Недействующий

     

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


О жилищной политике Санкт-Петербурга

(с изменениями на 4 апреля 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 мая 2006 года на основании
Закона Санкт-Петербурга
от 5 мая 2006 года N 221-32

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Санкт-Петербурга от 18 ноября 2002 года N 535-56 (Новое в законодательстве СПб.Прил.к Вестн.законодат.собрания СПб, Спец.выпуск, 02.12.2002).

Законом Санкт-Петербурга от 11 апреля 2003 года N 129-15 (Новое в законодательстве СПб.Прил.к Вестн.законодат.собрания СПб, N 7, 17.04.2003);

Законом Санкт-Петербурга от 30 января 2004 года N 29-5 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 2004 года N 354-54) (Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. Прил.к Вестн.Законодат.собрания СПб, N 18, 22.07.04);

Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 (Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. Прил.к Вестн.Законодат.собрания СПб, N 19, 01.08.04);

Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 397-64 (Санкт-Петербургские ведомости, N 136, 27.07.2005);

Законом Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N 111-17 (Санкт-Петербургские ведомости, N 64, 13.04.2006).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе учтено:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.09.2005 N 3-285.

____________________________________________________________________

     
Принят
 Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
 4 июля 2001 года


Настоящий Закон Санкт-Петербурга определяет принципы и формы реализации конституционного права жителей Санкт-Петербурга на жилище в условиях жилищной реформы, конкретизирует установленные федеральным законодательством общие начала правового регулирования жилищных отношений при развитии различных форм собственности и видов недвижимости в жилищной сфере, а также обеспечивает защиту прав граждан в жилищной сфере Санкт-Петербурга.

Целями жилищной политики Санкт-Петербурга являются:

дальнейшее развитие различных форм улучшения жилищных условий жителей Санкт-Петербурга путем установления государственных гарантий предоставления, бесплатно или за доступную плату, малоимущим семьям жилья из государственного жилищного фонда;

создание системы государственной поддержки различных субъектов жилищных отношений, обеспечивающей реальную возможность приобретения жилья в собственность либо получения его на условиях найма;

упорядочение существующей системы льгот на получение жилья социального использования;

обеспечение эффективной защиты прав собственников жилья, а также прав всех жителей Санкт-Петербурга на проживание в жилище, отвечающем требованиям действующих стандартов качества.

Раздел I. Общие положения

     

Глава 1. Основные понятия. Право на жилище.
Обеспечение прав граждан на жилище

(с изменениями на 14 июля 2004 года)

     

Статья 1. Основные понятия


В целях настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:

1. Жилое помещение - помещение, предназначенное и пригодное для проживания и зарегистрированное или учтенное органами инвентаризационного учета в качестве жилого. Требования к благоустроенности жилого помещения устанавливаются действующим законодательством.

2. Жилищный фонд в Санкт-Петербурге - совокупность жилых домов, а также жилых помещений в других строениях, независимо от форм собственности, находящихся на территории Санкт-Петербурга. В указанный жилищный фонд не входят находящиеся в жилых домах нежилые помещения, предназначенные для торговли, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

3. Виды жилищного фонда в Санкт-Петербурге:

частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан (физических лиц), юридических лиц;

государственный жилищный фонд, включающий в себя:

государственный жилищный фонд Санкт-Петербурга - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности субъекта федерации - Санкт-Петербурга, включая жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарных предприятий или государственных учреждений Санкт-Петербурга;

государственный жилищный фонд иных субъектов права - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации, включая жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении, оперативном управлении предприятий и учреждений Российской Федерации или иных субъектов права.

Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности муниципальных образований, расположенных на территории Санкт-Петербурга;

жилищный фонд, находящийся в общей собственности (долевой) различных субъектов права;

В целях бюджетного регулирования под государственным жилищным фондом Санкт-Петербурга понимаются жилые дома, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга или в государственной собственности Санкт-Петербурга и иных собственников.

(Абзац дополнительно включен с 3 декабря 2002 года на основании закона Санкт-Петербурга от 18 ноября 2002 года N 535-56).

4. Жилищная сфера Санкт-Петербурга - область городского хозяйства Санкт-Петербурга, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

5. Недвижимость в жилищной сфере Санкт-Петербурга - недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития, жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания, сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.

6. Коммунальная квартира - квартира государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга или муниципального жилищного фонда, жилые помещения в которой заселены по отдельным договорам (социального найма, найма, аренды) двумя и более нанимателями (арендаторами), не являющимися супругами, родителями, детьми или членами семьи нанимателя.

Коммунальными квартирами признаются также квартиры, относившиеся ранее к государственному жилищному фонду Санкт-Петербурга или муниципальному жилищному фонду, отвечавшие требованиям настоящего пункта, отдельные жилые помещения в которых перешли в собственность граждан и при этом хотя бы одно изолированное жилое помещение находится в государственной или муниципальной собственности.

7. Социальная норма площади жилья - устанавливаемый законом Санкт-Петербурга размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг. Социальная норма площади жилья в Санкт-Петербурге не может быть ниже аналогичного норматива, установленного законодательством Российской Федерации.

8. Учетный норматив площади жилья - устанавливаемый законом Санкт-Петербурга размер площади жилья в расчете на одного постоянно проживающего, являющийся одним из оснований для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

9. Норма предоставления жилья - устанавливаемый законом Санкт-Петербурга размер площади жилья, используемый в качестве минимального при предоставлении жилых помещений в государственном жилищном фонде Санкт-Петербурга или муниципальном жилищном фонде.

10. Житель Санкт-Петербурга - гражданин (гражданин Российской Федерации, иного государства или лицо без гражданства), имеющий постоянным местом жительства жилое помещение жилищного фонда в Санкт-Петербурге, на основаниях, установленных статьей 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга. Для граждан Российской Федерации признание жилого помещения жилищного фонда в Санкт-Петербурге его постоянным местом жительства имеет правовыми последствиями обязанности Администрации Санкт-Петербурга по предоставлению установленных законодательством видов социального обеспечения и государственного содействия в отношении содержания жилья и содействия улучшению жилищных условий.

11. Жилищные отношения - отношения между органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, юридическими и физическими лицами по поводу:

учета семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; предоставления и использования жилых помещений в домах государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга и Российской Федерации;

пользования жилыми помещениями в домах частного жилищного фонда и жилищного фонда, находящегося в общей долевой собственности нескольких собственников (Российской Федерации, Санкт-Петербурга, муниципальных образований, юридических и физических лиц);

возникновения, перехода и прекращения права собственности на объект недвижимости в жилищной сфере Санкт-Петербурга;

управления жилищным фондом в Санкт-Петербурге; обеспечения его сохранности, воспроизводства, содержания и ремонта;

обеспечения выполнения договорных обязательств;

регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением риэлтерских услуг;

обеспечения социальной защиты граждан через предоставление адресных жилищных компенсаций;

проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга;

передачи внаем (коммерческий наем) и аренду физическим и юридическим лицам жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов;

иных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

Статья 2. Реализация конституционных прав граждан
на жилище в Санкт-Петербурге

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти Санкт-Петербурга создают благоприятные условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем его покупки или строительства в порядке, установленном федеральными законами и законами Санкт-Петербурга, без ограничения размеров либо путем заключения установленных законом договоров с собственниками жилых помещений.

Администрация Санкт-Петербурга оказывает жителям Санкт-Петербурга -гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, помощь посредством предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья, предоставления или продажи на льготных условиях государственных жилищных сертификатов, предоставления кредитным организациям гарантий Санкт-Петербурга по банковским кредитам на строительство и приобретение жилья, а также иных форм содействия, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга. Малоимущим гражданам, иным, указанным в действующем законодательстве гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в государственном жилищном фонде Санкт-Петербурга. Основания, условия и порядок предоставления жилья в этих случаях устанавливаются законом Санкт-Петербурга.

2. Органы государственной власти Санкт-Петербурга создают условия для реализации прав на жилище путем обеспечения граждан необходимым комплексом жилищно-коммунальных услуг, при условии их своевременной оплаты, а также недопущения, при распоряжении гражданином имеющимся у него жилым помещением, произвольных, не предусмотренных законодательством ограничений либо нарушения охраняемых законом прав и интересов иных лиц.

Администрация Санкт-Петербурга обеспечивает реализацию прав граждан на жилище путем создания отвечающей современным экономическим условиям системы содержания жилищного фонда, осуществления эффективного контроля и регулирования отношений в жилищной сфере Санкт-Петербурга.

Жителям Санкт-Петербурга - гражданам Российской Федерации предоставляется субсидия (дотация) для покрытия части затрат на содержание занимаемых жилых помещений. Указанная субсидия предоставляется независимо от форм собственности на жилые помещения, в пределах площади жилья и в размерах, определяемых законом Санкт-Петербурга.

Отдельным категориям граждан, при недостаточности их доходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга предоставляется компенсация по оплате жилья и коммунальных услуг.

Статья 3. Учет жилого помещения жилищного фонда в
Санкт-Петербурге в качестве места жительства гражданина

1. Жилое помещение жилищного фонда в Санкт-Петербурге учитывается в качестве места жительства гражданина по основаниям, установленным настоящим Законом Санкт-Петербурга, и в порядке, определяемом губернатором Санкт-Петербурга.

Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга систематизируют сведения о гражданах, проживающих в жилых домах или жилых помещениях жилищного фонда в Санкт-Петербурге, согласно статье 48 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 февраля 2004 года  Законом Санкт-Петербурга от 30 января 2004 года N 29-5, - см. предыдущую редакцию).     

2. Для жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, основания учета жилого помещения в качестве места постоянного жительства гражданина определяются условиями одного из следующих договоров, заключенных на срок более одного года:

договор социального найма, заключаемый бессрочно на основании решения уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 апреля 2006 года Законом Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N 111-17, - см. предыдущую редакцию).

договор найма;

договор безвозмездного пользования;

договор аренды.

3. Для жилого помещения, находящегося в частной собственности, основанием его учета в качестве места постоянного проживания гражданина является:

договор, заключенный гражданином с собственником жилого помещения на срок более одного года, дающий право пользования данным помещением (договоры найма, аренды, безвозмездного пользования, иные договоры, предусмотренные действующим законодательством);

в случае отсутствия договора с собственником жилого помещения, дающего право пользования данным помещением, - волеизъявление собственника жилого помещения, оформленное письменным уведомлением, направленным в уполномоченный орган Администрации Санкт-Петербурга, о проживании собственника и (или) членов его семьи и (или) иных лиц в данном жилом помещении.

4. Основанием учета жилого помещения в качестве места временного проживания на срок свыше 6 месяцев является:

договор, заключенный с собственником жилого помещения на срок до одного года, по которому оно передается в пользование данным гражданам;

в случае отсутствия договора с собственником жилого помещения -волеизъявление владельца (собственника, арендатора) жилого помещения или общее согласие граждан, обладающих самостоятельным правом пользования данным помещением в соответствии с долгосрочным договором найма или безвозмездного пользования, с уведомлением собственника.

Временное проживание не влечет самостоятельного права пользования жилым помещением, может быть запрещено и прекращено в соответствии с действующим законодательством.

Временное проживание не является основанием для предоставления Администрацией Санкт-Петербурга установленных законодательством видов социального обеспечения и государственного содействия в отношении содержания жилья и содействия улучшению жилищных условий.

5. Жилое помещение жилищного фонда в Санкт-Петербурге перестает признаваться постоянным местом жительства гражданина в случаях:

вселения гражданина для постоянного проживания в другое жилое помещение;

утраты гражданином права постоянного пользования данным жилым помещением;

признания гражданина безвестно отсутствующим;

смерти гражданина.

     

Статья 4. Защита прав жителей Санкт-Петербурга
в жилищной сфере

1. Органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют защиту прав и законных интересов граждан в жилищной сфере Санкт-Петербурга.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»