ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ
1999/414/CFSP по отношению к России*,
(Кельн, 3-4 июня 1999 года)

________________

* OJ. 1999. L.157/1.


Европейский совет,

опираясь на Договор о Европейском Союзе, в частности на ст.13 указанного Договора, в порядке выполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Европейскими сообществами, входящими в их состав государствами-членами и Российской Федерацией, вступившего в силу 1 декабря 1997 года,

утвердил настоящую коллективную стратегию:

Часть I. Представления ЕС о партнерстве с Россией


Стабильная, демократическая, процветающая Россия как неотъемлемая часть объединенной Европы, свободной от новых разделительных линий, - залог прочного мира на континенте. Проблемы всего континента могут быть разрешены только путем еще более тесного сотрудничества между Россией и Европейским Союзом. Европейский Союз приветствует возвращение России на принадлежащее ей по праву место в семье европейских народов в духе дружбы, сотрудничества, честного согласования интересов и на основе уважения общих ценностей, составляющих общее наследие европейской цивилизации.

Европейский Союз имеет ясные стратегические цели:

стабильная, открытая, плюралистическая демократия в России, управляемая на принципах правового государства, опираясь на процветающую рыночную экономику на благо как народов России, так и Европейского Союза;

обеспечение стабильности в Европе, укрепление безопасности в мире и принятие вызовов, стоящих перед нашим континентом путем интенсификации сотрудничества с Россией.

Евросоюз сохраняет твердое намерение работать с Россией на федеральном, региональном и местном уровнях, по оказанию содействия успешному развитию процесса политической и экономической перестройки России. Европейский Союз и входящие в его состав государства предлагают России свой многогранный опыт формирования современных политических, экономических, социальных и административных структур, полностью сознавая при этом, что основную ответственность за будущее России несет сама Россия.

Исходя из этого, Европейский Совет принимает настоящую Общую стратегию в целях укрепления стратегического партнерства между Союзом и Россией на рубеже грядущего нового тысячелетия. Европейский совет признает, что будущее России является важным элементом в будущем всего континента и представляет стратегический интерес для Европейского Союза. Предложение установить более тесные связи, основанные на общих демократических ценностях, поможет России продемонстрировать свою принадлежность к Европе, откроет новые перспективы перед всеми народами континента. Расширение границ Союза будет способствовать еще большему развитию этих преимуществ и перспектив.

Настоящая Общая стратегия содержит как цели, так и средства, которые Союз предполагает использовать ради продвижения вперед по пути такого партнерства. Основой отношений между Евросоюзом и Россией остается при этом Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), ставящее своей целью содействие интеграции России в более широкую сферу сотрудничества в Европе, а также обеспечение необходимых условий для создания в будущем зоны свободной торговли между Европейским сообществом и Россией. Со своей стороны Европейский Союз и входящие в его состав государства намерены усилить координирование, согласованность и взаимодополняемость всех сторон их политики по отношению к России. Европейский Союз, Сообщество и входящие в его состав государства намерены также сотрудничать с региональными и другими организациями и внутри них, а также с разделяющими их подход партнерами в интересах достижения целей, сформулированных в настоящей Общей стратегии. Позиции государств - членов ЕС на любых важных форумах будут полностью соответствовать этой Общей стратегии. Европейский совет приглашает Россию к сотрудничеству с Евросоюзом на основе настоящей Общей стратегии на благо обеих сторон.

Основные цели


Европейский совет определил следующие основные цели.

1. Укрепление демократии, принципа правового государства и государственных учреждений в России

Обеспечение эффективности и гласности работы государственных учреждений является одной из предпосылок укрепления приверженности и доверия к демократическим принципам и к осуществлению принципа правового государства. Оно служит необходимым фундаментом экономического и социального развития. Сложившаяся в России ситуация требует применения соответствующих механизмов и средств, способных повысить эффективность работы этих учреждений и степень их ответственности.

Европейский Союз стремится оказать России поддержку в деле укрепления ее государственных учреждений, особенно исполнительных, законодательных, судебных органов и полиции в соответствии с демократическими принципами. Другая сторона рассматриваемой цели - институты, необходимые для функционирования экономики. Европейский Союз уделит особое внимание региональным и местным администрациям в пределах их компетенции. Отношения между центральными, региональными и местными органами власти будут играть важную роль в будущем Российской Федерации.

Формирование гражданского общества во всех сферах - непременная предпосылка укрепления демократии в России. Европейский Союз желает оказать содействие этому процессу, особенно путем развития прямых обменов между гражданскими общественными деятелями в России и Евросоюзе.

2. Интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство

Евросоюз и Россия обоюдно заинтересованы в придании России способности к интеграции в общеевропейское экономическое и социальное пространство. Союз уже сейчас является главным торговым партнером России, а Россия, в свою очередь, обеспечивает значительную часть потребности Союза в энергоносителях. Европейскими предприятиями осуществлены в России немалые инвестиции.

Прежде всего, необходимо создание функционирующей рыночной экономики. Нынешний кризис в России демонстрирует необходимость сосредоточения всех сил на достижении этой цели. Основные усилия при этом, разумеется, должны быть предприняты Россией в рамках широкой, заслуживающей поддержки экономической программы, одобренной МВФ. Эта программа, в частности, должна быть нацелена на решение проблем структурной перестройки предприятий, системы государственных финансов, банковской системы и стратегии развития предприятий в кризисных ситуациях ("corporate governance"). Европейский Союз готов оказать содействие в решении этих проблем.

По мнению Европейского Союза, осуществление принципа правового государства является одной из предпосылок развития рыночной экономики, сулящей новые возможности и преимущества для всех граждан России. Прогресс и будущее процветание России зависят прежде всего и главным образом от убедительной внутренней политики и управления экономикой, важнейшим условием которой является создание справедливых, "прозрачных" законодательных и правовых норм, а также необходимых для этого институтов. Ключевую роль в этом процессе сыграет привлечение внутренних и иностранных инвестиций, существенным толчком к которому послужило бы обеспечение доступа России к международным финансовым рынкам. В связи с этим Евросоюз поддержит Россию в деле разработки и принятия соответствующей экономической политики в целях укрепления доверия, необходимого для расширения масштабов внутренних и иностранных инвестиций и удовлетворения требований международных кредиторов.

Европейский Союз исполнен решимости добиться интеграции России в европейскую и мировую экономики. Поэтому он будет оказывать содействие усилиям России по удовлетворению критериям для приема в члены ВТО. В дополнение к приему в члены ВТО Евросоюз также изучит вопрос создания необходимых условий для создания в будущем между ЕС и Россией зоны свободной торговли. Постепенное сближение в соответствии с СПС законодательств и стандартов России и Европейского Союза облегчит создание единого экономического пространства.

Наконец, утверждение рыночной экономики потребует учета социальных проблем переходного периода, нужд российских граждан, особенно наиболее не защищенных категорий населения. Евросоюз готов предоставить свои знания в распоряжение России и активизировать обмены в этой области.

3. Сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами

Россия и Евросоюз стратегически заинтересованы и несут особую ответственность в деле поддержания стабильности и безопасности в Европе и в других частях мира.

Евросоюз рассматривает Россию в качестве важного партнера в достижении этой цели и полон решимости сотрудничать с ней. Он предлагает развитие стратегического партнерства в рамках системы постоянного политического диалога и диалога по проблемам безопасности с целью сближения интересов и поиска совместных ответов на проблемы безопасности на европейском континенте. Такой диалог будет способствовать укреплению единства взглядов в работе всех важнейших форумов с участием России и государств - членов ЕС, особенно ООН и ОБСЕ.

4. Общие проблемы европейского континента

Географическая близость, углубление отношений и развитие обменов между Евросоюзом и Россией приводят к росту их взаимозависимости во многих областях. Только поиск общих ответов позволит найти решения проблем, все чаще приобретающих общий характер для обеих сторон.

Евросоюз и Россия имеют общую заинтересованность в развитии энергетической политики в направлении совершенствования эксплуатации и управления ресурсами, повышения безопасности энергоресурсов в России и Европе.

Важнейшая проблема - ядерная безопасность. Союз готов в дальнейшем предоставить свои знания в распоряжение России и содействовать в этой области.

Окружающая среда - общее достояние народов России и Европейского Союза. Рациональное использование природных ресурсов, решение проблем удаления ядерных отходов, борьба с загрязнением, особенно трансграничным, атмосферы и водоемов - таковы приоритеты в этой области.

Россия и Евросоюз обоюдно заинтересованы в наращивании сотрудничества в борьбе с такими общими бедами, как организованная преступность, отмывание денег, незаконная торговля людьми и наркотиками. Предметом основной заботы остается и борьба с нелегальной иммиграцией. Союз предлагает активизировать сотрудничество в этих областях путем создания необходимых инструментов и форм взаимодействия между компетентными органами и развития обменов специалистами. Он готов также предложить свои знания, особенно в вопросах развития законодательства и создания компетентных учреждений.

Региональное сотрудничество, особенно в рамках существующих региональных организаций, служит полезной основой для налаживания практической кооперации, позволяющей находить конкретные решения этих проблем на местах.

Инструменты и средства

1. Общие положения

Общая стратегия будет проводиться в жизнь в соответствии с действующими процедурами существующих договоров. Европейский совет обращается в Совет и Комиссию в соответствии с компетенциями, определенными в статьях 3 и 13 Договора о Европейском Союзе, для обеспечения единства, последовательности и эффективности действий Союза по реализации настоящей Общей стратегии.

Европейский Союз будет работать над достижением целей настоящей Общей стратегии путем соответствующего использования всех необходимых инструментов и средств, имеющихся в распоряжении Евросоюза, Сообщества и государств - членов ЕС.

Генеральный секретарь Совета, Высокий Представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности окажет Совету содействие в осуществлении настоящей Общей стратегии в рамках возложенных на них договорами функций. В соответствии со статьями 18 и 27 Договора о Европейском Союзе к этой работе полностью подключится и Комиссия.

2. Совет, Комиссия и государства - члены ЕС

Европейский совет обращается в Совет, Комиссию и к государствам - членам ЕС:

с проверкой, с учетом их компетенции и возможностей, проводимых работ, существующих программ, инструментов и политики с целью обеспечения их согласованности с Общей стратегией; а при установлении несоответствий - с требованием внесения необходимых корректировок к ближайшему сроку следующей проверки;

с целью обеспечения полного и надлежащего использования имеющихся инструментов и средств, в частности СПС, всех соответствующих инструментов ЕС и входящих в его состав государств и программ этих государств, а также создания и актуализации с этой целью указательного перечня ресурсов Союза, Сообщества и государств - членов ЕС для проведения в жизнь настоящей Общей стратегии.

3. Координация

Государства - члены ЕС предпримут дополнительные усилия по координации своих акций по отношению к России, включая проводимые в рамках региональных и международных организаций, таких как Совет Европы, ООН, ОБСЕ и международных финансовых институтов, включая координацию деятельности с Сообществом в рамках его компетенции.

Вместе с тем, координация между государствами-членами и Комиссией должна носить тесный характер и включать регулярные консультации с их соответствующими представителями в России.

Совет, Комиссия и государства - члены ЕС будут стремиться в своей работе к повышению эффективности сотрудничества с региональными и международными организациями, к привлечению других аналогично настроенных стран к достижению целей Общей стратегии.

Европейский Союз будет обращаться к странам-кандидатам с предложениями об их присоединении к работам в рамках Общей стратегии.

4. Реализация и проверка

Европейский совет испросит у Совета:

обеспечения того, чтобы каждый новый Председательствующий представил Совету, в рамках его общей программы, план работ по реализации настоящей Общей стратегии, вытекающий из сфер действий, перечисленных в части II, и с учетом конкретных инициатив, указанных в части III;

контроля и оценки действий Союза в рамках данной стратегии и представления Европейскому совету не реже одного раза в год отчета о прогрессе в достижении ее целей;

отслеживания положения в России и активности России в деле осуществления настоящей стратегии, включая предоставление периодических отчетов главами миссий, а также формулировку оценок в их докладе Европейскому совету;

по мере необходимости, представлять рекомендации Европейскому совету по внесению изменений в части II и III настоящей стратегии.

Комиссия будет содействовать в рамках своих компетенции осуществлению вышеперечисленных функций.

5. Сотрудничество с Россией

Европейский Союз и государства - члены ЕС будут тесно взаимодействовать с Россией в деле претворения в жизнь настоящей Общей стратегии, прежде всего, на базе СПС и его институтов.

6. Особые инициативы

Евросоюз проявит также ряд особых инициатив, определенных в части III настоящей Общей стратегии и вытекающих из основных сфер сотрудничества, перечисленных в части II. При необходимости эти инициативы будут приводиться в соответствие, а не препятствовать возможным новым инициативам в ходе осуществления настоящей стратегии. Совет, Комиссия и государства - члены ЕС будут, исходя из их компетенции и возможностей, оказывать поддержку этим инициативам и активно стремиться к достижению их целей.

Часть II. Сферы деятельности


Претворяя в жизнь настоящую Общую стратегию, Европейский Союз сосредоточит усилия на следующих сферах деятельности.

1. Укрепление демократии, принципов правового государства и государственных учреждений в России

В целях развития демократии, установления государственных учреждений и установления принципов правового государства в России как предпосылок развития рыночной экономики, Евросоюз предпримет следующие усилия:

a) Укрепление принципов правового государства и государственных учреждений:

стимулирование и оказание поддержки проведению необходимых институциональных реформ в направлении создания современного, эффективного управления в системе исполнительной, законодательной власти и в судебной системе России на федеральном, региональном и местном уровнях; в частности, путем наращивания потенциала независимых судебных, государственных административных и подотчетных правоприменяющих структур с помощью содействия контактам между судебными и правоприменяющими органами государств - членов ЕС и России;

разработка программ подготовки молодых политиков и государственных служащих;

изучение, в ответ на запрос со стороны России, возможностей для оказания ЕС, в сотрудничестве с международными организациями, например ОБСЕ, содействия в эффективном проведении в 1999 и 2000 годах свободных и честных президентских выборов и выборов в Государственную Думу;

оказание поддержки усилиям России в деле выполнения ее международных обязательств в области прав человека, в том числе в рамках Совета Европы, ООН и ОБСЕ, и поощрения касающихся России совместных действий ЕС и Совета Европы в области правового государства и прав человека; оказания содействия в вопросах защиты прав человека, включая права женщин, детей и меньшинств и продвижения программ, направленных на отмену смертной казни.

b) Укрепление гражданского общества:

активизация контактов между политическими деятелями России и ЕС на федеральном, региональном и местном уровнях, включая коллективные органы всех уровней;

развитие все более тесных обменов между Россией и ЕС в области культуры и образования, углубления контактов между обществами на основе давних традиций участия России в формировании европейской цивилизации, в частности на основе пересмотра, при необходимости, активизации программ предоставления стипендий и студенческих обменов;

оказание поддержки независимым неправительственным организациям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»