Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 августа 2003 года N 78-Г03-44

     [Об отмене решения Санкт-Петербургского городского суда от 13 мая 2003 года  и признании Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного Совета профессиональных союзов N 712/6 от 7 сентября 1987 года не противоречащими действующему законодательству]


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Манохиной Г.В., судей Соловьева В.Н. и Меркулова В.П., рассмотрела в судебном заседании от 28 августа 2003 года дело по заявлению Духонченко Дмитрия Николаевича об оспаривании ряда положений Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Ленинграде по кассационной жалобе Администрации Санкт-Петербурга и кассационному представлению прокурора на решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 мая 2003 года, которым требования заявителя были удовлетворены.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителей Администрации Санкт-Петербурга Близняк А.В. и Дэжур С.В., заявителя Духонченко Д.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда незаконным, в связи с чем подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного Совета профессиональных союзов N 712/6 от 7 сентября 1987 года утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде (далее - Правила - л.д.45-75).

Согласно данным Правилам не подлежат приему на учет по улучшению жилищных условий граждане:

"18.1. Осуществившие раздел или обмен жилой площади, а также ранее обеспеченные жилой площадью, но осуществившие перепрописку в общежития, в результате чего ухудшились жилищные условия и граждане стали нуждаться в их улучшении на основаниях, предусмотренных Правилами.

Примечание: При осуществлении указанного раздела, обмена жилой площади между членами семьи или перепрописки в общежитие право быть принятыми на учет по улучшению жилищных условий возникает у граждан по истечении 5 лет проживания на данной площади.

18.2. Осуществившие прописку родственников из других местностей или перепрописку их внутри города, в результате чего образовался недостаток жилой площади и семья стала нуждаться в улучшении жилищных условий.

Исключение составляют несовершеннолетние дети и супруги.

Супруги, которые имели жилую площадь в Ленинграде, учитываются при постановке на учет лишь в том случае, если по прежнему месту жительства после заключения брака им не могла быть выделена изолированная комната с учетом обеспечения других проживающих там лиц жилой площадью в размере 9 кв.метров на человека. При этом учитывается право на дополнительную площадь.

Примечание: Вопрос о приеме на учет по улучшению жилищных условий семей, осуществивших прописку престарелых и нетрудоспособных родителей, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, прибывших из других местностей, решается исполкомами райсоветов в отдельном исключительном случае.".

Не соглашаясь с указанными условиями Правил, Духонченко Д.Н. обратился в суд с заявлением о признании пунктов 18.1 и 18.2 Правил недействующими в силу противоречия содержащихся в них положений Конституции Российской Федерации и федеральному жилищному законодательству.

В судебном заседании он просил признать Правила в целом недействующими как противоречащие законодательству Санкт-Петербурга и нарушающие права его семьи на обеспечение жилым помещением.

Администрация Санкт-Петербурга возражала против заявленных требований Духонченко Д.Н., полагая их необоснованными и несостоятельными.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 13 мая 2003 года Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденные решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного Совета профессиональных союзов N 712/6 от 7 сентября 1987 года признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Администрация Санкт-Петербурга просит отменить указанное решение суда, полагая его постановленным необоснованно, без учета действительных обстоятельств дела и норм жилищного законодательства.

В кассационном представлении прокурора также высказывается просьба об отмене решения суда как постановленное по ошибочно сделанным выводам о соотнесении оспариваемых Правил и действующего законодательства Санкт-Петербурга.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вынесенное по данному делу решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленное Духонченко Д.Н. требование о признании Правил недействующими, суд сослался на следующие обстоятельства.

Жилищное законодательство в силу п."к" ч.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Статьи 3, 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" возлагают на органы государственной власти и управления обязанность по обеспечению прав граждан, в том числе по определению порядка и условий предоставления жилых помещений.

В силу ч.2 ст.12 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные правовые акты субъектов приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

В соответствии с п."б" ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта полномочен осуществлять законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Законодатель Санкт-Петербурга как субъекта РФ отнес установление порядка учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, к отношениям, которые должны быть урегулированы законом, а не иным нормативным актом.

16 июля 2001 года был принят Закон Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" N 572-73, согласно ч.5 ст.14 которого порядок учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и порядок оказания этого содействия устанавливаются законом Санкт-Петербурга.

И далее суд ссылается на ст.53 данного закона о том, что со дня его введения в действие законы Санкт-Петербурга и нормативные акты Санкт-Петербурга, действующие на территории Санкт-Петербурга, до приведения их в соответствие с настоящим законом Санкт-Петербурга применяются в части, ему не противоречащей.

Учитывая это, суд делает вывод: закон "О жилищной политике Санкт-Петербурга" допускает действие на территории Санкт-Петербурга только тех нормативных правовых актов и в той части, которая не противоречит ему, и это является условием продолжения их действия. Правила в целом находятся в противоречии с законом, а потому должны быть признаны недействующими.

Указанное суждение суда нельзя признать правильным по следующим основаниям.

Обоснованно ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации и нормы федерального законодательства о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, суд, тем не менее, не учел, что Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, как и Примерные правила учета граждан,... были приняты и введены в действие до вступления в силу Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 года) и принятия впоследствии субъектами Российской Федерации различных нормативно-правовых актов, регулирующих жилищные правоотношения.

Ссылка суда на то, что оспариваемые Правила учета не могут применяться в силу противоречия их положениям Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", а потому их следует признать недействующими, является несостоятельной.

Судом не учтено, что указанный закон не регулирует вопросы признания и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, не определяет круг оснований и условий этого.

Пунктом 5 ст.14 данного закона предусмотрено, что порядок учета таких граждан устанавливается законом Санкт-Петербурга.

В ходе судебного разбирательства установлено, что проект такого закона разрабатывается, но до настоящего времени он не принят.

Следовательно, оспариваемые Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г.Ленинграде не противоречат закону Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", как не противоречат и иным нормативно-правовым актам Санкт-Петербурга, а также положениям федерального законодательства.

В соответствии со статьей 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 в редакции Федерального закона от 21 апреля 1997 года N 68-ФЗ порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

После принятия Конституции РФ (1993 год) вопрос о сроке постоянного проживания как условии для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в законодательстве Российской Федерации не урегулирован.

При таких обстоятельствах постановленное по данному делу решение Санкт-Петербургского городского суда не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене.

Вместе с тем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое судебное рассмотрение, принять новое решение об отказе Духонченко Д.Н. в удовлетворении его заявления.

К такому выводу коллегия приходит, учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 мая 2003 года отменить.

Вынести по делу новое решение об отказе Духонченко Д.Н. в удовлетворении его заявления об оспаривании  Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде.

Председательствующий

Судьи




Текст документа сверен по:

рассылка