МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 февраля 2000 года N 619

О концепции профилактики злоупотребления психоактивными
 веществами в образовательной среде


В соответствии с решением коллегии от 08.02.2000 N 3/1 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"

приказываю:

1. Утвердить концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (далее - Концепция) (приложение 1) и план мероприятий Минобразования России по реализации концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде на 2000-2001 годы (далее - План) (приложение 2*).

________________

* Приложение не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

2. Управлению социально-педагогической поддержки и реабилитации детей (Г.Н.Тростанецкой) совместно с заинтересованными структурными подразделениями Минобразования России обеспечить исполнение Плана.

3. Рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации осуществить комплекс мер по разработке и реализации региональных программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде с соответствии с Концепцией.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Е.Е.Чепурных.

Министр
В.М.Филиппов


Приложение 1
к приказу Минобразования России
от 28 февраля 2000 года N 619

КОНЦЕПЦИЯ
профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде


Концепция разработана по заказу Минобразования России при консультативной поддержке Минздрава России авторским коллективом в составе:

- Дудко Т.Н., к.м.н., руководитель отделения Института наркологии Минздрава России;

- Вострокнутов Н.В., д.м.н., руководитель отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского, советник Минобразования России;

- Гериш А.А., к.м.н., главный специалист Минобразования России;

- Басов А.М., к.м.н., директор Центра медицинской реабилитации и коррекции личности;

- Котельникова Л.А., к.филос.н., научный сотрудник Института философии РАН.

Под общим руководством начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России Г.Н.Тростанецкой.

ВВЕДЕНИЕ


Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

В изложенной Концепции профилактической антинаркотической деятельности акцентируется внимание на образовательных, социальных, психологических и медицинских проблемах профилактики. Одни из них носят общий характер, другие - частный, специализированный.

Главная цель, выдвигаемая в Концепции, заключается в объединении образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

- снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;

- снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;

- снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний психических расстройств, суицидов, прекращение образования, разрушение семей, криминализация детей и молодежи.

При анализе современных публикаций, посвященных методологическим аспектам профилактики, отмечается отсутствие концептуального и системного подходов. Как правило, доминирует рассмотрение отдельных изолированных, преимущественно ведомственных проблем либо, например, педагогических, психологических, социологических вопросов, объединенных профессиональным интересом автора или авторского коллектива.

Следует отметить, что целый ряд важных положений, прежде всего ранней первичной профилактики, уже разработан и используется в данной Концепции. К ним относятся:

- приоритет первичного профилактического подхода к решению проблем наркомании;

- признание медико-социальной значимости профилактических мер для раннего выявления и диагностики эффективности лечения и реабилитации наркозависимых, улучшения криминогенной обстановки в обществе, снижения общей заболеваемости;

- определение принципа комплексного (межведомственного) подхода к решению проблем профилактики наркозависимости;

Первостепенными задачами выдвигаемой Концепции являются создание организационных структур профилактики, подготовка кадров, разработка программ для всех уровней профилактической деятельности, создание нормативно-правовой базы, осуществление мониторинга, оценка эффективности профилактических мероприятий. Вместе с тем оценка эффективности профилактики наркомании вызывает определенные трудности, поскольку изменения динамических характеристик злоупотребления ПАВ и распространенности наркомании, происходящие на протяжении многих лет, не позволяют оценить ее однозначно.

В Концепции определены роль и значение вторичной и третичной профилактики. Они заключаются в том, что своевременно начавшиеся лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают личностный и социальный статус детей и молодежи, но и весьма существенно ограничивают возможности наркогруппировок по распространению наркотиков и совершению других противоправных действий, поскольку снижается потребность в приеме наркотиков и, следовательно, в криминальном добывании денег для их приобретения. Вместе с тем многолетняя практика свидетельствует, что только медицинские мероприятия не могут решить все проблемы вторичной профилактики, особенно касающиеся реабилитации детей и молодежи.

Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические мероприятия должны опираться:

- на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;

- на формирование у детей и молодежи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика);

- на раннее выявление и диагностику наркозависимости;

- на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды наркотизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).

Концепция профилактики злоупотребления ПАВ содержит глоссарий общих понятий: профилактика, субъекты профилактики, группы риска, злоупотребление психоактивными веществами и другие социальные и правовые основания профилактической деятельности, области реализации профилактической помощи (приложения).

Наркотическая ситуация


В конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

По данным Минздрава России, количество потребителей наркотиков на первое полугодие 1999 года составило 315 тыс.человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8-10 раз.

Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998 году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикоманией - в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Происходит неуклонное "омоложение" наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек - до 12,9 года, возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.

За пять лет (с 1992 по 1997 год) число детей, больных наркоманией, увеличилось в 19,3 раза, больных токсикоманией - в 15,7 раза.

Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически употребляют наркотики. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере 30-40%, а по отдельным регионам эта цифра значительно выше.

По существующим прогнозам рост показателей, связанных с употреблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до 2005-2010 года.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней, в первую очередь, СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50% наркоманов, в Европе - 70%).

Инфекционные гепатиты (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерические болезни, туберкулез и другие заболевания, ВИЧ инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ инфицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. Причем в настоящее время около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее страны.

Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ. В 1998 году несовершеннолетними совершено более 11 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (это на 9,5% больше, чем в 1997 году). Органами внутренних дел выявлено более 1,3 тыс. несовершеннолетних, совершивших преступления под воздействием ПАВ.

Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические, социально-идеологические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия - глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям, личностям.

В последние годы Россия начала играть роль крупного рынка сбыта наркотиков. В геополитическом плане наша страна оказалась на путях мировых потоков наркотиков, а также стала пограничной страной по отношению к тем странам и регионам, в которых наркобизнес является одним из основных средств получения денег на оружие, ведение войн, осуществление террористических актов. В самой России и граничащих странах СНГ появились опасные наркозоны - Чечня, Таджикистан, Казахстан и др., что влияет на распространенность наркотиков в масштабах всей страны.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в детско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным.

Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания, с другой - растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ.

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньгами. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, гедонистическое времяпрепровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни.

На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими, выделяются: индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая дефицитарность врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый "вклад" в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоприятной почвы для распространения наркомании вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные чрезмерные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования.

Низкий качественный уровень подготовки в массовой общеобразовательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, так называемых школ "нового типа" (гимназии, колледжи и т.п.). Элитные школы являются экспериментальной базой для внедрения новых, "прогрессивных" методов обучения. При этом программы обучения не сертифицированы гигиенистами, внедряются без участия органов здравоохранения. Около 350 авторских программ не прошли санитарно-гигиенической и медицинской экспертизы. Жесткие учебные нагрузки настолько не соответствуют возможностям растущего организма, что могут способствовать инвалидизации. Например, с компьютеризацией связывают возникновение заболеваний органов зрения у 40% школьников.

Отрицательно сказывается на здоровье учащихся совмещение учебы с трудовой деятельностью. Как правило, дети, вынужденные совмещать учебу и работу, - это дети из низко обеспеченных семей, у которых дополнительная трудовая нагрузка сочетается с недостаточно качественным питанием и другими факторами, связанными с низким уровнем жизни семьи.

Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающегося, несбалансированных режимов его умственной деятельности, производительного труда и отдыха.

Сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и сокращение охвата детей общественным дошкольным образованием (на 01.01.99 только 53,9% детей в возрасте от 1 до 6 лет посещают дошкольные учреждения) дополнительно сказывается на возможности проведения соответствующей воспитательной работы среди детей дошкольного возраста и их родителей.

Также существенным отягощающим фактором риска возникновения наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся.

Существующее положение в школе, конечно, наряду со всеми негативными явлениями в повседневной жизни школьников, привело к значительному ухудшению показателей их здоровья.

По данным Минздрава России:

- до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, в общеобразовательных школах таких школьников 20-30%;

- повышенная невротизация диагностируется у 55-83% учащихся школ нового типа, а более половины учеников этих школ имеют хронические болезни. Среди практически здоровых - две трети детей имеют морфофункциональные изменения;

- в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих на организм ребенка, у 25% детей и подростков развивается синдром астенизации физического развития, характеризующийся уменьшением массы тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости легких;

- из 6 млн. подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет, у 94,5% были зарегистрированы разные заболевания, основные из которых - близорукость (за время обучения число детей с близорукостью увеличивается в пять раз), заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы, причем распространенность заболеваний, ограничивающих выбор профессии, достигает 30%;

- распространенность психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15%, частота психических заболеваний достигает у детей 15%, у подростков - 20-25%, психические заболевания являются причиной инвалидности с детства в 70% случаев, непригодности к военной службе - в 33% случаев. В детских домах психически здоровы лишь 10% детей, а в приютах практически все дети имеют клинически выраженные нервно-психические расстройства, причем треть из них - в стадии декомпенсации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»