• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2004 года N 115/868-4


О работе по обобщению практики проведения федеральных выборов,
выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации
в 2002-2004 годах и подготовке предложений по изменению и дополнению
отдельных положений законодательства Российской Федерации
о выборах и референдумах

Обсудив записку "О практике проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и предложениях по изменению и дополнению отдельных положений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах", подготовленную образованной в соответствии с распоряжением Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 ноября 2003 года N 178-р Рабочей группой по обобщению (мониторингу) практики применения федерального законодательства о выборах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Принять за основу предложения по изменению и дополнению отдельных положений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах и совершенствованию правоприменительной практики, изложенные в записке "О практике проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и предложениях по изменению и дополнению отдельных положений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" (прилагается).

2. Организовать в сентябре-октябре 2004 года обсуждение записки с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, политических партий, иных общественных объединений, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, правоохранительных органов, специалистов в области избирательного права и процесса.

3. Предложить Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству провести в первой половине ноября 2004 года парламентские слушания на тему "Практика проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и перспективы развития избирательного законодательства".

4. Рабочей группе обобщить поступившие замечания и предложения и в ноябре 2004 года подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.

5. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

6. Возложить контроль за выполнением настоящего постановления на секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К.Застрожную.

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.Застрожная

Приложение. О практике проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и предложениях по изменению и дополнению отдельных положений законодательства Российской Федерации ...

Приложение
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 31 августа 2004 года N 115/868-4


О практике проведения федеральных выборов, выборов в органы
государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах
и предложениях по изменению и дополнению отдельных положений
законодательства Российской Федерации
о выборах и референдумах



Применение новейшего законодательства о выборах и референдумах в ходе избирательных кампаний, проводимых в 2003-2004 годах, подтвердило в целом его соответствие уровню существующих в обществе отношений. Оправдали себя устанавливающие статус политических партий и стимулирующие развитие партийной системы новеллы законодательства - переход на частичное формирование на пропорциональной основе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, преференции, установленные для парламентских политических партий и избирательных блоков. Подтвердила свою работоспособность и эффективность созданная на основе требований законодательства система избирательных комиссий. Унификация в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основных правил и процедур на выборах и референдумах любого уровня обеспечила, в основном, профессиональный подход к организации избирательных кампаний со стороны членов избирательных комиссий, а также политических партий, кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, способствовало выработке единообразного подхода к разрешению избирательных споров. Законодателями субъектов Российской Федерации проведена масштабная работа по приведению регионального законодательства о выборах и референдумах в соответствие с федеральными законами. С принятием Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в 2004 году завершена программа развития и совершенствования законодательства о выборах и референдумах, намеченная в соответствующем докладе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и представленная Президенту Российской Федерации в 2000 году. Существующее законодательство позволяет обеспечить реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации.

Анализ поступающих в ЦИК России предложений по совершенствованию законодательства о выборах и референдумах позволяет сделать вывод о том, что оно в настоящее время не требует концептуальных изменений в части общих требований к организации и проведению выборов и референдумов в Российской Федерации. Решение многих вопросов лежит в области совершенствования правоприменительной практики. Кроме того, не могут быть поддержаны предложения, снижающие уровень гарантий избирательных прав граждан. В связи с этим, например, не подлежат пересмотру нормы, устанавливающие принципы избирательного права, в том числе принцип равного избирательного права, обеспеченный положениями, предусматривающими примерное равенство избирательных округов при проведении выборов в представительные органы. Нельзя отказываться от таких институтов, как защита избирательного бюллетеня, осуществление государственной поддержки политических партий и кандидатов (бесплатные эфирное время и печатная площадь на выборах и референдумах, выделение политическим партиям, добившимся определенного результата на выборах, средств из федерального бюджета). Должны отвергаться предложения о восстановлении избирательных процедур, которые негативно зарекомендовали себя на практике, например, досрочного голосования на выборах в органы государственной власти.

Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время избирательное законодательство нуждается в некоторой корректировке.

Так, практика применения федерального законодательства о выборах выявила некоторые проблемы реализации избирательных прав граждан, обусловленные имеющимися в действующем законодательстве о выборах и референдумах пробелами и юридико-техническим несовершенством его отдельных положений. Необходимо обеспечить унификацию норм, регулирующих сходные правоотношения, в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и федеральных законах "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации".

Кроме того, в числе факторов, диктующих необходимость совершенствования избирательного законодательства, - динамичное развитие иных отраслей законодательства, обусловленное проводящейся в Российской Федерации реформой местного самоуправления, административной реформой, а также развитие общественных отношений в сфере функционирования партийно-политической системы.

Требуют реализации правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в сфере избирательного права, которые были отражены в его решениях в 2002-2004 годах.

В связи с этим необходимо провести работу по совершенствованию федерального законодательства о выборах и референдумах, уточнению и развитию некоторых положений иных отраслей законодательства, а также совершенствованию правоприменительной практики, основу которых могут составить положения настоящей записки.

1. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума. Проблемы реализации активного избирательного права граждан

1.1. В пункте 4 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что активным избирательным правом, которое является элементом конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

Федеральное избирательное законодательство должно содержать четкие механизмы, обеспечивающие возможность реализации гражданином вышеуказанного права.

Основу такого механизма составляют регистрация (учет) избирателей и составление списков избирателей, которые в настоящее время осуществляются на основе данных о регистрации граждан по месту жительства, осуществляемой органами регистрационного учета граждан.

В ходе избирательных кампаний организаторы выборов столкнулись с явными упущениями органов местного самоуправления и органов внутренних дел, работавших над составлением данных для списков избирателей. Нередки были случаи представления неточных сведений об избирателях, включения в сведения об избирателях граждан, снятых с регистрационного учета (в том числе умерших) и т.д. В адрес комиссий поступали жалобы от граждан, не обнаруживших себя в списках в день голосования, а также обнаруживших в списках избирателей лиц, не проживающих по указанным в списках адресам. Многочисленные обращения в ЦИК России по этому поводу поступали непосредственно в дни голосования 7 декабря 2003 года и 14 марта 2004 года.

Считаем, что для решения данной проблемы требуется совершенствование правоприменительной практики. Так, наличие перечисленных недостатков в списках избирателей во многом обусловлено тем, что электронные базы сведений о гражданах, используемые организациями и учреждениями, осуществляющими учет населения, имеют различное программное обеспечение, а зачастую база сведений о гражданах составляется вообще вручную, в связи с чем была затруднена работа по применению баз данных при актуализации сведений об избирателях.

Полагаем, что для решения указанной проблемы необходимо более полно использовать возможности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", при этом на основе соответствующего федерального закона может быть создан единый регистр граждан Российской Федерации, на основе данных которого можно было бы составлять полные и точные списки избирателей.

Кроме того, следует обратить внимание избирательных комиссий на то, что должностные лица, на которых возложена обязанность представления в избирательные комиссии сведений об избирателях, несут административную ответственность за нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях либо представление недостоверных сведений об избирателях в соответствии со статьей 5.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.2. В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законодательством - факт временного пребывания на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации.

Включение гражданина в список избирателей производно от самого факта наличия у гражданина активного избирательного права и одновременно является гарантией реализации его активного избирательного права. При этом, если гражданин желает реализовать свое избирательное право непосредственно по месту жительства, организационных и правовых проблем обычно не возникает (кроме случаев, когда обнаруживаются неточности в учете избирателей, о необходимости исключения которых сказано выше). Однако нередки случаи, когда гражданин, обладающий активным избирательным правом, находится вне своего места жительства. В этом случае ему должна быть предоставлена возможность проголосовать по месту пребывания, и законодательство о выборах и референдумах содержит ряд положений, предусматривающих это. Важным фактором, который должен учитываться при установлении и реализации данных положений, является недопустимость "двойного счета" избирателей.

При этом следует признать, что налицо определенное противоречие между положением, согласно которому факт временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан, и некоторыми иными положениями законодательства о выборах, устанавливающими правила включения в списки избирателей граждан, обладающих активным избирательным правом, но находящихся вне своего места жительства.

Так, как правило, законами для вышеуказанной категории избирателей предусмотрено участие в голосовании по открепительному удостоверению. Однако бывают случаи (например, длительная командировка), когда избиратель уезжает за пределы своего избирательного округа задолго до того момента, когда по закону он может получить открепительное удостоверение, а получение впоследствии открепительного удостоверения по доверенности не представляется возможным. В связи с этим в пункте 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" впервые была закреплена норма, позволяющая включать граждан Российской Федерации определенных категорий (находящихся в местах временного пребывания, работающих в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащих, находящихся вне места дислокации воинской части), в списки избирателей на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания на основании личного письменного заявления, поданного в порядке, установленном законом, не позднее чем за семь дней до дня голосования.

Практика показала возможность использования этой новеллы на выборах, в том числе готовность ГАС "Выборы" к передаче информации о включении гражданина в список избирателей по месту временного пребывания в территориальную избирательную комиссию по месту жительства гражданина.

Однако в региональном законодательстве этот институт не получил развития: в законах большинства субъектов Российской Федерации о выборах соответствующая норма практически полностью воспроизводит норму Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (включая слова "в порядке, установленном законом"), то есть порядок включения граждан в списки избирателей по месту временного пребывания законом не установлен и на практике не применяется. Полагаем, что этот порядок должен быть урегулирован в рамочном федеральном законе без отсылок к иным законам, при этом необходимо ввести норму, согласно которой в случае включения избирателя названной категории в список избирателей по месту его временного пребывания соответствующая избирательная комиссия должна принять меры, чтобы не допустить "двойной счет" избирателей.

Отметим, что эта норма не обеспечивает права избирателей, оказавшихся вне своего избирательного участка позднее, чем за семь дней до дня голосования, но не имевших возможности получить открепительное удостоверение. В этой связи необходимо обсудить возможность сокращения установленного пунктом 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" семидневного срока, например, до трех дней до дня голосования.

Кроме того, следует учесть положения пункта 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также иные случаи, когда факт временного пребывания гражданина на территории избирательного участка устанавливается не органами регистрационного учета, а иными уполномоченными лицами и организациями, в пункте 4 статьи 17 этого же Федерального закона, поскольку в соответствующих случаях реализация права гражданина на включение в список избирателей по месту временного пребывания не связана с фактом его регистрации по месту временного пребывания органами регистрационного учета.

Существует проблема обеспечения избирательных прав граждан, занятых на круглосуточной работе, либо в организациях торговли, по оказанию услуг населению, для которых день голосования - воскресенье - является рабочим днем, при этом рабочее время совпадает со временем голосования. Такие граждане зачастую не могут оставить рабочее место для посещения (с открепительным удостоверением либо по предварительному заявлению) ближайшего избирательного участка, даже находясь на территории избирательного округа по месту жительства.

Это обстоятельство можно закрепить в качестве основания для голосования таких категорий избирателей вне помещения для голосования. Как вариант предлагается предусмотреть в федеральных законах возможность изменения решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (на федеральных и региональных выборах), избирательной комиссии муниципального образования (на муниципальных выборах) времени начала голосования (с 6 или 7 часов утра).

Однако все вышеизложенные способы обеспечения избирательных прав граждан неэффективны, если избиратель находится за пределами избирательного округа, где он обладает активным избирательным правом.

Вероятно, универсальным способом разрешения проблемы реализации активного избирательного права такими гражданами (равно как и всеми гражданами, которые в день голосования будут находиться за пределами своего избирательного участка), могло бы явиться голосование по почте. Законодателям в субъектах Российской Федерации следует развивать этот институт на основе практики применения постановления ЦИК России от 7 августа 2003 года N 20/144-4 "О Временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления".

Кроме того, предлагается предусмотреть возможность голосования по почте и на федеральных выборах - для граждан Российской Федерации, которые постоянно проживают или временно пребывают за пределами территории Российской Федерации, но не имеют возможности проголосовать в помещениях для голосования, образованных в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в силу территориальной удаленности от этих помещений.

1.3. Как следует из абзаца 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 4-П регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Вышеизложенное, на наш взгляд, не отрицает необходимость выбора законодателем тех или иных критериев, в соответствии с которыми граждане наделяются активным избирательным правом. Представляется, что применяемый в настоящее время критерий, связанный с регистрацией по месту жительства, в современных условиях в наибольшей степени позволяет реализовывать избирательные права граждан.

Вместе с тем следует учитывать интенсивные миграционные процессы в Российской Федерации. Существует достаточно много граждан, которые проживают (пребывают) не там, где зарегистрированы по месту жительства, - например, студенты, вынужденные переселенцы, рыбаки, иные граждане, которые в связи с работой, личными обстоятельствами вынуждены проживать (пребывать) не по адресу, по которому они зарегистрированы по месту жительства.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Например, из положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" следует, что избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения).

Аналогичные решения (в том числе и в отношении иных категорий граждан) могут принять законодатели в субъектах Российской Федерации, исходя из местных условий. Однако, как показывает практика, они недостаточно активно пользуются этой возможностью.

На основе вышеуказанного положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" может быть решен и вопрос обеспечения прав граждан, у которых по тем или иным причинам отсутствует регистрация и по месту жительства и по месту пребывания. Так, возможно законодательное закрепление за избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации полномочий по определению одного или нескольких избирательных участков для включения указанной категории граждан в списки избирателей, а также детальное закрепление оснований и порядка такого включения, что позволило бы гарантировать реализацию активного избирательного права данной категории граждан, а также избежать их повторного включения в списки избирателей.

Следует отметить, что при рассмотрении проблем, связанных с реализацией избирательных прав вышеназванных категорий избирателей, фактически наиболее приемлемым был бы порядок заявительной регистрации (учета), когда за определенное количество времени (возможно, достаточно длительного) гражданин регистрируется в качестве избирателя.

2. Избирательные комиссии: система, статус, организация и обеспечение деятельности. Вопросы статуса членов избирательных комиссий с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса

2.1. Нормы, закрепленные в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", направленные на дальнейшее законодательное обеспечение независимого статуса избирательных комиссий, а также на конкретизацию мер ответственности комиссий за действия, нарушающие требования законодательства, подтвердили свою работоспособность на практике.

Вместе с тем требуют дополнительного уточнения нормы, устанавливающие ограничения, связанные со статусом членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Так, необходимо закрепить норму, корреспондирующую требованию пункта 5 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о наличии в составе комиссии не более трети государственных и муниципальных служащих, и предусмотреть, что в случае превышения этой доли в составе комиссии полномочия члена комиссии, поступление на государственную или муниципальную службу которого вызвало это превышение, прекращаются.

Необходимо законодательно закрепить запрет на вхождение в состав избирательных комиссий бывших членов избирательных комиссий, расформированных в судебном порядке (за исключением тех лиц, которые голосовали против решений, явившихся основанием для расформирования).

В качестве дополнительного основания для расформирования в судебном порядке избирательной комиссии следует предусмотреть невыполнение ею обязанности по назначению выборов, вследствие которого выборы назначаются судом.

В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует уточнить сроки формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, замещения вакантных мест членов комиссии.

Необходимо развить положение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающее порядок замещения вакантного места в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, ранее занимаемого членом комиссии, который был назначен по предложению политической партии (избирательного блока), по результатам выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации допущенной к распределению депутатских мандатов. Представляется необходимым распространить аналогичное правило на все комиссии, работающие на постоянной основе.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предоставляет членам комиссий с правом решающего голоса право на особое мнение, правовой статус которого недостаточно четко урегулирован в законодательстве. Полагаем необходимым указать в соответствующей норме, что особое мнение должно быть приложено к решению, в связи с которым оно высказано, и опубликовано (доведено до сведения избирателей) в порядке, аналогичном порядку опубликования (доведения до сведения избирателей) соответствующих решений комиссии.

Одновременно следует отметить, что по-прежнему существует проблема комплектования избирательных комиссий (это касается в первую очередь участковых и территориальных избирательных комиссий) квалифицированными кадрами. Как правило, назначенные в состав избирательных комиссий представители ряда политических партий и избирательных блоков (предложения которых для назначения в состав избирательных комиссий являются обязательными) не имеют опыта участия в организации и проведении выборов, слабо ориентируются в действующем достаточно сложном законодательстве о выборах. Однако, на наш взгляд, для решения этой проблемы необходимо, чтобы и политические партии, и избирательные комиссии принимали меры по повышению правовых знаний таких партийных активистов.

2.2. Особого рассмотрения требуют вопросы выполнения избирательными комиссиями функций контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Необходимо вернуться к такой форме реагирования комиссий на нарушения участниками избирательного процесса требований закона, как вынесение предупреждения. В настоящее время такая норма существует на уровне специальных федеральных законов о выборах, но в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" она отсутствует. Это препятствует использованию этой формы реагирования на выборах в субъектах Российской Федерации. Следует закрепить возможность вынесения предупреждения избирательной комиссией по ее собственной инициативе при обнаружении нарушений закона, а не только в качестве реакции на правонарушение, обнаруженное при рассмотрении поступивших обращений, обязательность обнародования информации о вынесении предупреждения, а также предусмотреть определенные санкции к нарушителям, в чей адрес предупреждения были вынесены неоднократно.

В соответствии с законодательством об административных правонарушениях избирательная комиссия уполномочивает на составление протокола об административном правонарушении члена комиссии с правом решающего голоса. Согласно указанному законодательству член комиссии, наделенный таким полномочием, вправе вести административное расследование, составлять юридически значимые документы (постановления, определения и т.п.). Однако данным правам не корреспондируют какие-либо нормы, предусматривающие обязательность предоставления члену комиссии документов, материалов (согласно статье 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации обязаны предоставлять документы и материалы комиссиям, а не их членам с правом решающего голоса). В законе отсутствуют четкие нормы, позволяющие определять момент обнаружения административного правонарушения (с этого момента исчисляется срок на составление протокола об административном правонарушении). И хотя правоприменительная практика выработала подход, согласно которому таким моментом считается принятие избирательной комиссией коллегиального решения о наличии признаков административного правонарушения, он нуждается в нормативном оформлении. Наконец, право члена комиссии любого уровня с правом решающего голоса составлять протоколы об административных правонарушениях должно быть закреплено в статье Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регулирующей статус членов комиссий. Не исключен, с учетом правоприменительной практики, пересмотр положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с целью сужения перечня составов правонарушений, по которым члены комиссий вправе составлять протоколы.

2.3. Вопросы деятельности членов комиссий, регулируемые трудовым законодательством, требуют дополнительной корреляции с избирательным законодательством.

Так, согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатели территориальных комиссий назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями. Однако в случае, если председатель территориальной комиссии работает на постоянной (штатной) основе, данное основание для увольнения должно быть особо оговорено в Трудовом кодексе.

Возможно, следует законодательно установить гарантии членам комиссий, работающим на постоянной (штатной) основе, в связи с прекращением ими своих полномочий по истечении срока этих полномочий.

2.4. Серьезные проблемы возникают на практике при назначении выборов судом общей юрисдикции в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Как следует из указанных положений, день голосования определяется судом, а выборы проводит временная избирательная комиссия. Однако нормы, устанавливающие сроки вступления в силу судебного решения, сроки формирования временной избирательной комиссии, сроки от дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня голосования, а также сроки утверждения схемы избирательных округов, установленные статьями 10 и 18 этого Федерального закона, вступают в серьезное противоречие. В связи с этим было бы правильным предусмотреть, что суд определяет комиссию, которой поручается проведение выборов (временную либо уже действующую комиссию соответствующего уровня), а также определяет срок, не позднее которого эта комиссия должна назначить день голосования.

3. Гласность при проведении выборов. Статус и гарантии прав наблюдателей


Полномочия наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, в действующем законодательстве регламентированы достаточно подробно. Вместе с тем прошедшие избирательные кампании выявили необходимость внесения ряда изменений в нормы, регулирующие статус указанных лиц.

Представляется целесообразным делегировать право направлять наблюдателей всем общественным объединениям, действующим на территории проведения выборов, а не только общественным объединениям, зарегистрированным на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Так, местное (районное) общественное объединение должно иметь право направить наблюдателей в любую участковую избирательную комиссию, расположенную в соответствующем районе, региональное - в любую комиссию на территории соответствующего субъекта и так далее, независимо от уровня проводимых выборов.

Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что наблюдатель либо получает заверенную копию протокола избирательной комиссии, либо самостоятельно изготавливает ее с последующим заверением избирательной комиссией. Однако при заверении изготовленной наблюдателем копии протокола существует вероятность случайного или специального искажения данных протокола и при отсутствии должного внимания со стороны руководителя избирательной комиссии, заверяющего копию, что может привести к появлению оснований для обжалования как итогов голосования, так и результатов выборов. Указанная проблема вызвала на практике многочисленные жалобы в избирательные комиссии и суды.

В этой связи представляется целесообразным предусмотреть, что выдается копия протокола, изготовленная только комиссией, а также установить ответственность за выдачу копий протокола с нарушением закона.

Пунктом 14 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, общественными объединениями. В то же время указанная формулировка не исключает ситуации, при которой участковая комиссия будет обеспечивать указанное право только члену комиссии с правом совещательного голоса, назначенному политической партией, и наблюдателю, назначенному кандидатом, выдвинутым той же политической партией. Необходимо внести в законодательство соответствующее уточнение, которое бы исключило такую возможность.

В качестве дополнительной гарантии открытости и гласности избирательного процесса в целом и процедуры подсчета голосов предлагается предоставить право на фото- и видеосъемку процесса подсчета голосов и составления протокола об итогах голосования наблюдателям, членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса и иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

4. Участие политических партий, избирательных блоков в избирательном процессе

4.1. Одной из задач, поставленных в докладе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации "О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах", одобренном постановлением ЦИК России 6 октября 2000 года, было определение и законодательное закрепление статуса политических партий как универсального института, связывающего государство и граждан и обеспечивающего представительство различных социальных интересов в государственных институтах. В настоящее время эта задача выполнена, принят Федеральный закон "О политических партиях", в соответствии с которым с 14 июля 2003 года политическая партия стала единственным видом общественного объединения, который имеет право выдвигать кандидатов и списки кандидатов на выборах в органы государственной власти.

Положения указанного Федерального закона получили развитие в действующем в настоящее время избирательном законодательстве, которое установило и некоторые преференции политическим партиям при выдвижении кандидатов, получении эфирного времени и печатной площади, и дополнительные обязанности политических партий в обеспечении финансовой прозрачности своей деятельности, и обязательства, налагаемые в связи с получением бесплатных эфирного времени, печатной площади, а также определенную взаимосвязь и взаимную ответственность политической партии и выдвинутых ею кандидатов.

Важным этапом в развитии избирательного законодательства, партийно-политической системы Российской Федерации стала работа по законодательному закреплению в субъектах Российской Федерации положений, связанных с использованием на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы, и апробация этой системы на практике в ряде субъектов Российской Федерации. При этом федеральное законодательство позволило законодателям в субъектах Российской Федерации применить разные варианты этой избирательной системы.

Неоднократное применение смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы на федеральных выборах, а также опыт ее применения в ряде субъектов Российской Федерации позволяет говорить о возможности увеличения пропорциональной составляющей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе избрания всех депутатов по пропорциональной избирательной системе.

Это предложение обусловливается необходимостью дополнительного стимулирования развития партийно-политической системы, конкуренции политических партий, а также повышения их ответственности перед избирателями. Кроме того, слишком очевидны стали недостатки, присущие выборам по мажоритарной избирательной системе, а именно недостаточная представительность (как правило, большинство голосов, поданных в округе, пропадает, и ряд социальных групп не представлен в парламенте вовсе) и меньшая, чем при применении пропорциональной системы, результативность (более высокий процент голосов, поданных "против всех"). К тому же на выборах по мажоритарным округам в последнее время все большую роль стали играть так называемый административный ресурс и различные формы скрытого подкупа избирателей (благотворительные фонды кандидатов и т.п.). Следует отметить, что, как показывает практика, кандидаты, которые были избраны в одномандатных избирательных округах в качестве независимых (то есть соответствующим образом позиционировали себя перед избирателями), в ходе работы в Государственной Думе в большинстве своем утратили свой независимый статус, войдя в ту или иную фракцию.

Вместе с тем при применении пропорциональной системы на выборах депутатов Государственной Думы должен быть преодолен главный недостаток этой системы - слабая связь депутатов со своими избирателями в регионах. Для этого предлагается усилить регионализацию партийных списков: разбивать федеральный список кандидатов на общефедеральную часть, состав которой сокращается до 3 (или менее) человек, и региональные группы кандидатов, общее число которых не может составлять менее четырех пятых от числа субъектов Российской Федерации. При этом общее число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, которым соответствуют региональные группы кандидатов, не может превышать 10 миллионов. Региональные группы кандидатов могут соответствовать части субъекта Российской Федерации, на территории которого численность зарегистрированных избирателей превышает 3 миллиона, при этом численность зарегистрированных избирателей на части территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 1,5 миллиона. Разбивать федеральный список кандидатов на региональные группы кандидатов, соответствующие не граничащим между собой территориям, не допускается. Политическая партия, избирательный блок вправе образовать региональную группу кандидатов для избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации.

Соответственно, при неизменности существующего порядка распределения депутатских мандатов между политическими партиями, избирательными блоками, допущенными к распределению депутатских мандатов, должна быть изменена методика распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов. В отличие от процедуры, предусмотренной ныне действующим Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", новая методика для определения числа мандатов, причитающихся региональной группе кандидатов, берет за основу долю голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов на соответствующей территории, в общем числе голосов избирателей, принявших участие в голосовании на этой территории. Региональные группы федерального списка кандидатов располагаются в порядке убывания указанной доли голосов, и депутатские мандаты передаются по одному региональным группам кандидатов в установленной последовательности. Если после этого остаются нераспределенные депутатские мандаты, такие мандаты распределяются между региональными группами кандидатов пропорционально полученному ими числу голосов избирателей с использованием второго избирательного частного.

Приведенный способ распределения депутатских мандатов, в отличие от методики, применяемой на прошедших выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, позволяет избежать неравномерного распределения депутатских мандатов, когда большинство мандатов получает одна или несколько региональных групп. Практически предлагаемый новый способ распределения депутатских мандатов приводит к представленности в Государственной Думе избирателей всех регионов Российской Федерации.

При этой модернизированной пропорциональной системе можно оставить неизменным уже установленный Федеральный законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" семипроцентный заградительный пункт при условии, что в Государственной Думе должно быть представлено не менее четырех политических партий, избирательных блоков.

Также предлагается усилить при использовании данной системы гарантии получения эфирного времени и печатной площади региональными группами кандидатов.

Кроме того, предлагается скорректировать существующий порядок финансирования предвыборной деятельности политических партий, избирательных блоков, в связи с чем предусмотреть право региональных групп кандидатов, входящих в федеральный список кандидатов, создавать собственные избирательные фонды (если возможность этого будет предусмотрена решением съезда политической партии). В качестве варианта предлагается рассмотреть установление порядка, согласно которому политической партии будет предоставлена возможность открывать субсчета своего специального избирательного счета в регионах.

Одновременно следует закрепить порядок, предусматривающий, что, если кандидат, включенный в общефедеральную часть федерального списка кандидатов или занимающий первое место в региональной группе кандидатов, откажется от депутатского мандата без вынуждающих к тому обстоятельств, политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие соответствующий федеральный список кандидатов, лишаются этого мандата. Перечень вынуждающих обстоятельств (к каковым может быть отнесено, например, назначение членом Правительства Российской Федерации) должен быть исчерпывающим образом закреплен в законе о выборах.

Введению такой системы должны корреспондировать нормы федерального закона, регулирующего статус депутатов Государственной Думы, предусматривающие обязательную работу депутатов, избранных по региональным группам, с избирателями соответствующего региона. Следует также обсудить возможность повышения уровня государственного финансирования политических партий по результатам федеральных выборов, предусмотренного Федеральным законом "О политических партиях". Вместе с тем с целью усиления гарантий внутрипартийной демократии представляется необходимым внести в этот закон требование о том, что при проведении тайного голосования в связи с выдвижением списка кандидатов каждый делегат съезда политической партии вправе выразить свое мнение по каждой из кандидатур, внесенных в список.

Кроме того, при применении такой системы можно предусмотреть выдвижение независимых кандидатов, которые могли бы конкурировать в субъектах Российской Федерации с региональными группами кандидатов из списков политических партий. При этом избранным может быть признан независимый кандидат, получивший больше голосов, чем любая из региональных групп на соответствующей территории.

4.2. Отдельного рассмотрения требуют вопросы создания и участия в избирательной кампании избирательных блоков.

В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостаточно четко определен порядок образования избирательного блока и не установлен перечень вопросов, по которым необходимо определиться блокообразующим субъектам при создании избирательного блока. Перечень таких вопросов должен быть надлежащим образом проработан и закреплен в законе с указанием на то, что отсутствие договоренностей об использовании прав, предоставленных блоку, после окончания избирательной кампании означает отказ от пользования этими правами.

Следует более четко урегулировать вопрос об использовании политическими партиями, входившими в блок, участвовавший в распределении депутатских мандатов на выборах депутатов Государственной Думы, преференции, установленной пунктом 16 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на региональных и муниципальных выборах, указав, что такой преференцией пользуется только блок, состоящий из тех же партий (их региональных или местных отделений), что и блок, победивший на федеральных выборах.

Требуют уточнения положения федеральных законов, устанавливающие порядок определения наименования избирательного блока. Необходимо поставить заслон "грязным" избирательным технологиям и исключить возможность предлагать избирателям "политическую пустышку", прикрытую популистскими лозунгами, поскольку это влечет разочарование в институте выборов. Кроме того, как показывает практика, зачастую при выборе наименований избирательного блока затрагиваются права политических партий, не представленных в блоке, что вызывает избирательные споры и необходимость сложного толкования нормы.

В связи с этим предлагается прямо указать в законе, что наименование избирательного блока может состоять только из элементов наименований избирательных объединений, входящих в блок.

В качестве альтернативного варианта предлагается обсудить возможность отказа от института избирательных блоков на выборах.

4.3. Практика применения смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации выявила необходимость внесения в федеральное законодательство, регулирующее порядок участия в выборах в указанные органы, изменений и дополнений. Так, представляется необходимым:

установить, что "заградительный барьер", который должен преодолеть список кандидатов для того, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов, не может превышать 5 процентов;

увеличить до 30-50 процентов общее число кандидатов, выбывших из списка кандидатов, как основание для отказа в регистрации, отмены регистрации списка.

Кроме того, необходимо восполнить пробел федерального законодательства о политических партиях и о выборах, предусмотрев возможность выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления местными отделениями политических партий.

4.4. Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрено, что политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Предлагается закрепить аналогичное положение непосредственно в избирательном законодательстве.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов. Правовое регулирование института избирательного залога

5.1. Практика показала, что значительное число жалоб, обращений о нарушениях законодательства поступают в избирательные комиссии, суды в связи с проведением сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов.

Вместе с тем это не может служить основанием для отказа от института сбора подписей. Необходимо подчеркнуть, что на настоящий момент помимо сбора подписей существует два заменяющих его основания для регистрации - избирательный залог и выдвижение политической партией, избирательным блоком, допущенными к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Однако даже при наличии этих оснований исключение возможности сбора подписей явилось бы по сути своеобразным имущественным цензом для независимых кандидатов, а также кандидатов, выдвинутых партиями, не представленными в федеральном парламенте.

В связи с этим предлагается включить в законодательство ряд положений, направленных на обеспечение реального (а не фиктивного) сбора подписей. Так, представляется целесообразным уменьшение количества подписей, которые можно представить в комиссию сверх числа подписей, необходимого для регистрации, а также уменьшение допустимого процента недостоверных и недействительных подписей с 25 до 5 процентов. Также полагаем, что следует в целях облегчения проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, включить в число представляемых в избирательную комиссию документов список сборщиков подписей с их собственными подписями, при этом можно было бы предусмотреть требование о нотариальном заверении этих подписей и данных о сборщиках подписей.

5.2. Необходимо внести некоторые уточнения в регулирование института избирательного залога. В частности, следует более четко определить правовой статус избирательного залога, а именно предусмотреть недопустимость обращения на него взысканий, дать четкий перечень оснований его возврата и невозврата кандидату, политической партии, избирательному блоку, в том числе в случае проведения повторного голосования. Необходимо восполнить пробел в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусмотрев возврат избирательного залога кандидату в случае снятия им своей кандидатуры по вынуждающим обстоятельствам.

Нужно более четко определить соотношение таких оснований для регистрации кандидатов, списков кандидатов, как подписи избирателей и избирательный залог, установив, что представление в комиссию подписей избирателей может сопровождаться внесением избирательного залога (последний в этом случае играет "страховочную" роль: в случае, если собранные подписи по каким-либо причинам не могут являться юридическим основанием для регистрации ("выбраковываются"), в качестве основания для регистрации рассматривается избирательный залог). Полагаем необходимым при этом учесть негативную практику, когда из-за ошибок комиссий, зарегистрировавших кандидата на основании сбора подписей, суд признавал регистрацию неправомерной, а избирательный залог уже не мог учитываться, так как был возвращен кандидату.

5.3. Следует более подробно обозначить пределы компетенции избирательных комиссий при проверке соблюдения политическими партиями, избирательными блоками требований Федерального закона "О политических партиях" в ходе выдвижения кандидатов, списков кандидатов, указав, что в полномочия комиссии входит проверка соблюдения политической партией только тех требований устава политической партии, в которых напрямую реализуются положения этого Федерального закона (выдвижение кандидатов на съезде (конференции) политической партии (ее регионального отделения), тайным голосованием и т.п.

5.4. В соответствии с избирательным законодательством кандидат при выдвижении представляет в комиссию сведения биографического характера, которые в определенном объеме затем доводятся до сведения избирателей. Такая норма способствует более полному информированию избирателей. Вместе с тем, как показывает судебная практика, достаточным основанием для отказа в регистрации или отмены регистрации кандидата может служить, и это вытекает из положений закона, недостоверность, неточность любых представленных кандидатом сведений биографического характера, например, неупоминание в представленных документах сведений о присвоенных званиях, получении дополнительного образования, неточность в наименовании места работы, занимаемой должности, места учебы. В связи с этим следует обсудить поступающие предложения об исключении нормы, предусматривающей возможность отказа кандидату в регистрации или отмены его регистрации за представление недостоверных сведений биографического характера (предусмотрев доведение факта представления недостоверных сведений, а также достоверной информации до сведения избирателей), оставив в качестве основания для снятия кандидата с регистрации только сокрытие сведений о неснятой, непогашенной судимости, гражданстве иностранного государства.

Предлагается также предусмотреть в избирательном законодательстве обязанность кандидатов указывать сведения о снятой или погашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления (при ее наличии). Следует обсудить это предложение, приняв во внимание положение статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

5.5. Важным представляется вопрос о недопустимости использования преимуществ должностного положения при выдвижении, сборе подписей и в дальнейшем в ходе избирательной кампании лицами, занимающими руководящие должности в негосударственных (коммерческих, а также неполитических некоммерческих) организациях. В частности, если это осуществляется руководителем организации в форме привлечения к организации избирательной кампании в рабочее время работников, находящихся у него в подчинении, фактически осуществляется косвенное дополнительное финансирование избирательной кампании. Кроме того, представляется, что в данном случае нарушаются конституционные права граждан, которых обязывают заниматься тем, что не предусмотрено их трудовым договором.

5.6. Пункт 27 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", содержащий положение о праве кандидата снять свою кандидатуру не позднее чем за три дня до дня голосования, должен быть приведен в соответствие с правовой позицией, высказанной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П, в котором указано, что снять свою кандидатуру по вынуждающим обстоятельствам кандидат вправе и менее чем за три дня до дня голосования. В связи с этим в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также может быть закреплен перечень таких вынуждающих обстоятельств.

5.7. В целях борьбы с "грязными" избирательными технологиями, в том числе применяемыми при выдвижении кандидатов, полагаем необходимым развивать такой правовой институт, как запрет злоупотребления правом в избирательном процессе. На наш взгляд, законодательное закрепление принципа недопустимости злоупотребления избирательными правами, а также иными правами участниками избирательной кампании позволит во многих случаях устранить нарушения прав граждан, например, послужит эффективным механизмом противодействия технологии, использующей кандидатов-"двойников", регистрацию которых можно будет отменять по судебному решению.

6. Проблемы правового регулирования информационного обеспечения выборов

6.1. Понятие "информационное обеспечение выборов", подразделяющееся на информирование избирателей и предвыборную агитацию, было впервые введено в законодательство в 2002 году в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Также впервые федеральный законодатель закрепил принципы информирования избирателей: объективность, достоверность, соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, при этом конституционный характер этих принципов был подтвержден Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 октября 2003 года N 15-П. В ходе федеральных избирательных кампаний значительное число избирательных споров возникало именно в связи с рассмотрением деятельности СМИ с точки зрения соблюдения этих принципов.

Освещение общероссийскими государственными организациями телерадиовещания федеральных избирательных кампаний показало, что информационная политика таких организаций в этой сфере может иметь тенденциозный характер (что неоднократно отмечалось и международными наблюдателями). В этой связи одной из наиболее серьезных проблем информационного обеспечения выборов является обеспечение сбалансированного и беспристрастного освещения избирательных кампаний организациями, осуществляющими выпуск СМИ. Полагаем необходимым предпринять меры по предотвращению подобных явлений в будущем. Однако решение данной проблемы, на наш взгляд, в первую очередь требует выработки журналистским сообществом норм саморегуляции, то есть правил профессии и этических принципов, упомянутых в указанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.

Вместе с тем требует определенного совершенствования законодательство о средствах массовой информации, в частности, нужно четко определить понятие "информационная программа". Должно быть установлено изъятие на время избирательной кампании из закрепленного в статье 57 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" правила об освобождении редакции, главного редактора, журналиста от ответственности за материал, являющийся воспроизведением публикации из другого средства массовой информации (в т.ч. с интернет-сайта), если воспроизведенный материал является агитационным, а воспроизведение соответствующим образом не оплачено из избирательного фонда.

В целом в рассматриваемой сфере информирования избирателей следует совершенствовать правоприменительную практику, в том числе вырабатывать методологию выявления нарушений принципов информирования избирателей.

6.2. Практика участия различных организаций телерадиовещания в информационном обеспечении выборов показала, что проведенное в статье 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и соответствующих статьях федеральных законов "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации" разграничение общероссийских и региональных организаций телерадиовещания не в полной мере учитывает многообразие встречающихся на практике схем вещания. Широкое распространение "сетевой" схемы вещания, при которой между организацией телерадиовещания, являющейся производителем комплекса аудиовизуальных произведений, рекламных и иных материалов, составляющих программный блок, и организацией телерадиовещания, имеющей лицензию на вещание на определенной территории, заключается сетевой договор, предметом которого является распространение программного блока, а также схемы вещания, при которой общероссийская организация телерадиовещания учреждает электронные СМИ, предназначенные для распространения на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации и передает по договору функции редакций этих СМИ соответствующим по территории региональным организациям телерадиовещания, создало неопределенность в вопросе о том, к какому виду организаций телерадиовещания относятся организации, задействованные в названных схемах, и, соответственно, кто из них несет обязанности и ответственность, предусмотренные избирательным законодательством.

В связи с изложенным следует уточнить содержание понятий "общероссийская организация телерадиовещания" и "региональная организация телерадиовещания", учитывая, что в смысле законодательства о выборах ответственность за содержание распространяемых материалов должна нести организация телерадиовещания, производящая (выпускающая) эти материалы.

6.3. Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в указанном выше постановлении, коррекции должно подвергнуться определение термина "предвыборная агитация". С учетом вышеизложенного мнения относительно переноса центра внимания в сфере информационного обеспечения выборов средствами массовой информации на вопросы соблюдения принципов информирования избирателей, возможно, утратил актуальность перечень форм, в которых может проводиться предвыборная агитация, содержащийся в пункте 2 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и соответствующих нормах иных законов. Возможен возврат к рамочному регулированию предвыборной агитации через определение только ее понятия без указания конкретных форм агитационной деятельности. Возможен и иной подход: определение субъектов, чья деятельность признается агитационной только в случае наличия в ней помимо упомянутых выше формальных признаков агитационный цели.

6.4. В настоящее время различные законы о выборах неоднозначно подходят к определению момента начала агитационного периода. Следует определить, что агитация, которая производится методами, не требующими затрат, проводится с момента выдвижения кандидата, списка кандидатов, а иная - с момента создания избирательного фонда.

6.5. Дальнейшего совершенствования требует правовое регулирование отношений, возникающих в сфере предоставления кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам бесплатных эфирного времени, печатной площади.

Представляется целесообразным усилить контроль за исполнением организациями телерадиовещания возложенных на них обязанностей с целью более полного обеспечения права избирателей на ознакомление с агитационными материалами. Этого возможно достичь, прежде всего, путем реализации следующих мер.

Законом установлено требование, согласно которому предоставляемое кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию ("прайм-тайм"). В ходе прошедших федеральных избирательных кампаний выяснилось, что организации телерадиовещания не всегда надлежащим образом исполняют данное требование закона. Полагаем, необходимо установить, что при выделении временных интервалов для выпуска в эфир агитационных материалов "прайм-тайм" согласовывается организацией телерадиовещания с соответствующей избирательной комиссией до проведения жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени.

Необходимо более детально урегулировать вопросы проведения совместных агитационных мероприятий с использованием бесплатного эфирного времени, предусмотрев возможность увеличения доли эфирного времени, выделяемого для таких мероприятий, в том числе отведение на такие мероприятия всего объема эфирного времени. Предлагается при этом определять участников дебатов не путем жеребьевки, а в соответствии с рейтингами, выявленными специализированными организациями, обладающими признанным авторитетом в данной сфере.

Следует также предусмотреть в законодательстве нормы, запрещающие государственным и муниципальным организациям телерадиовещания, периодическим печатным изданиям отказывать в предоставлении эфирного времени, печатной площади кандидатам под предлогом отсутствия поданного уведомления о расценках либо отзыва такого уведомления.

Кроме того, назрела необходимость законодательного регулирования государственных гарантий предоставления эфирного времени, печатной площади политическим партиям в период между избирательными кампаниями. Необходимые изменения должны быть внесены в Федеральный закон "О политических партиях". Не исключено и решение данного вопроса в законе о политической рекламе, предпосылки для создания которого, на наш взгляд, уже существуют.

6.6. Следует устранить расхождение между нормами пункта 4 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 4 статьи 64 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", содержащих требования к оплате рекламы коммерческой деятельности кандидата, сузив круг отношений, регулируемых данной нормой, до того, который установлен Федеральным законом о выборах депутатов.

6.7. На практике вызывает определенные сложности применение положений пункта 9 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (и соответствующих положений иных федеральных законов), согласно которым использование изображения физического лица в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица, в случаях, когда используется изображение неизвестного физического лица, большой группы лиц, несовершеннолетних, в том числе детей и близких родственников кандидата, и так далее. Изложенная в законе норма требует уточнения с тем, чтобы не создавать необоснованных ограничений для кандидатов.

6.8. В связи со вступлением в силу Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" полагаем возможным скоррелировать с его положениями нормы избирательного законодательства, регулирующие проведение предвыборной агитации посредством массовых мероприятий.

В частности, в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в качестве общего по отношению к понятиям "собрание", "митинг", "демонстрация", "шествие" и "пикетирование" используется понятие "публичные мероприятия". В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для обозначения одной из форм проведения предвыборной агитации используется термин "массовые мероприятия". Представляется возможным унифицировать используемую в названных законах терминологию, заменив по всему тексту Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" слова "массовые мероприятия" словами "публичные мероприятия".

Согласно пункту 2 статьи 53 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" уведомления организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления не позднее чем в семидневный срок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" указанные уведомления направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в орган местного самоуправления, исходя из чего следует соответствующим образом дополнить названную норму Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

7. Финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока

7.1. Контроль за финансированием избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, блоков, за источниками финансирования этих кампаний является одним из важнейших компонентов обеспечения законности проведения выборов. Это направление следует расценивать как приоритетное в контрольной деятельности избирательных комиссий.

В связи с этим представляется важным устранение выявленных в ходе прошедших выборов пробелов законодательства, совершенствование его норм.

Так, анализ закрепленного в пункте 6 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" перечня субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, показывает следующее.

Этот перечень, с одной стороны, допускает возможность несколько несоразмерного ограничения прав определенных юридических лиц, с другой - возможность создания скрытых схем государственного (муниципального) финансирования кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Например, в соответствии с подпунктом "к" указанного пункта, запрещающим вносить пожертвования организациям, учрежденным государственными или муниципальными органами, можно лишить соответствующего права акционерные общества, учрежденные в период до 1992 года в порядке приватизации комитетами по государственному управлению имуществом. С другой стороны, в указанной норме отсутствует запрет осуществлять пожертвования некоммерческим организациям (фондам и др.), созданным за счет средств организаций, не имеющих право вносить пожертвования в избирательные фонды. В связи с изложенным необходимо соответствующим образом скорректировать указанный перечень.

Следует также отметить, что нужно скоррелировать нормы избирательного законодательства и нормы Федерального закона "О политических партиях", устанавливающие перечень организаций и лиц, которые не могут финансировать политические партии.

Кроме того, необходимо установить специальный правовой режим использования в ходе избирательной кампании имущества, принадлежащего политическим партиям. Очевидно, что использование такого имущества не должно оплачиваться из избирательных фондов соответствующих политических партий.

7.2. Согласно пункту 2 статьи 71 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", положениям некоторых иных законов о выборах политическая партия, избирательный блок, не набравшие определенного количества голосов избирателей, обязаны в полном объеме возместить государственным организациям телерадиовещания и редакциям государственных периодических печатных изданий стоимость предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади. Практика показала, что вопросы, связанные с определением содержания понятия "задолженность" и процедурой ее возмещения требуют более детального регулирования. В частности, в законодательстве следует более четко разграничить предметы законодательного и договорного регулирования отношений по предоставлению бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, а также предусмотреть, что после официального опубликования результатов выборов и до возмещения стоимости эфирного времени печатной площади указанным выше партиям бесплатные эфирное время и печатная площадь на выборах соответствующего уровня не предоставляются.

7.3. В соответствии с пунктом 9 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Практика показала, что в период федеральных избирательных кампаний 2003-2004 годов рядом кандидатов на должность Президента Российской Федерации (О.А.Малышкин, С.Ю.Глазьев, И.П.Рыбкин) и политических партий, избирательных блоков ("ВЕЛИКАЯ РОССИЯ - Евразийский Союз", "За Русь Святую", "НАРОДНАЯ ПАРТИЯ Российской Федерации", "Аграрная партия Российской Федерации") положения данного пункта были нарушены, в частности, к итоговым финансовым отчетам не были представлены первичные финансовые документы, подтверждающие расходование средств избирательных фондов на общую сумму более 9 млн. рублей.

В этой связи представляются обоснованными предложения, изложенные в отчетах ЦИК России палатам Федерального Собрания Российской Федерации по итогам федеральных избирательных кампаний и касающиеся:

определения нормативным актом ЦИК России перечня первичных финансовых документов, представляемых кандидатом, политической партией, избирательным блоком с итоговым финансовым отчетом и подтверждающих поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии, избирательного блока;

установления законом обязанности для кандидатов, политических партий, избирательных блоков возмещать средства избирательного фонда, расходование которых не подтверждено первичными финансовыми документами, прилагаемыми к итоговому финансовому отчету. Указанные средства, возмещаемые после закрытия специального избирательного счета, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.

7.4. Одним из оснований для отказа в регистрации кандидата является несоздание избирательного фонда. С учетом негативной практики применения этого положения некоторыми избирательными комиссиями его следует уточнить, пояснив, что в данном случае факт создания избирательного фонда кандидата подтверждает открытие специального избирательного счета, а отсутствие денежных средств на специальном избирательном счете кандидата само по себе не влечет отказа в регистрации по указанному основанию.

8. Избирательный бюллетень. Установление итогов голосования и результатов выборов

8.1. Применение норм, регламентирующих порядок изготовления, форму и содержание избирательного бюллетеня, показало возможность дальнейшего совершенствования регулирования отдельных вопросов в данной сфере.

Согласно пункту 11 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядок передачи избирательных бюллетеней от изготовившей их полиграфической организации избирательной комиссии, разместившей заказ на изготовление, предполагает проведение выбраковки в момент передачи бюллетеней. Однако при получении значительных тиражей бюллетеней проведение выбраковки невозможно осуществить качественно и в полном объеме. Реально проведение этой процедуры осуществимо только при передаче избирательных бюллетеней от территориальных в участковые избирательные комиссии, когда идет поштучный пересчет каждого избирательного бюллетеня и выявляется типографский брак.

Кроме того, следует сократить сроки передачи основного тиража бюллетеней территориальным (окружным), а также, возможно, и участковым избирательным комиссиям, установив специальные сроки для передачи бюллетеней для досрочного голосования (на те участки, где оно проводится), а также для проведения повторного голосования.

Процедура исключения кандидата из избирательного бюллетеня предусматривает вычеркивание сведений о любом выбывшем кандидате. Вместе с тем, как показала практика, у избирателей возникают сомнения в подлинности избирательных бюллетеней, в тексте которых произведено вычеркивание. Поскольку, как правило, конфликтные ситуации, ошибки возникали в связи с вычеркиванием фамилий кандидатов из избирательных бюллетеней при выборах по пропорциональной системе, предлагается увеличить срок, в течение которого политические партии, избирательные блоки не вправе отзывать кандидатов из зарегистрированных списков кандидатов.

Весьма актуальным остается вопрос об изготовлении избирательных бюллетеней с соблюдением требований о его защите. Значительное увеличение расходов на изготовление защищенных бюллетеней связано с тем, что такую полиграфическую продукцию изготавливают в Российской Федерации лишь несколько предприятий, что влечет высокие транспортные расходы. Вместе с тем отказ от защиты избирательных бюллетеней от подделок был бы снижением уровня гарантий избирательных прав граждан. Поэтому предлагается рассмотреть возможность перехода на защиту избирательных бюллетеней с применением специальных защищенных от подделок марок. Учет и хранение таких марок осуществлять значительно проще, а транспортировка - дешевле даже при их централизованном изготовлении.

В качестве альтернативного варианта следует рассматривать возможность законодательного закрепления такой формы, как электронное голосование.

8.2. Актуальной проблемой остается вопрос минимизации нарушений законодательства при установлении итогов голосования в участковых и территориальных комиссиях. Требует реагирования получившая широкое распространение практика составления повторных протоколов участковых комиссий, а также повторного ввода протоколов участковых комиссий об итогах голосования в ГАС "Выборы".

Следует добиваться неукоснительного соблюдения закрепленной в законе процедуры составления повторного протокола об итогах голосования. Протоколы, составленные с нарушением процедуры, должны признаваться недействительными, а лица, допустившие эти нарушения, - нести установленную законом ответственность.

Кроме того, следует уточнить процедуру повторного ввода протоколов участковых комиссий об итогах голосования в ГАС "Выборы", предусмотрев, что такой ввод возможен только по мотивированному решению территориальной комиссии, в том числе в случае, если повторный ввод обусловлен составлением участковой комиссией повторного протокола об итогах голосования. Кроме того, следует предусмотреть ответственность (административную, а возможно и уголовную) лиц, вводящих недостоверные данные в ГАС "Выборы".

Следует более четко урегулировать ситуацию, когда после установления итогов голосования, определения результатов выборов выявляются обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования, результатах выборов, фактическим данным, но не влекущие признания итогов голосования, результатов выборов недействительными. В связи с этим полагаем необходимым дополнить пункт 1 статьи 77 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положениями, в которых бы детально закреплялся порядок внесения изменений в указанные протоколы (в том числе установить, кто и в каких случаях вправе обращаться в суд с соответствующим заявлением).

8.3. При проведении федеральных выборов подлежит официальному опубликованию значительное число данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий. При этом опубликование итогов голосования и результатов выборов требует значительно большего объема печатной площади, чем выделяемая квота печатной площади, бесплатно предоставляемой избирательным комиссиям для информирования избирателей.

Предлагается предусмотреть возможность опубликования данных, содержащихся в протоколах территориальных избирательных комиссий (сводной таблице избирательной комиссии субъекта Российской Федерации), а также в протоколах участковых избирательных комиссий (сводных таблицах территориальных комиссий) в специальных изданиях, которые затем должны быть переданы в общедоступное пользование.

8.4. Оптимизации правоприменительной деятельности послужит дополнение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" специальной статьей о порядке исчисления сроков в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах по аналогии с тем, как это сделано в статье 91 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации". Это позволит избежать многочисленных вопросов, связанных с использованием в избирательном законодательстве конструкций "со дня", "не позднее чем за", "не ранее чем за", "не позднее чем через" при определении даты конкретного избирательного действия в период избирательных и референдумных кампаний.

9. О совмещении выборов


Федеральным законом от 12 августа 2004 года N 99-ФЗ изменена редакция статьи 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": в связи с муниципальной реформой предусмотрена возможность продления или сокращения сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дней голосования на выборах этих органов с другими выборами, проходящими в субъектах Российской Федерации. Применение положений статьи 82 позволит упорядочить сроки проведения выборов как в ныне существующих, так и во вновь образованных муниципальных образованиях.

Следует отметить, что эти положения носят временный характер. Таким образом, даже в случае применения положений статьи 82 Федерального закона об основных гарантиях и синхронизации в настоящее время дат выборов органов местного самоуправления соответствующего созыва не исключается в будущем расхождение этих дат с учетом возможности досрочного прекращения полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления. Кроме того, соответствующие поправки не ставили задачи разрешить и, соответственно, не затронули вопросы совмещения дат голосования при проведении выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также вопросы проведения дополнительных и повторных выборов.

В связи с этим и исходя из необходимости установления дней голосования, наиболее удобных для избирателей, а также в целях экономии бюджетных средств, выделяемых на проведение выборов, представляется необходимым уйти от практики "перманентного" проведения выборов на территории Российской Федерации. Предлагается обсудить возможность законодательного установления единой в году даты проведения выборов - третье воскресенье марта. Кроме того, в целях избежания случаев, когда выборный пост остается незамещенным неоправданно длительное время, для досрочных, повторных и дополнительных выборов можно было бы предусмотреть вторую в году дату проведения выборов - первое воскресенье октября, а в год проведения очередных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - первое воскресенье декабря.

10. Проблемы соотношения положений избирательного законодательства и законодательства о местном самоуправлении


Следует констатировать необходимость уяснения на практике способов корреляции некоторых положений федеральных законов от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

10.1. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены новые формы прямого волеизъявления граждан: голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, организация и проведение которых возложены на избирательные комиссии муниципальных образований (статья 39). Полагаем, что соответствующие институты могут быть урегулированы непосредственно законами субъектов Российской Федерации.

10.2. Одна из наиболее серьезных коллизий двух законов связана с формированием представительного органа муниципального района. Согласно пункту 2 части 4 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при избрании представительного органа муниципального района путем выборов число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятых от установленной численности депутатов. Однако при этом, исходя из границ существующих или вновь образованных муниципальных образований, не всегда можно соблюсти установленный пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принцип равенства избирательных округов по числу избирателей. В связи с тем, что принцип примерного равенства избирательных округов обеспечивает конституционный принцип равенства граждан, считаем необходимым скорректировать вышеуказанное положение Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

10.3. В части 5 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации проводят местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа избирателей муниципального образования численностью не менее 3 процентов от общей численности избирателей муниципального образования, организовавшая сбор подписей граждан и представление подписных листов в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. При этом данный порядок инициирования референдума не предусматривает требования о регистрации такой группы. Указанный порядок, по нашему мнению, должен быть скорректирован в соответствии с положениями статей 36-38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающих иные порядок и сроки реализации инициативы проведения местного референдума.

10.4. Принятие закона о местном самоуправлении влечет необходимость уточнения правового статуса избирательных комиссий муниципальных образований в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который исходит из того, что эти комиссии являются прежде всего элементами избирательной системы Российской Федерации. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" фактически рассматривает избирательные комиссии муниципальных образований как орган местного самоуправления, поместив статью 39 об избирательных комиссиях муниципальных образований в главу 6 "Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления".

В связи с этим и с учетом того, что закрепленные в настоящее время в законодательстве о выборах соответствующие нормы положительно зарекомендовали себя на практике, следует вновь проработать вопросы, связанные с участием избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в формировании избирательных комиссий муниципальных образований, а также вопросы возложения их полномочий на территориальные комиссии (и наоборот), вопросов обжалования решений избирательных комиссий муниципальных образований в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в связи с введением двухуровневой системы местного самоуправления необходимо уточнить положение избирательных комиссий муниципальных образований в системе избирательных комиссий Российской Федерации.

***

Обобщение практики применения федерального избирательного законодательства при проведении федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах показало, что в целом, применительно ко всей избирательной системе Российской Федерации, в настоящее время существует необходимость его корректировки в сравнительно небольшом объеме. В связи с этим возможно подготовить в сжатые сроки, в течение 2004 года, конкретные предложения о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы о выборах, а также, с целью реализации этих изменений и дополнений и устранения выявленных несоответствий, - в иные законодательные акты Российской Федерации.

В этот же срок могут быть реализованы и предложения, связанные с изменением порядка избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - реформой избирательной системы, применяемой на указанных выборах.

Стабилизация избирательного законодательства, внесение в него необходимых уточнений и корректировок не позднее весны 2005 года позволит уделить больше внимания совершенствованию правоприменительной практики, разработке предложений по внедрению на основе действующего законодательства в организацию избирательного процесса современных информационных технологий, а также повышению правовой культуры участников избирательного процесса, организаторов выборов.


Текст документа сверен по:
рассылка

О работе по обобщению практики проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и подготовке предложений по изменению и дополнению отдельных положений законодательства ...

Название документа: О работе по обобщению практики проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и подготовке предложений по изменению и дополнению отдельных положений законодательства ...

Номер документа: 115/868-4

Вид документа: Постановление ЦИК России

Принявший орган: ЦИК России

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 31 августа 2004

Дата начала действия: 31 августа 2004
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах