроля оборудования, лабораторий разрушающего и неразрушающего контроля оборудования, обучению и аттестации персонала, осуществляющего сварку, разрушающий и неразрушающий контроль оборудования;

ж) порядок учета и анализа аварий оборудования, несчастных случаев, расследований аварий и инцидентов, связанных с отказами и нарушениями в работе оборудования.

5.11. Разрабатывает требования к составу и содержанию документов, обосновывающих заявления о выдаче лицензий на конструирование и изготовление оборудования, а также на проведение экспертизы документов, обосновывающих обеспечение качества и надежности оборудования.

5.12. Участвует в лицензировании деятельности по конструированию и изготовлению оборудования организациями (предприятиями), выдача лицензий которым отнесена к полномочиям центрального аппарата Госатомнадзора России, а также в организации деятельности по проведению экспертизы документов, обосновывающих обеспечение качества и надежности оборудования:

а) рассматривает документы, представленные для получения лицензии;

б) принимает решения о проведении инспекций с целью проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для получения лицензий, определяет перечень инспектируемых вопросов, организует проведение инспекций;

в) готовит предложения о проведении экспертизы документов, обосновывающих заявленную деятельность, разрабатывает технические задания на проведение экспертизы и организовывает проведение экспертизы;

г) анализирует результаты инспекций и экспертные заключения, взаимодействует с заявителем по вопросам устранения недостатков, выявленных в процессе рассмотрения документов;

д) готовит проекты решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, проекты лицензий и условий их действия;

е) организует и проводит инспекции соблюдения условий действия лицензии;

ж) готовит в установленном порядке предложения о приостановке действия лицензий или их аннулировании, а при наличии соответствующих оснований - о возобновлении действия лицензий.

5.13. Участвует в государственном надзоре за соблюдением требований технической безопасности и качеством, а также за выполнением условий действия лицензий посредством организации и проведения комплексных и целевых инспекций.

5.14. Осуществляет учет и анализ результатов государственного надзора за технической безопасностью при использовании атомной энергии, выработку мер, направленных на совершенствование надзорной деятельности.

5.15. Готовит в установленном порядке материалы:

а) для запрещения применения оборудования и технологий, не соответствующих требованиям безопасности;

б) для наложения штрафов на организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, в случае нарушения ими федеральных норм и правил в области использования атомной энергии или условий действия лицензий;

в) для привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации к административной ответственности должностных лиц, иных работников, граждан за нарушение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также условий действия лицензий.

5.16. Направляет правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, федеральных норм и правил по безопасности, условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России, содержащих признаки преступлений, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации.

5.17. Готовит предложения по формированию ежегодных планов разработки и пересмотра руководящих документов Госатомнадзора России, разрабатывает и рассматривает руководящие документы Госатомнадзора России.

5.18. Участвует в проверках деятельности межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России.

5.19. Осуществляет деятельность по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, участвуя в:

а) организации и проведении сертификации оборудования, изделий, технологий и систем качества, если это предусмотрено схемой сертификации, в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее - Система) в установленном в Системе порядке;

б) разработке процедурных и методических документов по организации и проведению сертификации оборудования, изделий, технологий и системы качества;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»