Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 1 апреля 2005 года N 03-417
О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения
общеобразовательных учреждений
Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет для использования в работе согласованный с Российской академией образования Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (далее - Перечень).
Данный Перечень не является обязательным, он выполняет функцию ориентира при оснащении школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, поскольку разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
При формировании содержания Перечня исходили из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными видами информации и ее источниками. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому Перечень включает не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения государственного стандарта общего образования.
В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться учебно-методические пособия в связи с введением государственного образовательного стандарта. Кроме того, в школьную практику преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том числе мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся системы материально-технического обеспечения учебного процесса.
В описании приводятся рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Значительная часть учебных материалов, входящих в данный Перечень, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.
Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).
Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
- Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2.178-02)*.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "СанПиН 2.4.2.1178-02". - Примечание "КОДЕКС".
Департамент государственной политики в образовании рекомендует использовать данный Перечень при решении вопросов оснащения общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучающихся.
Директор
И.И.Калина
Русский язык (с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения) | |||
N | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1.1. | Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) | К | Библиотечный фонд комплектуется с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения на основе Перечня УМК, рекомендованных или допущенных МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала |
1.2. | Стандарт начального образования по русскому языку | Д |
|
1.3. | Примерная программа начального образования по русскому языку | Д |
|
2. Печатные пособия | |||
2.1. | Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв) | Д |
|
2.2. | Касса букв и сочетаний (по возможности) | Ф |
|
2.3. | Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку | Д |
|
2.4. | Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме) | Д |
|
2.5. | Словари всех типов по русскому языку | Ф+Д |
|
2.6. | Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме) | Д |
|
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | |||
3.1. | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения | Д | Для изучения русского языка в школе с родным (нерусским) языком обучения |
3.2. | Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку | Д |
|
3.3. | Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку | Д |
|
3.4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения | Д |
|
4. Технические средства обучения (средства ИКТ) | |||
4.1. | Телевизор | Д | С диагональю экрана не менее 72 см |
4.2. | Видеомагнитофон/ видеоплейер | Д |
|
4.3. | CD/DVD-проигрыватели | Д | |
4.4. | Музыкальный центр | Д |
|
4.5. | Слайд-проектор | Д |
|
4.6. | Мультимедийный проектор | Д |
|
4.7. | Экран для мультимедийного проектора | Д | Размер не менее 1,5 х 1,5 м |
4.8. | Экран для оверхед-проектора | Д | Размер не менее 1,5 х 1,5 м |
4.9. | Экран для слайд-проектора | Д | Размер не менее 1,5 х 1,5 м |
4.10. | Столик для слайд-проектора | Д | |
4.11. | Столик для оверхед-проектора | Д | |
4.12. | Столик для мультимедийного проектора | Д | |
4.13. | Мультимедийный компьютер | Д | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) |
4.14. | Оверхед-проектор | Д | |
4.15. | Сканер | Д |
|
4.16. | Принтер лазерный А4 | Д |
|
4.17. | Принтер струйный цветной А4 | Д |
|
4.18. | Фотокамера цифровая | Д |
|
4.19. | Видеокамера цифровая со штативом | Д |
|
5. Игры и игрушки | |||
5.1. | Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации | Д |
|
5.2. | Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.) | П |
|
5.3. | Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др. | Ф |
|
Литературное чтение (с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения) | |||
N | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1.1. | Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) | К | УМК выбираются с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения. В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала |
1.2. | Стандарт начального образования по литературному чтению | Д | С учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения |
1.3. | Примерная программа начального образования по литературному чтению | Д | Выбирается с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения |
2. Печатные пособия | |||
2.1. | Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме) | Д | |
2.2. | Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению | Ф | |
2.3. | Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме) | Д | |
2.4. | Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения | Д/К | |
2.5. | Портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом) | Д | |
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | |||
3.1. | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. | Д | |
3.2. | Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения | Д | |
3.3. | Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения | Д | |
3.4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д | |
4. Игры и игрушки | |||
4.1. | Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины | Ф |
| |||
N | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
1.1. | Учебно-методические комплекты (УМК) по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам для 2-4 классов | К | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При |
1.2. | Стандарт начального образования по иностранному языку. Примерная программа начального образования по иностранному языку | Д | комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные |
1.3. | Авторская программа к УМК, который используется для изучения иностранного языка | Д | экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала |
2. Печатные пособия | |||
2.1. | Алфавит (настенная таблица) | Д |
|
2.2. | Касса букв и буквосочетаний | Ф |
|
2.3. | Транскрипционные знаки (таблица) | Д |
|
2.4. | Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по иностранному языку (могут быть в цифровом виде) | Д |
|
2.5. | Наборы тематических картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по иностранному языку (могут быть в цифровом виде) | Д |
|
2.6. | Ситуационные плакаты (магнитные или иные) с раздаточным материалом по темам: Классная комната, Квартира, Детская комната, Магазин и т.п. (могут быть в цифровом виде) | Д |
|
2.7. | Карты на иностранном языке: | ||
Географическая карта/ы стран/ы изучаемого языка | Д | ||
Географическая карта Европы | Д | ||
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | |||
3.1. | Аудиозаписи к УМК, используемым для изучения иностранного языка | Д |
|
3.2. | Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по иностранным языкам | Д |
|
3.3. | Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по иностранным языкам | Д |
|
3.4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения | Д |
|
4. Игры и игрушки | |||
4.1. | Куклы в национальной одежде, передающие облик жителей стран изучаемого языка | Д |
|
4.2. | Лото (домино), развивающие игры на иностранном языке | П |
|
4.3. | Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.) | Ф |
|
4.4. | Мяч | Д |
|