• Текст документа
  • Статус
Недействующий

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)

ПРИКАЗ

от 21 мая 2003 года N 56

 Об утверждении и введении в действие
Положения об Управлении по надзору за качеством
и технической безопасностью оборудования для ядерно-
и радиационно опасных объектов

____________________________________________________________________
Фактически утратил силу. Следует руководствоваться
Структурой центрального аппарата Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору
,
утвержденной приказом Ростехнадзора от 09.08.2004 N 4.
____________________________________________________________________



Приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2003 года прилагаемое Положение об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов (РД-01-06-2003).

2. Признать утратившими силу с 1 июня 2003 года приказы Госатомнадзора России:

от 23 января 2001 года N 6 "Об утверждении и введении в действие Положения об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов";

от 13 июня 2001 года N 55 "Об утверждении и введении в действие Изменения N 1 в Положение об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов";

от 24 июня 2002 года N 46 "Об утверждении и введении в действие Изменения N 2 в Положение об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов".

Начальник
Госатомнадзора России
Ю.Г.Вишневский

Положение об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов РД-01-06-2003

УТВЕРЖДЕНО
Приказом начальника
Госатомнадзора России
от 21 мая 2003 года N 56

Введено в действие
с 1 июня 2003 года

I. Общие положения

1. Управление по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов*1 (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзора России), участвующим в осуществлении государственного регулирования по вопросам технической безопасности оборудования при использовании атомной энергии в соответствии с задачами и компетенцией, установленными настоящим Положением.
_____
*1 Далее в Положении ядерно- и радиационно опасные объекты (ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов) будут именоваться - ОИАЭ
Под оборудованием для ОИАЭ (далее - оборудование) понимается теплообменное оборудование, паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, арматура, насосы, трубопроводы, электротехнические и электронные устройства, аппаратура, приборы и блоки, дозиметрическое оборудование и оборудование физической защиты, перегрузочные машины, стационарно установленные грузоподъемные краны, используемые в технологическом цикле ОИАЭ, средства контроля, измерения и диагностики, оборудование для хранения и переработки радиоактивных отходов, оборудование тепловой и биологической защиты, а также комплектующие изделия, кроме тепловыделяющих элементов, тепловыделяющих сборок и транспортно- упаковочных комплектов.
Под технической безопасностью оборудования понимается достигаемая посредством установления правил и норм, техническими средствами и организационными мерами совокупность функциональных свойств и технических характеристик оборудования, характеризуемых его качеством и надежностью, которая наряду с выполнением требуемых функций обеспечивает приемлемое состояние защищенности людей и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с отказами или нарушениями в работе оборудования.

2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, касающимися деятельности Госатомнадзора России, Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, постановлениями, приказами, распоряжениями и иными нормативными актами Госатомнадзора России, а также настоящим Положением.

3. Управление в пределах своей компетенции и в рамках заключенных Госатомнадзором России соглашений взаимодействует с соответствующими подразделениями других федеральных органов исполнительной власти, организациями (предприятиями) и учреждениями, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, при осуществлении ими деятельности в области использования атомной энергии.

II. Задачи Управления

4. Основными задачами Управления являются:

4.1. Участие в формировании правовых основ системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

4.2. Участие в осуществлении нормативного регулирования качества и надежности оборудования при конструировании, изготовлении, хранении, монтаже и эксплуатации оборудования, в том числе при эксплуатации паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, стационарно установленных грузоподъемных кранов и механизмов, надзор за эксплуатацией которых входит в компетенцию Госатомнадзора России.

4.3. Организация и участие в лицензировании деятельности по конструированию и изготовлению оборудования организациями (предприятиями), выдача лицензий которым отнесена к полномочиям центрального аппарата Госатомнадзора России, а также деятельности по проведению экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ в части обеспечения качества и надежности оборудования (далее - экспертиза материалов, обосновывающих обеспечение качества и надежности оборудования).

4.4. Организация и осуществление надзора за соблюдением федеральных норм и правил в области использования атомной энергии при конструировании и изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии.

4.5. Методическое руководство деятельностью межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России по осуществлению государственного надзора за технической безопасностью и качеством при конструировании и изготовлении оборудования.

4.6. Методическая поддержка деятельности структурных подразделений центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России по вопросам соблюдения требований технической безопасности при эксплуатации паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, работающих под избыточным давлением более 0.07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С, стационарно установленных грузоподъемных кранов и механизмов, расположенных на территории ОИАЭ.

4.7. Общая координация деятельности в системе Госатомнадзора России по регулированию технической безопасности при использовании атомной энергии.

4.8. Участие в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ОИАЭ.

4.9. Взаимодействие с головными материаловедческими организациями, специализирующимися в области использования атомной энергии.

III. Компетенция Управления

5. Управление в соответствии с возложенными на него задачами и в установленном порядке:

5.1. Участвует в подготовке предложений к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также предложений по совершенствованию действующего законодательства в области использования атомной энергии.

5.2. Готовит предложения по формированию планов разработки федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и участвует в рассмотрении проектов указанных норм и правил.

5.3. Анализирует практику применения действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, вносит предложения по их пересмотру.

5.4. Участвует в рассмотрении проектов нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, содержащих требования, связанные с обеспечением качества и надежности оборудования, рассматривает возможность применения нормативных документов или их отдельных положений (требований), не относящихся к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии (технических условий, методов и норм неразрушающего контроля, оценки прочности, качества и надежности оборудования).

5.5. Осуществляет рассмотрение и согласование проектов руководящих и методических документов межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России, разрабатываемых по вопросам, касающимся компетенции Управления.

5.6. Готовит предложения по формированию федеральных целевых программ по ядерной и радиационной безопасности.

5.7. Выполняет функции заказчика проводимых Научно-техническим центром по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзора России (НТЦ ЯРБ) научно-исследовательских работ, связанных с обоснованием критериев, требований, правил и норм по качеству и надежности оборудования, рассматривает и согласовывает предложения по проведению научно-исследовательских работ, рассматривает акты сдачи-приемки научно-технической продукции и принимает решения об утверждении этих актов или о возврате научно-технической продукции на доработку.

5.8. Участвует в работе совместной с представителями Госгортехнадзора России постоянно действующей комиссии по решению оперативных вопросов, связанных с реализацией соглашения "О взаимодействии Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзора России) и Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России)".

5.9. Анализирует практику соблюдения требований по безопасности и надежности оборудования при его конструировании, изготовлении, хранении, монтаже и эксплуатации (включая анализ методов и норм неразрушающего контроля, оценку прочности, качества и безопасности), продлении ресурса и модернизации оборудования, контроле и диагностике оборудования при эксплуатации, готовит соответствующие заключения, представляет руководству Госатомнадзора России информацию о положении дел с обеспечением технической безопасности и предложения по совершенствованию государственного регулирования технической безопасности в области использования атомной энергии.

5.10. Участвует в рассмотрении и разработке проектов нормативных правовых актов, нормативно-технических и методических документов, содержащих:

а) требования к устройству, изготовлению, монтажу, наладке, безопасной эксплуатации, ремонту и диагностированию оборудования, применяемого на ОИАЭ;

б) порядок организации и осуществления государственного надзора за конструированием и изготовлением оборудования для ОИАЭ;

в) требования по организации и проведению экспертизы документов, обосновывающих обеспечение качества и надежности оборудования;

г) порядок применения на ОИАЭ импортного оборудования, комплектующих изделий, электрорадиоизделий, материалов, технологий, средств контроля и испытания, методик контроля и испытаний;

д) порядок регистрации, порядок и сроки технического освидетельствования оборудования, используемого в технологическом цикле ОИАЭ, а также оборудования, работающего под избыточным давлением более 0.07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С и стационарно установленных грузоподъемных кранов и механизмов, расположенных на территории ОИАЭ;

е) требования к проведению технического диагностирования и определению остаточного ресурса оборудования, аттестации методик и средств контроля оборудования, лабораторий разрушающего и неразрушающего контроля оборудования, обучению и аттестации персонала, осуществляющего сварку, разрушающий и неразрушающий контроль оборудования;

ж) порядок учета и анализа аварий оборудования, несчастных случаев, расследований аварий и инцидентов, связанных с отказами и нарушениями в работе оборудования.

5.11. Разрабатывает требования к составу и содержанию документов, обосновывающих заявления о выдаче лицензий на конструирование и изготовление оборудования, а также на проведение экспертизы документов, обосновывающих обеспечение качества и надежности оборудования.

5.12. Участвует в лицензировании деятельности по конструированию и изготовлению оборудования организациями (предприятиями), выдача лицензий которым отнесена к полномочиям центрального аппарата Госатомнадзора России, а также в организации деятельности по проведению экспертизы документов, обосновывающих обеспечение качества и надежности оборудования:

а) рассматривает документы, представленные для получения лицензии;

б) принимает решения о проведении инспекций с целью проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для получения лицензий, определяет перечень инспектируемых вопросов, организует проведение инспекций;

в) готовит предложения о проведении экспертизы документов, обосновывающих заявленную деятельность, разрабатывает технические задания на проведение экспертизы и организовывает проведение экспертизы;

г) анализирует результаты инспекций и экспертные заключения, взаимодействует с заявителем по вопросам устранения недостатков, выявленных в процессе рассмотрения документов;

д) готовит проекты решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, проекты лицензий и условий их действия;

е) организует и проводит инспекции соблюдения условий действия лицензии;

ж) готовит в установленном порядке предложения о приостановке действия лицензий или их аннулировании, а при наличии соответствующих оснований - о возобновлении действия лицензий.

5.13. Участвует в государственном надзоре за соблюдением требований технической безопасности и качеством, а также за выполнением условий действия лицензий посредством организации и проведения комплексных и целевых инспекций.

5.14. Осуществляет учет и анализ результатов государственного надзора за технической безопасностью при использовании атомной энергии, выработку мер, направленных на совершенствование надзорной деятельности.

5.15. Готовит в установленном порядке материалы:

а) для запрещения применения оборудования и технологий, не соответствующих требованиям безопасности;

б) для наложения штрафов на организации, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, в случае нарушения ими федеральных норм и правил в области использования атомной энергии или условий действия лицензий;

в) для привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации к административной ответственности должностных лиц, иных работников, граждан за нарушение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также условий действия лицензий.

5.16. Направляет правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, федеральных норм и правил по безопасности, условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России, содержащих признаки преступлений, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации.

5.17. Готовит предложения по формированию ежегодных планов разработки и пересмотра руководящих документов Госатомнадзора России, разрабатывает и рассматривает руководящие документы Госатомнадзора России.

5.18. Участвует в проверках деятельности межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России.

5.19. Осуществляет деятельность по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, участвуя в:

а) организации и проведении сертификации оборудования, изделий, технологий и систем качества, если это предусмотрено схемой сертификации, в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее - Система) в установленном в Системе порядке;

б) разработке процедурных и методических документов по организации и проведению сертификации оборудования, изделий, технологий и системы качества;

в) выполнении функций органа по сертификации Системы в установленном в Системе порядке;

г) аккредитации сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий в Системе, в том числе в выдаче им аттестатов в установленном в Системе порядке;

д) организации и проведении инспекционного контроля за аккредитованными сертификационными экспертными центрами и испытательными лабораториями;

е) работах по аккредитации учебных центров в Системе;

ж) организации подготовки и аттестации экспертов-аудиторов Системы;

з) организации проведения экспертизы материалов заявок на сертификацию оборудования, изделий, технологий и систем качества;

и) установлении правил признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний оборудования, изделий и технологий;

к) организации и проведении инспекционного контроля за сертифицированным оборудованием, изделиями и технологиями;

л) рассмотрении апелляций по вопросам сертификации в Системе;

м) создании систем сертификации однородного оборудования и изделий и установлении правил и процедур для проведения сертификации в этих системах;

н) выборе способа подтверждения соответствия оборудования и изделий требованиям нормативных документов (схем сертификации);

о) при необходимости, в отборе, идентификации, испытаниях образцов сертифицируемых оборудования и изделий, проверке производств, анализе документов и полученных при проверке и (или) испытаниях результатов;

п) ведении учета отказов, претензий и рекламаций по сертифицированным оборудованию и изделиям;

р) взаимодействии с участниками зарубежных или других Российских систем сертификации по вопросам сертификации оборудования и изделий;

с) работе Центрального органа Системы;

т) формировании номенклатуры оборудования, изделий и технологий, подлежащих обязательной сертификации;

у) осуществлении государственного контроля и надзора и установлении порядка инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными оборудованием, изделиями и технологиями;

ф) установлении правил аккредитации сертификационных экспертных центров и испытательных лабораторий;

х) разработке соглашений с другими системами сертификации,

5.20. Координирует деятельность структурных подразделений центрального аппарата Госатомнадзора России, его межрегиональных территориальных округов и НТЦ ЯРБ в организации и проведении сертификации оборудования, изделий и технологий в Системе.

5.21. Взаимодействует с участниками и рабочим органом Системы, а также с юридическими лицами, деятельность которых связана с разработкой, изготовлением, испытанием, поставкой, использованием и сертификацией оборудования, изделий и технологий.

5.22. Участвует в подготовке к опубликованию нормативных правовых актов, нормативно-технических и методических документов.

5.23. Участвует в международном сотрудничестве по вопросам государственного регулирования технической безопасности в области использования атомной энергии и сертификации оборудования, изделий и технологий по поручению руководства Госатомнадзора России:

а) разрабатывает предложения по формированию проектов годовых планов международного научно-технического сотрудничества (МНТС) и участвует в международном сотрудничестве по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

б) участвует в подготовке соответствующих разделов международных договоров, а также материалов совещаний представителей Российской Федерации с зарубежными экспертами по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

в) обеспечивает подготовку материалов и совместно с Отделом международных связей проводит переговоры с зарубежными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

г) совместно с Отделом международных связей взаимодействует и ведет переписку по техническим вопросам, входящим в компетенцию Управления, с соответствующими подразделениями органов надзора других стран и международных организаций;

5.24. Взаимодействует и ведет переписку по техническим вопросам, входящим в компетенцию Управления, с предприятиями, учреждениями и организациями.

5.25. Представляет предложения в проекты комплексных планов работы Госатомнадзора России и относящиеся к компетенции Управления документы для подготовки предусмотренной отчетности о деятельности Госатомнадзора России.

IV. Организация деятельности Управления

6. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником Госатомнадзора России в установленном порядке.

7. Начальник Управления:

7.1. Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач.

7.2. Руководит на основе единоначалия деятельностью Управления, определяет задачи и функции отделов Управления, должностные обязанности работников Управления.

7.3. Вносит предложения начальнику Госатомнадзора России о назначении на должность заместителя начальника Управления, начальника отдела и работников Управления.

7.4. Вносит начальнику Госатомнадзора России предложения о применении к работникам Управления предусмотренных законодательством Российской Федерации мер поощрения и дисциплинарных взысканий.

7.5. Издает распоряжения по Управлению по организационно-техническим вопросам.

7.6. Представляет Госатомнадзор России во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предприятиями, организациями и гражданами по вопросам, входящим в компетенцию Управления, а по поручению начальника Госатомнадзора России и статс-секретаря - первого заместителя начальника Госатомнадзора России - по иным вопросам.

7.7. Составляет протоколы об административных правонарушениях и передает их на рассмотрение в суд или вышестоящему руководителю в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7.8. Организует подготовку материалов по вопросам, входящим в компетенцию Управления для рассмотрения их на коллегии Госатомнадзора России.

7.9. Организует взаимодействие с межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России и НТЦ ЯРБ по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

7.10. Организует подготовку и представление в установленном порядке планов, предложений и отчетных документов, предусмотренных Положением о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора России и другими руководящими документами Госатомнадзора России, ведение делопроизводства и соблюдение работниками Управления установленных правил работы с документами.

7.11. Утверждает, согласовывает и подписывает документы по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

7.12. Вносит предложения начальнику Госатомнадзора России об установлении заместителю начальника Управления, начальнику отдела и другим работникам Управления должностных окладов и надбавок к ним.

7.13. Организует первоначальную подготовку работников, назначенных на должности в Управление, а также предварительный отбор кандидатур в состав кадрового резерва и подготовку работников, зачисленных в указанный резерв, а также повышение квалификации.

7.14. Организует работу по соблюдению закона "О государственной тайне".

7.15. Соблюдает сам и отвечает за состояние трудовой и производственной дисциплины работниками Управления.

7.16. В установленном порядке в рамках компетенции Управления проводит подбор и согласование кандидатур из числа работников Госатомнадзора России для командирований за границу.

7.17. На основании рассмотрения отчетов о командированиях за границу работников Управления и других документов разрабатывает предложения в проект комплексного плана работы Госатомнадзора России (раздел "Международное научно-технического сотрудничество") по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

8. Непосредственная координация и контроль деятельности Управления осуществляются статс-секретарем - первым заместителем начальника Госатомнадзора России.

9. Управление при выполнении возложенных на него задач взаимодействует со структурными подразделениями центрального аппарата Госатомнадзора России, его межрегиональными территориальными округами и НТЦ ЯРБ:

9.1. Запрашивает и получает от них необходимые отчеты, справки, заключения, результаты экспертизы, иные материалы и документы по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

9.2. Представляет им по запросам отчеты, справки, заключения, результаты экспертизы, иные материалы и документы по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

10. Структура и штатное расписание Управления утверждаются начальником Госатомнадзора России в составе структуры и штатного расписания центрального аппарата Госатомнадзора России.

11. Права и обязанности работников Управления определяются должностными инструкциями, утверждаемыми начальником Управления.

12. Для служебной переписки Управление использует бланки установленного образца.

Пояснительная записка

1. Основанием для пересмотра документа "Положение об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов" является комплексный план работы Госатомнадзора России на 2003 год п.1.5. Приложения 3.

2. Правовым актом для пересмотра руководящего документа является Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 года N 265.

3. Предложения о пересмотре, изменении и отмене руководящих документов; необходимо признать утратившими силу следующие приказы Госатомнадзора России:

от 23 января 2001 года N 6 "Об утверждении и введении в действие Положения об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов";

от 13 июня 2001 года N 55 "Об утверждении и введении в действие Изменения N 1 в Положение об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов";

от 24 июня 2002 года N 46 "Об утверждении и введении в действие Изменения N 2 в Положение об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов".

4.Руководящий документ разработан 8 Управлением под руководством начальника Управления В.А. Гривизирским.

Начальник 8 Управления
В.А. Гривизирский

 
 

Текст документа сверен по:
рассылка

Об утверждении и введении в действие Положения об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов (фактически утратил силу)

Название документа: Об утверждении и введении в действие Положения об Управлении по надзору за качеством и технической безопасностью оборудования для ядерно- и радиационно опасных объектов (фактически утратил силу)

Номер документа: 56

Вид документа: Приказ Госатомнадзора России

РД

Принявший орган: Госатомнадзор России

Статус: Недействующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 21 мая 2003

Дата начала действия: 01 июня 2003
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах