ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 1993 года N 88
Об утверждении Нормативов по определению численности персонала,
занятого обслуживанием дошкольных учреждений
(ясли, ясли-сады, детские сады)
Министерство труда Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), разработанные Центральным бюро нормативов по труду при Всероссийском центре производительности Минтруда России и Минобразованием России.
2. Установить, что Нормативы по определению численности персонала, утвержденные настоящим постановлением, рекомендуются для применения в дошкольных учреждениях независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования.
3. Министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям в трехмесячный срок с учетом потребности представить заявки Центральному бюро нормативов по труду на издание Нормативов по определению численности персонала, утвержденных настоящим постановлением.
Центральному бюро нормативов по труду обеспечить издание необходимого количества указанных нормативов.
Заместитель министра труда
Российской Федерации
Р.Баткаев
Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)
1.1. Нормативы численности рекомендуются для определения и обоснования необходимой списочной численности работников дошкольных учреждений, рациональной организации их труда.
Нормативы численности работников, занятых в дошкольных учреждениях, установлены с учетом обеспечения нормальных условий для всестороннего развития и воспитания детей.
1.2. Сборник содержит нормативы численности работников яслей, яслей-садов, детских садов.
Нормативами охвачены следующие функции управления:
- управление дошкольным учреждением: заведующий дошкольным учреждением, зам. зав. по восп. раб.; педагог-психолог; заместитель заведующего по хозяйственной работе, заведующий хозяйством; делопроизводитель (секретарь-машинистка);
- бухгалтерский учет и финансовая деятельность: гл. бухгалтер, бухгалтер I и II категории, кассир;
- воспитательно-педагогическая и оздоровительная деятельность: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, учитель-дефектолог;
- приготовление детского питания: шеф-повар, повар, кухонный рабочий;
- хозяйственное обслуживание: кладовщик, кастелянша, машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья), грузчик, садовник, истопник, кочегар, оператор, кучер или водитель, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик служебных помещений, сторож;
- организация обучения плаванию детей дошкольного возраста.
1.3. Нормативы численности установлены исходя из предельной наполняемости групп в дошкольном учреждении общего назначения:
в возрасте до одного года - 10 детей;
в возрасте от одного года до трех лет - 15 детей;
в возрасте свыше трех лет - 20 детей.
При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов. В группы с круглосуточным пребыванием принимаются дети в возрасте от 1 года до 6 лет.
Для детей, имеющих отклонения в развитии, предельная наполняемость групп в дошкольном учреждении составляет:
Дети, имеющие отклонения в развитии | Количество детей в группе до: | |
ранний возраст | дошкольный возраст с 3 до 7 лет | |
нарушения речи | 6 | 10 |
с фонетико-фонематическим нарушением речи и нарушением произношения отдельных слов | 12 | |
нарушения слуха | ||
глухие | 6 | 6 |
слабослышащие и позднооглохшие | 6 | 8 |
нарушение зрения | ||
слепые | 6 | 6 |
слабовидящие | 6 | 10 |
с косоглазием и амблиопией | 6 | 10 |
нарушение опорно-двигательного аппарата | 6 | 8 |
умственно отсталые | 6 | 10 |
с глубокой умственной отсталостью | 8 | |
со сложным дефектом | 5 | 5 |
1.4. В основу разработки нормативов численности положены следующие данные:
штатные расписания работников различных дошкольных учреждений;
результаты анализа и исследования затрат рабочего времени (фотографии и самофотографии) на работы, выполненные персоналом дошкольных учреждений;
статистические данные, характеризующие факторы, влияющие на затраты труда работников, занятых в дошкольных учреждениях;
результаты изучения и анализа опроса работников дошкольных учреждений (анкетирование, сбор предложений) по улучшению их работы.
1.5. При разработке нормативов численности работников дошкольных учреждений использованы следующие материалы: "Положение о порядке разработки нормативных материалов для нормирования труда", М., 1968 год;
Межотраслевые методические рекомендации по разработке нормативных материалов для нормирования труда в непроизводственных отраслях народного хозяйства. М., Экономика, 1988 год;
"Временное положение о детском дошкольном учреждении", утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года N 119.
1.6. Наименование должностей руководителей, специалистов и служащих, а также содержание их работ установлены в соответствии с "Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования", утвержденными постановлением Минтруда России от 11 ноября 1992 года N 33, "Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих", утвержденными постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 года N 30. Наименования профессий рабочих указаны в соответствии с "Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, которым устанавливались месячные оклады", утвержденными постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 года N 31.
1.7. В соответствии с п.4 ст.51 Закона Российской Федерации "Об образовании" медицинское обслуживание образовательного учреждения (в т.ч. дошкольного образовательного учреждения) обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала.
1.8. При выезде дошкольных учреждений в летний период на дачи численность работников на это время устанавливается в соответствии с нормативами, рассчитанными на круглосуточное пребывание детей, с учетом работы в выходные дни.
1.9. На работы, не предусмотренные сборником, устанавливаются местные нормативы методами технического нормирования.
1.10. Приведенные в нормативных таблицах числовые значения с указанием "до" следует понимать включительно.
Нормативы численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, разработаны применительно к шести функциям:
- управление дошкольным учреждением;
- бухгалтерский учет и финансовая деятельность;
- воспитательно-педагогическая и оздоровительная деятельность;
- приготовление детского питания;
- хозяйственное обслуживание;
- организация обучения плаванию детей дошкольного возраста.
Нормативы позволяют определить численность и состав работ по каждой должности служащего и рабочей профессии.
Состав работ. Руководит всеми видами деятельности дошкольного учреждения в соответствии с Уставом. Организует коллектив педагогических и других работников на достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми, использование научной организации труда в воспитательном процессе. Осуществляет контроль за выполнением программы воспитания. Обеспечивает создание надлежащих условий для укрепления здоровья детей, их воспитания и обучения в соответствии с требованиями педагогики и гигиены. Формирует контингенты воспитанников, обеспечивая их социальную защиту. Несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей.
Организует работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье. Создает необходимые условия для обеспечения детей питанием, работы медицинского персонала, контроль за их работой в целях укрепления и охраны здоровья детей; рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Распоряжается имеющимся имуществом и средствами, представляет ежегодный отчет о поступлении и расходовании средств учредителей. Обеспечивает правильную расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения деловой квалификации работников, строгого соблюдения государственных интересов, трудовой и производственной дисциплины. Устанавливает в соответствии с трудовым законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка круг обязанностей работников дошкольного учреждения. Организует работу по проведению аттестации работников. Обеспечивает выполнение коллективного договора между администрацией и трудовым коллективом.
Заведующий дошкольным учреждением осуществляет связь с общественностью, предприятиями и организациями. Обеспечивает обучение и инструктаж по технике безопасности, периодическое медицинское освидетельствование лиц, обслуживающих установки повышенной опасности и работающих на высоте, прохождение всеми работниками дошкольного учреждения профилактических медицинских осмотров.
На время отпуска заведующего хозяйством (помощника заведующего по хозяйственной части) осуществляет материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения. Отчитывается о работе учреждения перед соответствующими органами.
В установленном законодательством порядке несет ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с планом и графиком воспитательного процесса, качество воспитания детей, их жизнь и здоровье, нарушение их прав и свобод.
Состав работ. Осуществляет методическое руководство учебно-воспитательной деятельностью коллектива дошкольного учреждения. Обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и правильную постановку воспитания и обучения детей во всех возрастных группах. Направляет и контролирует работу воспитательского персонала. Оказывает методическую помощь воспитателям.
Организует работу методического кабинета в яслях, саду, яслях-саду, обобщает инструктивно-методический материал по воспитанию и обучению детей. Изучает и обобщает передовой опыт по воспитанию детей, организует обмен опытом работы между воспитателями, проводит консультации для воспитателей с целью оказания им практической помощи. Разрабатывает предложения по повышению эффективности образовательного процесса и методической работы. Систематизирует методические и составляет информационные материалы. Выносит на обсуждение педагогических советов актуальные вопросы воспитания детей, обеспечивает подготовку материалов и активное участие воспитателей в работе педагогических советов, следит за выполнением принятых решений. Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп, а также дошкольного учреждения.
Состав работ. Проводит работу в дошкольном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка, и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает помощь детям, воспитателям и родителям в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем. Совместно с воспитателями планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка. Выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития. Обследует и оказывает социально-психологическую поддержку детям с дефектами умственного и физического развития. Консультирует руководителей и сотрудников дошкольного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, воспитателей, родителей.