• Текст документа
  • Статус
Действующий

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПИСЬМО

от 1 апреля 2005 года N 03-417


О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения
 общеобразовательных учреждений



Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет для использования в работе согласованный с Российской академией образования Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (далее - Перечень).

Данный Перечень не является обязательным, он выполняет функцию ориентира при оснащении школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, поскольку разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

При формировании содержания Перечня исходили из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными видами информации и ее источниками. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому Перечень включает не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения государственного стандарта общего образования.

В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться учебно-методические пособия в связи с введением государственного образовательного стандарта. Кроме того, в школьную практику преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том числе мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся системы материально-технического обеспечения учебного процесса.

В описании приводятся рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Значительная часть учебных материалов, входящих в данный Перечень, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.

Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).

Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

- Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

- К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

- Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

- П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2.178-02)*.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "СанПиН 2.4.2.1178-02". - Примечание "КОДЕКС".

Департамент государственной политики в образовании рекомендует использовать данный Перечень при решении вопросов оснащения общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучающихся.

Директор
И.И.Калина

Начальная школа


Русский язык (с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения)

N

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

К

Библиотечный фонд комплектуется с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения на основе Перечня УМК, рекомендованных или допущенных МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала

1.2.

Стандарт начального образования по русскому языку

Д

1.3.

Примерная программа начального образования по русскому языку

Д

2. Печатные пособия

2.1.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)

Д

2.2.

Касса букв и сочетаний (по возможности)

Ф

2.3.

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку

Д

2.4.

Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

Д

2.5.

Словари всех типов по русскому языку

Ф+Д

2.6.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

Д

3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

3.1.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Д

Для изучения русского языка в школе с родным (нерусским) языком обучения

3.2.

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку

Д

3.3.

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку

Д

3.4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

Д

4. Технические средства обучения (средства ИКТ)

4.1.

Телевизор

Д

С диагональю экрана не менее 72 см

4.2.

Видеомагнитофон/ видеоплейер

Д

4.3.

CD/DVD-проигрыватели

Д

4.4.

Музыкальный центр

Д

4.5.

Слайд-проектор

Д

4.6.

Мультимедийный проектор

Д

4.7.

Экран для мультимедийного проектора

Д

Размер не менее 1,5 х 1,5 м

4.8.

Экран для оверхед-проектора

Д

Размер не менее 1,5 х 1,5 м

4.9.

Экран для слайд-проектора

Д

Размер не менее 1,5 х 1,5 м

4.10.

Столик для слайд-проектора

Д

4.11.

Столик для оверхед-проектора

Д

4.12.

Столик для мультимедийного проектора

Д

4.13.

Мультимедийный компьютер

Д

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

4.14.

Оверхед-проектор

Д

4.15.

Сканер

Д

4.16.

Принтер лазерный А4

Д

4.17.

Принтер струйный цветной А4

Д

4.18.

Фотокамера цифровая

Д

4.19.

Видеокамера цифровая со штативом

Д

5. Игры и игрушки

5.1.

Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации

Д

5.2.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

П

5.3.

Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др.

Ф

Литературное чтение (с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения)

N

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

К

УМК выбираются с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения. В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала

1.2.

Стандарт начального образования по литературному чтению

Д

С учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения

1.3.

Примерная программа начального образования по литературному чтению

Д

Выбирается с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения

2. Печатные пособия

2.1.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

2.2.

Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению

Ф

2.3.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

Д

2.4.

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения

Д/К

2.5.

Портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом)

Д

3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

3.1.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Д

3.2.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

Д

3.3.

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения

Д

3.4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

4. Игры и игрушки

4.1.

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

Ф

Иностранный язык

N

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Учебно-методические комплекты (УМК) по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам для 2-4 классов

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При

1.2.

Стандарт начального образования по иностранному языку. Примерная программа начального образования по иностранному языку

Д

комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные

1.3.

Авторская программа к УМК, который используется для изучения иностранного языка

Д

экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала

2. Печатные пособия

2.1.

Алфавит (настенная таблица)

Д

2.2.

Касса букв и буквосочетаний

Ф

2.3.

Транскрипционные знаки (таблица)

Д

2.4.

Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по иностранному языку (могут быть в цифровом виде)

Д

2.5.

Наборы тематических картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по иностранному языку (могут быть в цифровом виде)

Д

2.6.

Ситуационные плакаты (магнитные или иные) с раздаточным материалом по темам: Классная комната, Квартира, Детская комната, Магазин и т.п. (могут быть в цифровом виде)

Д

2.7.

Карты на иностранном языке:

Географическая карта/ы стран/ы изучаемого языка

Д

Географическая карта Европы

Д

3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

3.1.

Аудиозаписи к УМК, используемым для изучения иностранного языка

Д

3.2.

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по иностранным языкам

Д

3.3.

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по иностранным языкам

Д

3.4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения

Д

4. Игры и игрушки

4.1.

Куклы в национальной одежде, передающие облик жителей стран изучаемого языка

Д

4.2.

Лото (домино), развивающие игры на иностранном языке

П

4.3.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

Ф

4.4.

Мяч

Д

Окружающий мир

N

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.)

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки

1.2.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения)

П

1.3.

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.)

П

1.4.

Стандарт начального образования и документы по его реализации

Д

1.5.

Методические пособия для учителя

Д

Рекомендации к организации учебного процесса по "Окружающему миру".

2. Печатная продукция

2.1.

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Д

2.2.

Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

Д

2.3.

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

Д

2.4.

Географические и исторические настенные карты

Д

2.5.

Атлас географических и исторических карт

К

2.6.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Ф

Например, репродукции картин

3. Цифровые образовательные ресурсы

3.1.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Ф

4. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

4.1.

Видеофильмы по предмету

Д

4.2.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

Д

Могут, например, быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5.1.

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

К

5.2.

Термометр медицинский

Д

5.3.

Лупа

К

5.4.

Компас

К

5.5.

Часы с синхронизированными стрелками

Д

5.6.

Микроскоп (цифровой по возможности)

Д

5.7.

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

К/Ф/

5.8.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными

Д

5.9.

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

Д

5.10.

Модель "Торс человека" с внутренними органами

Д/П

5.11.

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

Д/Ф

5.12.

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

Д

5.13.

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

П

Например, макет Кремля, славянского поселения и пр.

6. Натуральные объекты

6.1.

Коллекции полезных ископаемых

Ф/П

6.2.

Коллекции плодов и семян растений

Ф/П

6.3.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Ф/П

6.4.

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Д

С учетом местных особенностей и условий школы

7. Игры и игрушки

7.1.

Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.)

П

7.2.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

П

Математика

N

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечание

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.)

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки

2. Печатные пособия

2.1.

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения

Д

2.2.

Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)

П

Например, с прозрачным клапаном для письма фломастером поверх условия задачи

Табель-календарь на текущий год

Д+К

3. Цифровые образовательные ресурсы

3.1.

Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики)

П

При наличии необходимых технических условий

4. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

4.1.

Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения

Д

При наличии технических средств

4.2.

Занимательные задания по математике для 1-4 класса

Д

5. Демонстрационные пособия

5.1.

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10

Д

Размер объектов не менее 5 см

Например, бусины двух цветов (по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

5.2.

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20

Д

Размер объектов не менее 5 см

Например, бусины двух цветов (по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

5.3.

Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное или иное), с возможностью крепления на доске

Д

Например, магнитное поле с комплектом карточек от 1 до 20 и 20 двусторонних фишек (одна сторона - одного цвета, другая - другого)

5.4.

Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100 (магнитная или иная); карточки с целыми десятками и пустые

Д

Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами

5.5.

Демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата

Д

Размером не менее 1м х 1м; с возможностью крепления карточек и полосок

5.6.

Демонстрационная таблица умножения, магнитная или иная; карточки с целыми числами от 0 до 100; пустые карточки и пустые полоски с возможностью письма на них

Д

Размером не менее 1м х 1м; с возможностью крепления карточек и полосок

5.7.

Демонстрационная числовая линейка магнитная или иная; числа от 0 до 1000, представленные квадратами по 100; карточки с единицами, десятками, сотнями и пустые

Д

Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами

6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.1.

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 10

К

Например, бусины двух цветов (по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

6.2.

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20

К

Например, бусины двух цветов (по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

6.3.

Комплект для изучения состава числа

К

Например, 20 двусторонних фишек (одна сторона - одного цвета, другая - другого) с возможностью фиксации фишек в линейном порядке по пятеркам и десяткам

6.4.

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100

К

Например, бусины двух цветов (по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

6.5.

Числовая линейка от 0 до 100 для выкладывания счетного материала

К

6.6.

Числовой квадрат от 0 до 100 для выкладывания счетного материала

К

6.7.

Счетный материал от 0 до 100

К

Например, линейные блоки от 1 до 10 двух цветов

6.8.

Счетный материал от 0 до 1000

К

Например, линейные блоки длиной от 1 до 10 двух цветов, 10 квадратных блоков по 100 двух цветов, куб. 1000

7. Игры и игрушки

7.1.

Настольные развивающие игры

Ф

7.2.

Набор ролевых конструкторов (например, Больница, Дом, Ферма, Зоопарк, Аэропорт, Строители, Рабочие и служащие и т.п.)

Ф

Музыка

N

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1. Музыкальные инструменты

1.1.

Фортепиано (пианино, рояль)

Д

Для кабинета и зала

1.2.

Баян /аккордеон; скрипка; гитара

Д

Для учителя

1.3.

Клавишный синтезатор

Д

1.4.

Детские клавишные синтезаторы

Ф

1.5.

Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта, глокеншпиль/колокольчик, бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны/ксилофоны и д.р.

П

Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента. Комплектация инструментов производится учителем

1.6.

Народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, трещотки

1.7

Дирижерские палочки

2. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

2.1.

Учебно-методические комплекты по музыке (учебники, рабочие тетради, музыкальные хрестоматии, блокноты и др.) для 1-4 классов

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ

2.2.

Программно-методические материалы: Программы по музыке; Нотные хрестоматии, Фонохрестоматии

Д

2.3.

Методические пособия (рекомендации к проведении уроков музыки)

Д

2.4.

Методические журналы по искусству

Д

2.5.

Музыкальная энциклопедия (в том числе в цифровой форме)

Д

2.6.

Книги о музыке и музыкантах (в том числе в цифровой форме)

П

2.7.

Стандарт начального общего образования по образовательной области “Искусство”

Д

3. Печатные пособия

3.1.

Портреты русских и зарубежных композиторов

Д

Комплекты

3.2.

Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен, музыкальные инструменты

Д+П

Для совместной работы учителя и учащихся

3.3.

Музыкальный календарь

К

3.4.

Дидактический раздаточный материал: карточки по музыкальной грамоте и хоровой работе

Д

3.5.

Хрестоматии музыкального материала к учебникам

Д

Для учителя

3.6.

Сборники песен и хоров

Д

Для учителя

4. Цифровые образовательные ресурсы

4.1.

Методические пособия по электронному музыкальному творчеству

Д

5. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

5.1.

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Д

Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса

О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений

Название документа: О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений

Номер документа: 03-417

Вид документа: Письмо Рособразования

Принявший орган: Рособразование

Статус: Действующий

Опубликован: Вестник образования России, декабрь, 2005 год
Дата принятия: 01 апреля 2005

Дата начала действия: 01 апреля 2005
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах