МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 1994 года

     

О принципах местного самоуправления
в государствах - участниках Содружества



Рассмотрев итоги международной научно-практической конференции "Проблемы местного самоуправления в государствах - участниках СНГ" и рекомендации Постоянной комиссии МПА по правовым вопросам, Межпарламентская Ассамблея

постановляет:

1. Рекомендовать парламентам государств - участников Содружества Независимых Государств использовать провозглашенные в Декларации о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества и Европейской хартии местного самоуправления (прилагаются) принципы при решении вопросов местного самоуправления.

2. Признать необходимым образовать в составе Постоянной комиссии МПА по правовым вопросам подкомиссию по местному самоуправлению в государствах - участниках СНГ и поручить ей обобщить и подготовить к следующему пленарному заседанию материалы по вопросам местного самоуправления в государствах Содружества.

Председатель Совета Ассамблеи
В.Шумейко

     

Приложение 1

     

ДЕКЛАРАЦИЯ
о принципах местного самоуправления
в государствах - участниках Содружества



Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств, считая, что местное самоуправление является необходимым элементом демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства - участника СНГ,

признавая неотъемлемость прав граждан на самостоятельное решение местных дел через институты местного самоуправления,

осознавая необходимость совместных усилий всех государств - участников СНГ в поддержку реализации демократических принципов местного самоуправления и создания его действенных гарантий,

в целях координации деятельности законодательных органов государств - участников Содружества Независимых Государств по реализации общезначимых принципов местного самоуправления

принимает настоящую Декларацию.

Статья 1. Право на местное самоуправление


Под местным самоуправлением понимается система организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государства.

Территориальные сообщества имеют право решать все вопросы местного значения через избираемые ими органы местного самоуправления либо непосредственно. Эти права гарантируются конституциями и действующим законодательством.

     

Статья 2. Государство и местное самоуправление


Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения и подлежат государственной защите. Государство принимает меры по поддержке и развитию местного самоуправления.

Органам местного самоуправления может быть передано (делегировано) осуществление отдельных полномочий государственных органов власти и управления с одновременным наделением их достаточными ресурсами. Осуществление делегированных функций подконтрольно государству.

При подготовке и принятии решений по всем вопросам, непосредственно касающимся интересов населения, осуществляющего местное самоуправление, государственные органы проводят консультации с органами местного самоуправления.

Официальные обращения органов местного самоуправления, направляемые в государственные органы, подлежат обязательному рассмотрению по существу поставленных в них вопросов.

Государство осуществляет контроль за законностью в деятельности органов местного самоуправления и не вмешивается в деятельность этих органов, если она осуществляется в соответствии с законодательством.

Законодательством устанавливается ответственность органов местного самоуправления за принимаемые ими решения. Акты органов местного самоуправления не должны противоречить конституции и законам государства. В случае нарушения органами местного самоуправления конституции и законов их деятельность может быть прекращена. Такое прекращение производится только в установленном законом порядке.

Статья 3. Органы местного самоуправления


Органы местного самоуправления ответственны перед населением.

Собственная компетенция органов местного самоуправления устанавливается законами и должна обеспечивать возможность самостоятельного решения ими вопросов местного значения.

По согласию органов местного самоуправления допускается взаимная передача их полномочий.

Представительный орган местного самоуправления избирается населением путем свободных, всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.

Порядок взаимодействия представительных и исполнительных органов местного самоуправления устанавливается законами и уставами местного самоуправления.

     

Статья 4. Экономические основы местного
самоуправления


Законодательство о местном самоуправлении должно установить права территориальных сообществ на материально-финансовые ресурсы, достаточные для самостоятельного осуществления органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий. Территориальное сообщество следовало бы признать субъектом, осуществляющим владение, пользование, распоряжение собственностью соответствующей территории (муниципальной, коммунальной), наделить его возможностью самостоятельно и через органы местного самоуправления распоряжаться материально-финансовыми ресурсами. Органы местного самоуправления имеют право на материально-финансовые ресурсы, которые должны быть соразмерны их полномочиям, в том числе быть достаточными для обеспечения государственных социальных стандартов для населения. Государство обеспечивает соразмерность ресурсов полномочиям органов местного самоуправления, установленным законами.

Представительный орган местного самоуправления самостоятельно принимает местный бюджет. Самостоятельность местного бюджета гарантируется: государственной поддержкой развития производственной сферы путем налоговой, инвестиционной и кредитной политики, наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов; правом органов местного самоуправления определять направления использования бюджетных средств; запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета; возмещением ущерба, нанесенного государственными органами и органами местного самоуправления другого уровня; стабильностью экономического законодательства.

     

Статья 5. Ассоциации органов местного
самоуправления


Органы местного самоуправления в целях взаимопомощи, совместного решения социальных, экономических и культурных задач вправе образовывать ассоциации, в том числе и с участием органов местного самоуправления других государств.

Статья 6. Защита местного самоуправления


Невыполнение решений, принятых органами местного самоуправления либо населением путем референдумов и иных форм непосредственного народовластия, влечет ответственность в соответствии с законами.

Органы местного самоуправления в соответствии с законами вправе обращаться в суды с требованиями о защите прав местного самоуправления.

Приложение 2

     

ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(принята Советом Европы 15 октября 1985 года)

     

Преамбула


Государства - члены Совета Европы, подписавшие настоящую Хартию,

считая, что целью Совета Европы является достижение более тесного единства между его членами в целях сохранения и распространения идеалов и принципов, которые являются их общим достоянием,

считая, что одним из средств достижения этой цели является заключение соглашений в административной области,

считая, что местные сообщества представляют собой один из основных элементов любого демократического режима,

считая, что право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов, общих для всех государств - членов Совета Европы,

будучи убеждены, что наиболее непосредственным образом это право может быть реализовано именно на местном уровне,

будучи убеждены, что существование местных сообществ, облеченных реальной ответственностью, делает возможным обеспечить такое управление, которое было бы одновременно эффективным и приближенным к каждому гражданину,

сознавая тот факт, что защита и укрепление местного самоуправления в различных странах Европы представляет собой важный вклад в строительство такой Европы, которая основывалась бы на принципах демократии и децентрализации власти,

утверждая, что это предполагает существование местных сообществ, наделенных демократически созданными директивными органами и пользующихся широкой автономией в том, что касается полномочий, способов их осуществления и средств, необходимых для выполнения своей миссии, договорились о нижеследующем:

Статья 1


Стороны обязуются считать себя связанными следующими статьями таким образом и в такой степени, как это предусматривается в статье 12 настоящей Хартии.

Часть I

     

Статья 2
Конституционная и законодательная
основа местного самоуправления


Принцип местного самоуправления должен быть признан внутренним законодательством и, насколько это возможно, Конституцией.

Статья 3
Понятие местного самоуправления

     

1. Под местным самоуправлением понимается право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел.

2. Это право осуществляется советами или ассамблеями, состоящими из членов, избранных в результате свободных, тайных, равных, прямых и всеобщих выборов, и могущими иметь в своем распоряжении исполнительные органы, которые ответственны перед ними. Это положение не затрагивает право прибегать к проведению собраний граждан, референдумов или к любой другой форме прямого участия граждан во всех допустимых законом случаях.

Статья 4
Масштабы местного самоуправления

     

1. Основные полномочия местных сообществ определяются Конституцией или законом. Однако это не препятствует наделению местных сообществ полномочиями для особых целей в соответствии с законом.

2. Местные сообщества обладают в рамках закона полной свободой действий при осуществлении своей деятельности по любым вопросам, которые не исключены из их компетенции или не переданы какому-либо другому органу власти.

3. Выполнение общественных обязанностей должно в общем плане возлагаться предпочтительно на власти, которые наиболее приближены к гражданам. При возложении ответственности на какой-либо другой орган власти следует учитывать масштаб и характер задачи и требования эффективности и экономии.

4. Полномочия, предоставленные местным сообществам, должны, как правило, быть целостными и всеобъемлющими. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены другим органом власти, центральным или региональным, только в рамках закона.

5. В случае передачи полномочий центральным или региональным органом власти местные сообщества должны пользоваться, насколько это возможно, свободой адаптировать их осуществление к местным условиям.

6. В процессе планирования и принятия решений по всем вопросам, непосредственно касающимся местных сообществ, следует, по мере возможности, своевременно и соответствующим образом проводить консультации с местными сообществами.

Статья 5
Защита территориальных пределов
местных сообществ

При любом изменении местных территориальных пределов должны предварительно проводиться консультации с соответствующими местными сообществами, по возможности путем референдума, где это допускается законом.

Статья 6
Соответствие административных структур
и средств задачам местных сообществ

     

1. Без ущерба для более общих требований закона местные сообщества должны иметь возможность самостоятельно определять внутренние административные структуры, которые они намереваются создать, с целью адаптировать их к своим особым потребностям и обеспечить эффективное управление.

2. Статус персонала местных органов власти должен гарантировать прием на работу квалифицированных кадров с учетом их деловых качеств и компетентности; с этой целью он должен предусматривать адекватную профессиональную подготовку, оплату труда и перспективы карьеры.

Статья 7
Условия исполнения обязанностей
на местном уровне

     

1. Статус выборных представителей местных органов власти должен обеспечивать беспрепятственное выполнение ими своего мандата.

2. Он должен гарантировать адекватную финансовую компенсацию расходов, связанных с выполнением их мандата, а также, при необходимости, финансовую компенсацию потерянных доходов или оплату выполненной работы и соответствующее социальное обеспечение.

3. Функции и виды деятельности, не совместимые с функциями выборного представителя, могут определяться только законом или основополагающими юридическими принципами.

Статья 8
Административный контроль за
действиями местных сообществ

1. Любой административный контроль за местными сообществами может осуществляться только в форме и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом.

2. Любой административный контроль за действиями местных сообществ обычно должен преследовать только цель обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Однако административный контроль может предусматривать контроль со стороны вышестоящих властей за своевременностью выполнения задач, возложенных на местные сообщества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»