Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за второе полугодие 2003 года - I квартал 2004 года

В целях применения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ:

Статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. При этом под организациями, согласно статье 11 Кодекса, понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, все организации вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и видов деятельности при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса, признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса  установлено, что выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, не признается объектом налогообложения.

В соответствии с вышеуказанной нормой Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) только органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, и не может быть распространена на предприятия, выполняющие работы, оплачиваемые за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения гособоронзаказа.

Следует отметить, что пунктом 2 статьи 153 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Не учитываются при определении налоговой базы денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней бюджетополучателям-заказчикам на финансирование выполняемых исполнителями работ (услуг). Такие средства не облагаются налогом только в момент их зачисления на счета организаций-бюджетополучателей, являющихся заказчиками указанных работ (услуг). Выполненные исполнителями работы (оказанные услуги) за счет вышеуказанных средств подлежат налогообложению (освобождению от налогообложения) в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса. При получении исполнителями от вышеуказанных заказчиков данных денежных средств за предстоящее выполнение работ (услуг) указанные денежные средства включаются в налоговую базу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Кодекса.

Учитывая изложенное, работы по государственному оборонному заказу на 2003 год в соответствии с Федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", выполняемые соответствующими предприятиями, согласно налоговому законодательству, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (письмо МНС России от 15.05.2003 N 03-1-07/154/14-С811).

Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса к организациям  относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1038 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации.

Подпунктом 32 пункта 9 указанного Положения установлено, что Минтранс России имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы, а также подведомственные федеральные государственные учреждения, утверждать их уставы и положения.

Минтрансом России 10.04.95 утверждено Типовое положение "О государственном бассейновом управлении водных путей и судоходства".

Согласно Типовому положению, управление является государственным учреждением (некоммерческой организацией), находящимся в ведении Минтранса России.

В соответствии с вышеуказанным подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) только органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а не организациями, находящимися в их ведении.

Следовательно, положения вышеуказанной статьи Кодекса не могут быть применены в отношении услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с Федеральным законом от 07.03.2001 N 24-ФЗ организациями, находящимися в ведении Минтранса России (письмо МНС России от 12.05.2003 N 03-1-07/1427/17-С005).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Таким образом, указанная норма применяется при выполнении следующих условий: работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления; на эти органы должны быть возложены исключительные полномочия в этой сфере деятельности и обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена законодательством Российской Федерации или актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 05.12.98 N 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки.

Согласно пункту 1 Положения о государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2001 N 191, государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации (Росгосхлебинспекция) является государственным органом при Правительстве Российской Федерации, специально уполномоченным в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием семян хлебных злаков, зернобобовых и масличных культур, муки, крупы, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов, побочных продуктов переработки зерна.

Пунктом 3 статьи 9 указанного Федерального закона установлено, что данный орган обеспечивает проведение экспертизы зерна и продуктов его переработки, а также принимает решение о возможности их дальнейшего использования или уничтожения.

Вместе с тем в соответствии со статьями 5, 10 указанного Закона должностные лица Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации в пределах своей компетенции имеют право для выполнения работ по контролю за качеством зерна и продуктов его переработки привлекать аккредитованные лаборатории, а также их специалистов, определяющих качество этих товаров.

Таким образом, на основании положений вышеуказанного Закона работы по контролю за качеством зерна и продуктов его переработки не являются исключительными полномочиями Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации.

Следовательно, операции по выполнению указанных работ подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях (письмо МНС России от 02.10.2003 N 03-1-08/2891/12-АЙ739).