Недействующий

     

УТВЕРЖДЕНО
решением Российской трехстороней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений
29 декабря 2004 года, протокол N 4

     
Координатор Комиссии,
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков

Координатор стороны,
представляющей Правительство
Российской Федерации, Министр
здравоохранения и социального развития
 Российской Федерации
М.Зурабов

Координатор стороны,
представляющей общероссийские
объединения профсоюзов, председатель
Федерации независимых профсоюзов России
М.Шмаков

     
Координатор стороны,
представляющей общероссийские
объединения работодателей,
председатель Координационного совета
объединений работодателей России
О.Еремеев

Единые рекомендации
по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых
из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год

____________________________________________________________________
Фактически не применяется. См. Единые рекомендации по системам оплаты
труда работников организаций, финансируемых из федерального,
региональных и местных бюджетов, на 2006 год

____________________________________________________________________

     

1. Общие положения

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений, а органам местного самоуправления определять размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.

Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год (далее по тексту - Рекомендации) разработаны во исполнение статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Настоящие Рекомендации призваны оказать помощь федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, органам по труду субъектов Российской Федерации, профессиональным союзам и их объединениям, учреждениям бюджетной сферы в осуществлении мер по организации оплаты труда работников образования, здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, физической культуры и спорта, сельского, водного, рыбного и лесного хозяйства, гидрометеорологической службы, по охране окружающей среды, а также работников других отраслей (видов деятельности), находящихся на бюджетном финансировании.

Рекомендации по условиям оплаты труда работников бюджетных учреждений являются основой для разработки соответствующих рекомендаций трехсторонними комиссиями по регулированию трудовых отношений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в осуществлении мер по организации оплаты труда работников бюджетной сферы, а также при определении размеров финансирования учреждений здравоохранении, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы на разных уровнях управления.

2. Цель рекомендаций


Рекомендации разработаны в целях формирования подходов к регулированию заработной платы работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений с учетом размеров и условий оплаты труда, действующих по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Рекомендации принимаются за основу Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при подготовке и утверждении законодательных и нормативных правовых актов по оплате труда работников бюджетных учреждений.

3. Перечень вопросов, которые должны быть
 предусмотрены законодательными и нормативными
 правовыми актами Российской Федерации

К основным из них относятся:

- о минимальном размере оплаты труда;

- об организации оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на основе Единой тарифной сетки (ЕТС);

- о тарифной ставке (окладе) первого разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений;

- об отнесении к разрядам оплаты труда ЕТС должностей работников федеральных государственных учреждений;

- об установлении повышенных тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников, занятым в особых условиях труда (специалистам, работающим в сельской местности, работникам, занятым в отраслях бюджетной сферы, где специальными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено увеличение (повышение) тарифных ставок (окладов) ЕТС в связи с особенностью их деятельности и с работой в соответствующем бюджетном учреждении и др.);

- о порядке оплаты труда высококвалифицированных рабочих, занятых на выполнении важных и ответственных работ;

- о показателях и порядке отнесения федеральных государственных учреждений к группам по оплате труда руководителей;

- о размерах и порядке выплат компенсационного характера;

- о размерах и порядке выплат стимулирующего характера;

- об отраслевых особенностях организации и оплаты труда работников бюджетной сферы;

- о повышенной оплате труда в местностях с особыми климатическими условиями посредством применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате;

- о применении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

4. Перечень вопросов, которые должны быть предусмотрены
 законодательными и нормативными правовыми актами субъектов
 Российской Федерации и органами местного самоуправления


При определении условий и размеров оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и работников муниципальных учреждений органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатываются законодательные и нормативные правовые акты по следующим вопросам:

- об организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

- о тарифной ставке (окладе) первого разряда ЕТС;

- о дифференциации в уровнях оплаты труда работников и размерах тарифных ставок (окладов) по разрядам ЕТС;

- об отнесении к разрядам оплаты труда ЕТС должностей и профессий работников;

- о показателях и порядке отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей;

- об установлении повышенных тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников, занятым в особых условиях труда (специалистам, работающим в сельской местности и др.);

- о порядке оплаты труда высококвалифицированных рабочих, занятых на выполнении важных и ответственных работ;

- о размерах и порядке выплат компенсационного характера;

- о размерах и порядке выплат стимулирующего характера;

- об отраслевых особенностях организации и оплаты труда работников бюджетной сферы;

- об источниках и порядке финансирования оплаты труда работников бюджетных учреждений.

5. Единые принципы, в соответствии с которыми
разрабатываются и принимаются нормативные
 правовые акты в области оплаты труда


При разработке и установлении федеральных, региональных и территориальных систем оплаты труда рекомендуется применять следующие принципы:

- обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

- систематизация выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в бюджетных учреждениях;

- единые подходы к исчислению стажа работы;

- использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы преимущественно за счет применения надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам (окладам), а также премирования за основные результаты работы;

- сохранение единого порядка аттестации и квалификационного категорирования работников, установленного для соответствующих профессионально-квалификационных групп;

- тарификация работ и работников с учетом ЕТКС и ЕКС;

- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, включая тарифные ставки (оклады), доплаты, надбавки, повышенную оплату труда, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в сельской местности и другие условия труда, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- обеспечение повышения уровня реальной заработной платы работников бюджетных учреждений.

6. Условия оплаты труда работников бюджетных
 учреждений и порядок их установления

     

6.1. Основные условия оплаты труда


Условия оплаты труда, установленные федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации и являются гарантией для работников всех учреждений бюджетной сферы, независимо от того, являются ли они федеральными, региональными или муниципальными.

Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации: в отношении работников учреждений бюджетной сферы всех уровней - обязательны для применения на всей территории Российской Федерации;

в отношении работников федеральных государственных учреждений - обязательны для работников этих учреждений.

Условия оплаты труда, установленные Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти непосредственно для работников федеральных государственных учреждений, являются рекомендательными для работников учреждений регионального и муниципального подчинения.

Согласно статье 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная система заработной платы работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, работников муниципальных учреждений - органами местного самоуправления.

Установление новых условий оплаты труда работников бюджетных учреждений основывается на разграничении полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области оплаты труда.

Правительство Российской Федерации устанавливает размеры и условия оплаты труда для работников федеральных государственных учреждений.

За Правительством Российской Федерации закрепляются исполнительно-распорядительные функции по финансовому обеспечению расходов на заработную плату по федеральным учреждениям и формированию финансовой помощи для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно с учетом настоящих Рекомендаций определяют размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений. Принятые в регионах размеры и условия оплаты труда предусматриваются в законодательных и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

За исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации закрепляются функции по финансовому обеспечению расходов на заработную плату по государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, а также по муниципальным общеобразовательным учреждениям в соответствии с подпунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, которым предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, не могут превышать размеры оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений с учетом Рекомендаций.

Принятые размеры и условия оплаты труда предусматриваются в правовых актах органов местного самоуправления. За органами местного самоуправления закрепляются функции по финансовому обеспечению расходов на заработную плату по муниципальным бюджетным учреждениям (кроме муниципальных общеобразовательных учреждений).

Размеры оплаты труда работников муниципальных учреждений в муниципальных образованиях, получающих дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности, определяются в соответствии с предельными нормативами, установленными законодательными и нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Размеры и сроки повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, а также исходя из имеющихся финансовых возможностей.

Учитывая, что формирование новых федеральных, региональных и территориальных систем заработной платы потребует определенного времени и финансовых затрат, на период до их введения в полном объеме рекомендуется ориентироваться на действующую систему оплаты труда.

В 2005 году рекомендуется применять тарифную систему оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС с сохранением 18 разрядов и действующих межразрядных тарифных коэффициентов, устанавливающих соотношение ставок первого и восемнадцатого разрядов 1:4,5.

Ставка первого разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ставка первого разряда ЕТС по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При наличии в соответствующих бюджетах необходимых финансовых средств органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать тарифные ставки (оклады) в более высоких размерах, чем это предусмотрено на федеральном уровне.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»