Принят
на двадцать втором
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 22-16
от 15 ноября 2003 года
)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

     
О регулировании лоббистской деятельности в
органах государственной власти

               

Целями настоящего Закона являются:

а) регулирование отношений, складывающихся в процессе осуществления лоббистской деятельности в органах государственной власти;

б) содействие осуществлению конституционных прав граждан на участие лично или через различные организации в управлении делами государства посредством воздействия на процесс принятия решений органами государственной власти;

в) легализация продвижения в структурах власти отраслевых, региональных, корпоративных, общественных, частных и иных групповых интересов;

г) согласование интересов различных социальных слоев общества в деятельности органов государственной власти.

Глава 1. Общие положения

     

Статья 1. Основные понятия


В настоящем Законе используются следующие понятия:

лоббистская деятельность - деятельность граждан, а также их объединений по установлению контактов с должностными лицами и депутатами органов законодательной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретных клиентов на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов, политических решений, подзаконных нормативных актов, административных решений;

лоббист - гражданин, осуществляющий за денежное (гонорар) либо иное вознаграждение лоббистскую деятельность в интересах третьих лиц, прошедший государственную регистрацию и имеющий доверенность от клиента с указанными полномочиями, а также сотрудник организации, в служебные обязанности которого входит осуществление лоббистской деятельности от имени и в интересах этого юридического лица. Лоббистом именуется только физическое лицо;

лоббистская фирма - коммерческое юридическое лицо, имеющее более одного служащего в постоянном штате. Служащие действуют в качестве лоббистов при условии, что их фирма не является их клиентом;

клиент - гражданин, коммерческие и некоммерческие юридические лица, за исключением имеющих долю государства в уставном фонде, которые нанимают лиц, занимающихся от имени данного клиента лоббистской деятельностью. При этом юридическое лицо, штатные служащие которого действуют в качестве лоббистов от его имени, является одновременно и клиентом, и работодателем данного служащего;

лоббистский контакт - устное, письменное, электронное или иное сообщение, адресованное от имени клиента должностным лицам и депутатам органов государственной власти в целях оказания влияния на законодательный процесс.

Статья 2. Правовое регулирование лоббистской деятельности


Лоббистская деятельность регулируется настоящим Законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами.

Статья 3. Предмет законодательного регулирования


Настоящий Закон распространяется на лоббистскую деятельность в отношении органов законодательной и исполнительной власти. Осуществление лоббистской деятельности в отношении судебной власти не допускается.

Под органами государственной власти понимаются органы власти, указанные в соответствующей главе (разделе) конституции (основного закона), регламентирующей организацию государственной власти.

Не могут считаться лоббистами депутаты парламента и их помощники, должностные лица органов законодательной, исполнительной и судебной власти, выборные и назначаемые должностные лица административно-территориальных единиц.

Настоящий Закон не распространяется на экспертов и консультантов, назначаемых и приглашаемых по инициативе органов государственной власти для выступления в этом органе, а также подготовки заключения по выносимому на обсуждение вопросу.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти


Полномочия органов государственной власти в области лоббистской деятельности включают в себя:

а) формирование государственной политики в области государственного регулирования лоббистской деятельности;

б) разработку проектов законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих лоббистскую деятельность;

в) осуществление контроля за исполнением законодательства, регулирующего лоббистскую деятельность.

Глава 2. Статус лоббиста

Статья 5. Права лоббиста

1. Лоббист имеет право на получение в соответствующих государственных органах любой открытой информации, а также всех поправок и предложений по интересующему его законопроекту, иному нормативному акту. Эту информацию лоббист получает в канцеляриях соответствующих органов государственной власти в качестве платной услуги. Тарифы на размножение интересующих лоббистов материалов устанавливаются министерством юстиции. Доходы от данной услуги поступают в бюджет. Отказ в предоставлении открытой информации лоббисту не допускается, за исключением случаев, когда это технически не представляется возможным. Во всех случаях отказа в получении информации он дается в письменной форме.

2. В исключительных случаях и с соблюдением всех необходимых процедур по письменному запросу лоббиста с указанием перечня интересующих его документов органом власти лоббисту может быть предоставлено право ознакомиться с интересующими его документами, не открытыми для общего пользования.

3. Лоббисту гарантируются допуск в органы исполнительной и законодательной власти, их структурные подразделения и департаменты, возможность встреч с соответствующими депутатами и должностными лицами в порядке, установленном указанными органами.

4. Лоббист вправе передавать на рассмотрение в органы государственной власти информационно-аналитические материалы, а также предложения по законопроектам, политическим и административным решениям. Отказ в рассмотрении и принятии представленных материалов не допускается.

5. Лоббист имеет право на обжалование действий должностных лиц органов в судебном порядке. Подсудность определяется по месторасположению органа, действия которого обжалуются.

Порядок предоставления указанных прав лоббистам определяется соответствующими решениями органов государственной власти, принимаемыми во исполнение настоящего Закона и вступающими в силу не позднее одного месяца с момента принятия такого решения.

Статья 6. Обязанности лоббиста


Лоббист обязан:

а) зарегистрироваться в налоговом органе по месту жительства в качестве индивидуального предпринимателя, оказывающего консультационные услуги, либо представить справку, выданную юридическим лицом-работодателем, о нахождении в штате;

б) зарегистрироваться в министерстве юстиции и получить лицензию на право занятия лоббистской деятельностью;

в) получить аккредитацию в том органе, в котором предполагается осуществлять лоббистскую деятельность;

г) в том случае, если клиентом (работодателем) лоббиста является иностранное лицо, в течение пяти дней после того, как соответствующий договор был подписан сторонами, уведомить о нем министерство юстиции и убедиться в получении данной информации;

д) представить должностному лицу, с которым вступает в лоббистский контакт, информацию о своей регистрации в министерстве юстиции, в том числе дату регистрации и номер лицензии;

е) представлять по итогам деятельности отчеты в установленном порядке.

Глава 3. Регистрация и аккредитация

Статья 7. Порядок регистрации


Государственная регистрация лоббиста состоит в получении им лицензии на право занятия лоббистской деятельностью.

Для получения лицензии лицо обращается с соответствующим заявлением в министерство юстиции.

В заявлении о себе указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество, год рождения, паспортные данные, основное место работы (если таковое имеется), образование, домашний адрес и номер телефона либо иной способ связи, законодательный интерес, если таковой уже имеется.

Юридическое лицо (лоббистская фирма) дополнительно представляет нотариально заверенные копии учредительных документов и списки граждан, являющихся сотрудниками, с указанием всех их данных, перечисленных в первом абзаце настоящей статьи. Юридическое лицо несет ответственность за достоверность представленных данных в соответствии с действующим законодательством.

Заявление гражданина рассматривается министерством юстиции в течение двадцати дней. При отсутствии ограничений лицу выдается в течение пяти дней временная лицензия (бесплатно, сроком действия один месяц), после получения которой лоббист имеет право приступить к лоббистской деятельности. В течение срока действия временной лицензии лоббист обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя не требуется в том случае, если он является сотрудником юридического лица - работодателя либо лоббистской фирмы.

По истечении срока действия временной лицензии и получения патента на занятие предпринимательской деятельностью гражданин обращается в министерство юстиции, которое, проверив в течение десяти дней заявленные лоббистом сведения, выдает гражданину постоянную лицензию, действительную в течение трех лет.

Продление лицензии осуществляется министерством юстиции в том случае, если за тридцать дней до ее истечения лоббист письменно заявил о намерении продолжить занятие лоббистской деятельностью.

В том случае, если лоббист прекращает свою деятельность до истечения срока действия лицензии, он за тридцать дней обязан уведомить об этом министерство юстиции и представить отчет о своей деятельности.

Статья 8. Иные полномочия министерства юстиции


Регистрация лоббистов, выдача им лицензий на право занятия лоббистской деятельностью, наблюдение за законностью их деятельности осуществляются министерством юстиции.

Полномочиями министерства юстиции являются:

а) разработка формы регистрационных и отчетных документов, необходимых для эффективной реализации положений настоящего Закона;

б) регистрация лоббистов и выдача им лицензий, приостановка действия выданной лицензии на срок до двух месяцев в случае обнаружения несоответствия закону действий лоббиста; лишение лоббиста лицензии в судебном порядке, равно как и лишение права занятия лоббистской деятельностью на срок до пяти лет;

в) хранение оригиналов регистрационных и отчетных документов в течение пяти лет, считая со дня получения каждого регистрационного или отчетного документа;

г) обеспечение доступа всех заинтересованных лиц, в том числе и общественности для ознакомления с регистрационными и отчетными данными лоббистов;

д) ежеквартальные систематизация и анализ информации, содержащейся в регистрационных и отчетных документах, относящихся к данному периоду, с целью составления обобщающего заключения об основных параметрах лоббистской деятельности за указанный срок;

е) оперативное информирование руководителей органов власти об имеющемся законодательном интересе со стороны иностранных лиц, с указанием каких именно. Информация о том, кто является лоббистом указанного иностранного лица, не разглашается;

ж) ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

з) ежегодное представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчета о своей деятельности по реализации настоящего Закона и предложений по его совершенствованию, если таковые будут иметь место.

Статья 9. Органы по аккредитации лоббистов


Аккредитация лоббистов производится в следующих органах государственной власти:

а) палатах законодательного органа (парламента);

б) правительстве;

в) администрации президента.

Статья 10. Правомочия органов по аккредитации лоббистов


Аккредитация лоббистов проводится в том органе государственной власти, в котором лоббист предполагает заниматься лоббистской деятельностью.

Порядок аккредитации лоббистов в соответствующих органах власти закрепляется в положении о порядке аккредитации и работы лоббистов, принимаемом каждым органом самостоятельно и зарегистрированном министерством юстиции. Положения об аккредитации принимаются в течение трех месяцев с момента вступления в силу настоящего Закона.

В положении об аккредитации устанавливаются:

а) порядок доступа лоббистов в здания и помещения соответствующего органа законодательной или исполнительной власти;

б) порядок работы лоббистов в структурных подразделениях органа власти, включая порядок установления лоббистских контактов с лицами, являющимися объектом лоббирования;

в) порядок получения открытой информации, копий материалов, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона;

г) порядок информирования аккредитующего органа о своем законодательном интересе;

д) основания отказа в аккредитации.

В обязанности аккредитующих органов входят также:

а) ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных аккредитаций;

б) обращения в министерство юстиции, судебные органы о применении юридической ответственности к лоббистам - нарушителям правил регистрации, аккредитации, представления отчетов;

в) обращения к правоохранительным органам в случаях обнаружившегося применения лоббистами противозаконных методов представления интересов клиентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»