МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 октября 2004 года N АФ-947/96


О размерах и условиях оплаты труда работников
образовательных учреждений в 2005 году



Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) и Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отнесены вопросы по установлению размеров и условий оплаты труда работников, соответственно, государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений, которые разрабатывают соответствующие тарифные системы оплаты труда работников и порядок их применения.

Федеральные законы N 95-ФЗ и N 122-ФЗ вступают в силу с 1 января 2005 года, а федеральные законы N 131-ФЗ и N 120-ФЗ в части полномочий по установлению размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений - с 1 января 2006 года.

В соответствии со статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при издании нормативных правовых актов, определяющих вновь размеры и условия оплаты труда работников (включая надбавки и доплаты) государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, не вправе снижать размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предусмотренные по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (с учетом дополнений, внесенных статьей 138 Федерального закона N 122-ФЗ) предусмотрено, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Учитывая, что этот механизм в полной мере будет вводиться не ранее чем с 1 января 2006 года, Министерство образования и науки Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации в целях сохранения единых подходов к оплате труда работников образовательных учреждений рекомендуют на 2005 год не изменять действующую в настоящее время систему оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки, руководствуясь следующими основаниями:

- в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ устанавливаются принципы реализации его положений, предусматривающие сохранение стабильности правового регулирования и предоставление возможности адаптации в течение разумного переходного периода к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

- для работников федеральных государственных учреждений оплата труда в 2005 году будет осуществляться на основе Единой тарифной сетки (Федеральный закон от 4 февраля 1999 года N 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" с изменениями, предусмотренными статьей 113 Федерального закона N 122-ФЗ);

- установлены различные сроки вступления в силу положений федеральных законов, определяющих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению размеров и условий оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

- субъекты Российской Федерации, получающие дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, при определении размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации фактически должны будут придерживаться предельных размеров оплаты труда, установленных для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений, для которых сохраняет свое действие Единая тарифная сетка;

- не утверждены в установленном порядке (согласно статье 143 Трудового кодекса Российской Федерации) квалификационные справочники руководителей и специалистов в сфере образования и в других отраслях бюджетной сферы, а также Перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда и другие нормативные правовые акты, необходимые для регулирования тарифных систем оплаты труда на региональном и муниципальном уровне;

- не допускается снижение размера и условий оплаты труда работников, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Министерство и Профсоюз предлагают органам управления образованием субъектов Российской Федерации и территориальным организациям Профсоюза:

- вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения о принятии нормативных правовых актов, устанавливающих на 2005 год тарифную систему оплаты труда работников образовательных учреждений, включающую, как это установлено статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации, тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты применительно к действующей в настоящее время Единой тарифной сетке;

- вносить предложения об индексации в 2005 году размеров ставок заработной платы и должностных окладов не ниже предусматриваемой для работников федеральных государственных образовательных учреждений;

- в целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда, применяемыми по состоянию на 31 декабря 2004 года при исчислении заработной платы работников образовательных учреждений, использовать прилагаемые к настоящему письму Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений.

Оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений до 1 января 2006 года, т.е. до вступления в силу положений федеральных законов, определяющих полномочия органов местного самоуправления по установлению размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений, по нашему мнению, должна осуществляться в соответствии, с действующими по состоянию на 31 декабря 2004 года нормативными правовыми актами, регулирующими порядок оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки.

Министр
образования и науки
Российской Федерации
А.А.Фурсенко

Председатель
Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
Г.И.Меркулова

Приложение
 к письму Минобрнауки России и
Профсоюза работников
народного образования и науки России
от 26 октября 2004 года N АФ-947/96

РЕКОМЕНДАЦИИ
об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений


Настоящие Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (далее - Рекомендации) разработаны в целях:

сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда, применяемыми по состоянию на 31 декабря 2004 года при исчислении заработной платы работников федеральных государственных образовательных учреждений, государственных образовательных учреждений субъектов России и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы (далее - образовательные учреждения), в связи с передачей полномочий по установлению размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, соответственно, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления*;

_______________

* Передача указанных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусмотрена Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с (изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).

- недопущения снижения работникам образовательных учреждений размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предусмотренных по состоянию на 31 декабря 2004 года, как это определено статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ, при установлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты) работников учреждений бюджетной сферы.

Настоящие Рекомендации следует использовать вместо Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16 января 2001 года N 20-58-196/20-05/7*), переработанных с учетом изменений, произошедших в регулировании вопросов оплаты труда работников образовательных учреждений за период 2001-2004 годов.

________________

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать " N 20-58-196/20-5/7". Примечание "КОДЕКС".


В основу настоящих Рекомендаций (как и ранее принятых Рекомендаций) положены Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденная приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.90), Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников профессионально-технических учебных заведений, утвержденная Госпрофобром СССР 31.12.76 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.10.85), Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденная приказом Минвуза СССР от 27.08.87 N 605 (с изменениями и дополнениями), применяемые при оплате труда работников образовательных учреждений в части, не противоречащей законодательству, в соответствии с пунктом 5.4.1 Отраслевого соглашения по учреждениям системы Минобразования России на 2004-2006 годы.

1. Общие положения

1.1. Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников определяются в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо второй, первой или высшей квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, как это определено тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования (далее - ТКХ), согласованными постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года N 46 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Министерства труда России от 22.11.95 N 65*.

________________

* Указанные постановления Минтруда России применяются до утверждения в порядке, установленном статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, включающих квалификационные характеристики по должностям работников образования.


Должностные оклады руководящих работников определяются в зависимости от наличия у них первой или высшей квалификационной категории с учетом группы по оплате труда руководящих работников, к которой образовательные учреждения отнесены по объемным показателям их деятельности.

1.2. Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:

- показателей квалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания), в соответствии с которыми регулируется размер ставки заработной платы (должностной оклад) работника с учетом межразрядных коэффициентов;

- продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191;

- объемов учебной (педагогической) работы;

- размеров повышения ставок (окладов) в процентах, на которые ставки (оклады) специалистов, работающих на селе, увеличиваются по сравнению с соответствующими специалистами в городской местности, а работников образовательных учреждений для детей-сирот, коррекционных учреждений, лицеев, гимназий и других - по сравнению с размерами ставок (окладов) работников, которые в таких образовательных учреждениях не работают;

- порядка исчисления заработной платы педагогических работников на основе тарификации;

- выплаты установленной при тарификации заработной платы независимо от количества дней и недель в месяце, а также в период каникул и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по климатическим и санитарно-эпидемиологическим основаниям;

- особенностей исчисления почасовой оплаты труда педагогических работников;

- дополнительной оплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда;

- дополнительной оплаты педагогических и других работников за работу, не входящую в их должностные обязанности, в т.ч. связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ и другое);

- выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда;

- процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

- других условий оплаты труда, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

- правил и сроков изменения размеров ставок заработной платы на основании указанных выше показателей, в том числе после 1 января 2005 года.

1.3. Размеры доплат работникам и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг их основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и другое), определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

1.4. Оплата труда медицинских, библиотечных и других работников образовательных учреждений осуществляется применительно к условиям оплаты труда аналогичных категорий работников соответствующих отраслей экономики или общеотраслевым условиям.

1.5. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов рабочим, занятым в образовательных учреждениях, производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

1.6. Изменение размеров ставок заработной платы (должностных окладов) производится:

- при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности - со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки (оклада) заработной платы;

- при получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня представления соответствующего документа;

- при присвоении квалификационной категории - со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

- при присвоении почетного звания - со дня присвоения;

- при присуждении ученой степени кандидата наук - со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием о выдаче диплома;

- при присуждении ученой степени доктора наук - со дня присуждения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием ученой степени доктора наук.

При наступлении у работника права на изменение размера ставки (оклада) в период пребывания его в ежегодном или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы исходя из более высокого разряда оплаты труда производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.

1.7. Руководители образовательных учреждений:

- проверяют документы об образовании и стаже педагогической работы (работы по специальности, в определенной должности) и других оснований, в соответствии с которыми определяются размеры ставок заработной платы (должностных окладов) учителей, преподавателей, других работников, исчисляют их заработную плату;

- ежегодно составляют и утверждают на работников, выполняющих педагогическую работу, включая работников, выполняющих эту работу в том же образовательном учреждении помимо основной работы, тарификационные списки согласно приложениям 3, 4 к настоящим Рекомендациям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»