Принят
 на двадцатом пленарном заседании
 Межпарламентской Ассамблеи
 государств - участников СНГ
 (постановление N 20-15
 от 7 декабря 2002 года)


     

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О просветительской деятельности



Закон призван способствовать созданию в странах Содружества эффективной системы просветительских учреждений и организаций, обеспечивающих реализацию неотъемлемого права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также их права на беспрепятственное получение и распространение информации.

     

Раздел I. Общие положения

     

Статья 1. Основные понятия и их определения


Перечисленные ниже понятия используются в тексте настоящего Закона с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данного Закона:

образование - процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению;

просвещение - целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений;

непрерывное образование - пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, сориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов - социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых);

образование взрослых - составная часть системы образования, преемственно обеспечивающая обогащение знаний и умений, приобретенных до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности;

общее образование - совокупность учреждений и образовательных программ, сориентированных на систематическое обогащение знаний и умений, необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий;

неформальное образование - совокупность программ и курсов, по завершении которых у лица не появляется права заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня;

просветительская деятельность - разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности "со знанием дела");

просветительское мероприятие - совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений;

эффективность просвещения - оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям.

     

Статья 2. Основные принципы
просветительской деятельности


Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:

- признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;

- ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;

- недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;

- широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;

- автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций;

- плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;

- недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;

- государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций;

- достоверность сообщаемых сведений;

- партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;

- учет региональных и местных особенностей территории;

- учет общегосударственных интересов.

     

Статья 3. Законодательство о
просветительской деятельности


Законодательство о просветительской деятельности является правовой системой, включающей нормы общенационального, регионального и местного действия, а также подзаконные нормативные акты правомочных органов, определяющие организационные и экономические аспекты деятельности просветительских учреждений и организаций.

Оно основывается на конституции страны, нормах настоящего Закона и иных нормативных актов, а также межгосударственных договоров, ратифицированных страной.

Просветительская деятельность регулируется также уставами и другими положениями, принимаемыми самостоятельно просветительскими учреждениями и организациями.

     

Статья 4. Цели законодательства о
просветительской деятельности


Названное законодательство призвано способствовать более полной реализации права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также на свободный доступ к социальной информации, затрагивающей или могущей затронуть их экономические, политические и иные интересы.

Законодательство о просветительской деятельности формируется в целях правового обеспечения деятельности, направленной на создание единой системы непрерывного (пожизненного) образования.

Статья 5. Сфера действия законодательства о
просветительской деятельности


Действие правовых норм, устанавливаемых законодательством, распространяется на все расположенные на территории страны учреждения и организации, занимающиеся просветительской деятельностью, а также на все другие учреждения и организации, тем или иным образом причастные к названной деятельности.

Раздел II. Система просвещения

     

Статья 6. Понятие системы просвещения


Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.

В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:

- исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;

- просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;

- учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;

- государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности.

Правоотношения компонентов системы просвещения и правовые нормы, регулирующие процесс их взаимодействия, устанавливаются настоящим Законом, а также подзаконными нормативными актами, принимаемыми в его исполнение; при этом учитывается специфика видов просветительской деятельности.

Статья 7. Социальные функции
просвещения


В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:

- образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;

- информативную: расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики;

- разъяснительную: обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений;

- идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;

- агитационно-пропагандистскую: распространяет сведения о деятельности тех или иных организаций в целях привлечения новых членов;

- консультативную: распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые гражданам в повседневной жизнедеятельности.

     

Статья 8. Цели просветительской
деятельности


Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности - повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач, перечисленных в статье 9 настоящего Закона.

     

Статья 9. Приоритетные задачи
просветительской деятельности


Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:

- использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;

- своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;

- содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;

- способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;

- содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;

- формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.

     

Статья 10. Направления просветительской
деятельности


Просветительские учреждения и организации строят свою работу в соответствии с содержанием и структурой текущих и перспективных потребностей населения в научных знаниях и иных сведениях. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:

- общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения; научное, культурное, экономическое, правовое, экологическое, медицинское просвещение;

- специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам, занятым в различных отраслях оплачиваемого труда.

Раздел III. Права граждан в сфере
просвещения

     

Статья 11. Понятие права на
просвещение


Право на просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с достижениями различных отраслей культуры и свободного пользования ими, а также возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения (см. статью 6 настоящего Закона).

Право на просвещение устанавливается в соответствии со статьей 27 Всеобщей декларации прав человека и рассматривается как одно из абсолютных прав личности, устанавливаемых конституцией страны.

     

Статья 12. Всеобщность права на
просвещение


Все граждане имеют право на пользование достижениями науки и культуры, а также право на получение информации, затрагивающей их интересы, независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.

Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны.

     

Статья 13. Неотъемлемость
права на просвещение


Право граждан на просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»