Недействующий


Проект N 208612-3


     Вносят депутаты
     Государственной Думы

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О минимальном часовом размере оплаты труда

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона


Целями настоящего Федерального закона являются введение, в развитие Трудового Кодекса Российской Федерации, социального норматива - минимального часового размера оплаты труда, обеспечение гибкого регулирования трудовых отношений.

Статья 2. Основные определения

Часовой размер оплаты труда - локальный норматив оплаты труда работника за один час рабочего времени, устанавливаемый трудовым договором в согласованном сторонами размере с включением доплат, надбавок, премий и других поощрительных выплат, а также выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иных компенсационных и социальных выплат.

Минимальный часовой размер оплаты труда - гарантированная государством минимальная величина часового размера оплаты труда.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и обязателен для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Статья 4. Порядок установления минимального часового размера оплаты труда


Минимальный часовой размер оплаты труда устанавливается федеральным законом с учетом мнения общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей.

Для работников, которым федеральными законами установлена сокращенная продолжительность рабочей недели, минимальный часовой размер оплаты труда увеличивается пропорционально соотношению нормальной и сокращенной продолжительности рабочей недели, выраженной в часах.

Часовой размер ставки оплаты труда работника, установленный по соглашению сторон в трудовом договоре, не может быть меньше, чем минимальный часовой размер оплаты труда.

Статья 5. Обязательность включения часового размера оплаты труда в трудовой договор


Часовой размер оплаты труда работника в обязательном порядке устанавливается в заключаемом трудовом договоре между работником и работодателем.

Статья 6. Установление часового размера оплаты труда в договорах о труде


Часовой размер ставки оплаты труда групп работников может также устанавливаться в коллективном договоре, соглашении.

Часовой размер ставки оплаты труда работника, установленный в трудовом договоре, не может быть меньше часового размера ставки оплаты труда группы работников, установленного коллективным договором, соглашением, действие которого распространяется на данного работника.

Статья 7. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона


Минимальный часовой размер оплаты труда на 2003 год устанавливается в размере 5 рублей.

Трудовые договоры, заключенные после введения в действие настоящего Федерального закона, должны устанавливать часовой размер оплаты труда работника.

По требованию работника в трудовой договор, заключенный до введения в действие настоящего Федерального закона, в обязательном порядке вносятся изменения, устанавливающие часовой размер оплаты труда работника.

Настоящий Федеральный закон вступает в действие с момента его опубликования.

Президент
Российской Федерации
В. Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О минимальном часовом
размере оплаты труда"


Минимальный размер оплаты труда является одним из важнейших социальных нормативов, влияющих на стоимость рабочей силы и уровень жизни работающего населения.

По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации за 2000 год в России возросла дифференциация в уровнях оплаты труда работников различных отраслей экономики, которая увеличилась с 3,2 раза в 1991 году до 13 раз в 1999 году. За последние два года эта дифференциация не уменьшилась.

Очевидно, что в такой ситуации необходимо принятие решений, способствующих предотвращению потерь из Федерального бюджета, усилению налогового администрирования, повышению ответственности работодателей за выплату заработной платы наличными деньгами без ведомости, созданию условий, не позволяющих уходить от налогообложения и ряд других мер.

Частично такие меры уже предусмотрены в принятых в 2001 году законах - в частности, 25-й главой Налогового кодекса и нового Трудового кодекса Российской Федерации. Однако законодательная деятельность в этом направлении должна быть продолжена.

В число таких мер входит и разработка Федерального закона "О минимальном часовом размере оплаты труда", в соответствии с которым вводится гарантированный государством минимальный часовой размер оплаты труда работников.

Задачей указанного закона является создание экономических и социальных условий для повышения мотивации трудовой деятельности, улучшения использования рабочего времени, обеспечения роста реальной заработной платы работников в увязке с результатами их работы, в целом обеспечение гибкого регулирования трудовых отношений.

Введение минимального часового размера оплаты труда не приведет к усложнению расчетов по заработной плате. На предприятиях и в организациях, в том числе и бюджетных, применяемые месячные ставки и оклады по-прежнему могут использоваться для оплаты труда работников. В этом случае наименьшие месячные ставки и оклады, в том числе тарифные ставки 1 разряда рабочих, с учетом доплат, надбавок, премий и других поощрительных выплат, а также выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, не должны быть ниже размера минимальной часовой оплаты труда, установленной законом, умноженной на среднемесячное количество рабочих часов в данном году.

Введение минимального часового размера оплаты труда при повременной и сдельной оплате труда также не вызовет особых трудностей.

Увеличение зарплаты работников внебюджетной сферы будет произведено за счет средств работодателей.

Введение в 2003 году минимальной часовой оплаты труда в размере 5 рублей составит для работников с сокращенной продолжительностью рабочей недели:

при 36 часовой рабочей неделе - 5,56 рубля;

при 30 часовой рабочей неделе - 6,67 рубля.

Введение минимального часового размера оплаты труда должно осуществляться комплексно для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и для всех категорий работающих (повременщиков, сдельщиков, работников бюджетной сферы), в противном случае возникающая дифференциация в оплате труда различных категорий работников вызовет социальную напряженность.

Минимальный часовой размер оплаты труда устанавливается федеральным законом с учетом мнения общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей.

Реализация проекта указанного Федерального закона, предполагающего переход на минимальный часовой размер оплаты труда, как новый социальный норматив, позволит приблизить трудовое законодательство в этой части к принятой в развитых странах практике и минимальные нормы оплаты труда к размерам, позволяющим компенсировать трудовые затраты работника низкой квалификации.

Введение нового социального норматива не потребует дополнительных расходов из средств Федерального бюджета, т.к. величина минимального часового размера оплаты труда, включает в себя доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты и рассчитан исходя из прогнозируемой величины средней заработной платы работников организаций бюджетной сферы, оплачиваемых по 1 разряду Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы на конец 2002 года.


Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»