МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 марта 2003 года N 114


Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепление
здоровья здоровых на 2003-2010 годы"



В целях реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить отраслевую программу "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение N 1)

2. Утвердить план мероприятий по реализации программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" (приложение N 2)

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова

Министр
Ю.Л.Шевченко

     

     

Приложение N 1
к приказу Минздрава России
от 21 марта 2003 года N 114

     
ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Охрана и укрепление здоровья здоровых
на 2003-2010 годы"

     

Паспорт отраслевой программы
"Охрана и укрепление здоровья здоровых
на 2003-2010 годы"

Наименование Программы

"Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы"

Основание для разработки Программы

Решение Коллегии Минздрава России от 20 марта 2002 года протокол N 6 "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года". Решение Коллегии Минздрава России от 25 июня 2002 года протокол N 12 "О Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации"

Заказчик Программы

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Основные разработчики Программы

Минздрав России, Российская академия медицинских наук (по согласованию),

Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Реализация стратегии организации и развития системы охраны и укрепления здоровья у здоровых и практически здоровых лиц:

- проведение реструктуризации профилактического звена системы здравоохранения, предусматривающей усиление существующих Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно-курортных учреждений, Центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и на предприятиях внедрением современных технологий превентивной медицинской помощи (оздоровления);

 - создание сети Центров здоровья в составе современных оздоровительно-реабилитационных комплексов, объединяющих потоки здоровых лиц и больных, нуждающихся в медицинской реабилитации на основе единой технологической базы восстановительной медицины и высокого качества сервисных услуг;

- разработка нормативно-правовой документации, предусматривающей создание службы охраны и укрепления здоровья здорового человека, включая все необходимые ее составляющие: структуру профильных организаций и подразделений, табель оснащения, стандарты оздоровительных услуг, ресурсное обеспечение, подготовку кадров, порядок финансирования и взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими службами и организациями системы здравоохранения;

- разработка перспективных, увеличение объема, быстрое и эффективное внедрение существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;

- укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс диагностики и комплексных оздоровительных программ с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;

- развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;

- увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и реализации здоровьесберегающих технологий путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;

- определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов;

- обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;

- развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для работы в системе охраны и укрепления здоровья здоровых;

- создание и апробация системы информационного обеспечения решения проблем охраны и укрепления здоровья здоровых;

- обеспечение развития специальных научных исследований, разработка и внедрение эффективных форм и методов рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья населения;

- формирование профессионального и социального статуса специалистов системы охраны и укрепления здоровья здоровых;

- обеспечение социальной защищенности специалистов системы охраны и укрепления здоровья здоровых;

- содействие развитию профессиональных ассоциаций и привлечение их к реформированию в области системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

Сроки реализации Программы 2003 - 2010 годы

Перечень основных разделов Программы

- нормативно-правовое обеспечение системы охраны и укрепления здоровья здоровых;

 - организация управления деятельностью в системе охраны и укрепления здоровья здоровых;

 - кадровое обеспечение системы охраны и укрепления здоровья здоровых;

- нормативно-технологическое обеспечение строительства и размещения кабинетов и центров здоровья;

- информационное обеспечение и управление Программой;

- научное обеспечение внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых

Исполнители основных мероприятий Программы

Минздрав России, Российская академия медицинских наук (по согласованию),
Российская академия наук (по согласованию),
Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, Ассоциация восстановительной медицины, ФОМС и ФСС

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- Повышение медицинской и экономической эффективности деятельности Центров и отделений медицинской профилактики, санаторно-курортных учреждений, Центров спортивной медицины и физкультурных диспансеров, поликлиник, медицинских подразделений в образовательных учреждениях и на предприятиях внедрением современных технологий превентивной медицинской помощи (оздоровления);

- создание основ системы охраны и укрепления здоровья здоровых;

- создание сети кабинетов и Центров здоровья здорового человека;

- рациональное использование бюджетных средств на профилактику болезней;

- создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей;

- повышение вероятности реализации человеком потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни;

- создание предпосылок снижения преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличения средней продолжительности и качества жизни, улучшения демографической ситуации в стране;

- удовлетворение спроса населения на доступную и своевременную медико-санитарную помощь и повышение ее эффективности и качества (экспресс-диагностика, оздоровительно-реабилитационные мероприятия).

Система организации контроля за исполнением Программы

Управление и контроль за реализацией программы осуществляются Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Основные направления и положения программы ежегодно уточняются и контролируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.

     

Состояние проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья здоровых и практически здоровых лиц является одной из приоритетных задач отечественной системы здравоохранения. В соответствии со стратегическим планом мероприятий развития отрасли, принятым в марте 2001 года на заседании расширенной коллегии Минздрава России, получает развитие принципиально новое направление деятельности - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней.

Актуальность решения этой проблемы продолжает оставаться высокой в связи с тем, что несмотря на отдельные позитивные тенденции показатели здоровья и состояния здравоохранения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные условия экономического и социального развития государства проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности, низких уровнях рождаемости, состояния здоровья матери и детей, качества питания, особенно незащищенных слоев населения, в углублении социальной дифференциации. Особую значимость профилактических программ определяет тот факт, что в последнее десятилетие прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания). После болезней системы кровообращения вторыми в структуре причин смерти стали несчастные случаи, отравления и травмы. На протяжении многих лет общие тенденции в смертности населения страны определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов. Так, по данным Государственного доклада о состоянии здоровья населения России, среди умерших в рабочих возрастах мужчины составляют около 80%. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. С каждым годом в структуре заболеваемости увеличивается общая доля невротических и психических расстройств.

Одним из эффективных путей выхода из сложившейся ситуации является увеличение потенциала здоровья здоровых лиц. И, во-вторых, возвращение здоровья больным, больным вне стадии обострения, лицам, находящимся в состоянии предболезни, за счет системы методов восстановительной медицины.

Наряду с вышеназванными потребность в системном решении проблемы, связанной с усилением мер по охране и укреплению здоровья здоровых в Российской Федерации, определяется также следующими основными обстоятельствами:

- необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;

- признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;

- высокой экономической эффективностью профилактических программ (соотношение затрат и экономии достигает 1:8);

- необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;

- необходимостью формирования культуры здоровья, широкого внедрения информативных методов самооценки и эффективных способов самооздоровления.

Под понятием "здоровье здоровых" понимается здоровье тех 5-7% от общей численности населения как у нас, так и за рубежом, которые считаются абсолютно здоровыми. И, во-вторых, это здоровье 70-75% людей, которые имеют 1-2 хронических заболевания в стадии устойчивой ремиссии.

Охрана здоровья здорового человека в Российской Федерации включает совокупность мер политического, духовного, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на оптимизацию условий для формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья, обеспечивающих снижение заболеваемости и увеличение популяции здоровых и практически здоровых людей.

В качестве наиболее оптимальной методологии охраны здоровья здоровых, в соответствии со стратегией ВОЗ, рассматривается мониторинг функциональных резервов, донозологическая диагностика на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременная коррекция функционального состояния.

Для того, чтобы прогнозировать состояние функциональных резервов, необходимо применять определенную классификацию и методические подходы. В клинической медицине с этой целью изучаются этиология и патогенез заболеваний. Когда речь идет о донозологических и преморбидных состояниях используются методологические подходы теории стресса и адаптации.

Адаптационные возможности организма (способность к уравновешиванию с окружающей средой) являются одним из фундаментальных свойств живой системы. Здоровье как определенный уровень адаптационных возможностей организма (адаптоспособность, или адаптационный потенциал) включает в себя и понятие гомеостаза, который следует рассматривать в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных систем как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в организме. На основе представлений об адаптации и гомеостазе предложен ряд классификаций уровней здоровья, одна из которых включает 4 градации: 1) удовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды. Достаточные функциональные возможности организма; 2) состояние напряжения адаптационных механизмов; 3) неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды. Снижение функциональных возможностей организма; 4) срыв адаптации (полом адаптационного механизма). Резкое снижение функциональных возможностей организма.

Представленная классификация функциональных состояний одновременно является и шкалой для измерения адаптационного потенциала (АП), который определяется не столько уровнем активности функциональных систем, сколько их функциональными резервами и степенью напряжения регуляторных систем. Степень напряжения при этом может быть охарактеризована показателями вегетативного гомеостаза, а также иммуно-биохимическими параметрами метаболизма и его регуляции.

При этом оценка функционального состояния не является самоцелью, а лишь обосновывает выбор адекватных способов его коррекции (оздоровления).

В этом отношении следует отметить, что Министерство здравоохранения Российской Федерации, РАМН уделяют большое внимание вопросам разработки новых технологий укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний. Существенно активизировались в последние годы созданные Центры и отделения медицинской профилактики. Однако приходится констатировать, что в силу ряда причин и, прежде всего, из-за низкой материально-технической оснащенности, недостаточного методического уровня, отсутствия квалифицированных кадров и системы их подготовки, реальные возможности данных организаций существенно ограничены. Не создана модель оказания превентивной медицинской помощи (оздоровления), предусмотренная стратегией ВОЗ "Здоровье для всех к 2000году" Несмотря на кажущееся изобилие самых различных способов оценки функционального состояния человека и оздоровительных технологий консенсуса ученых по унифицированным методикам донозологической диагностики и коррекции функциональных нарушений пока не достигнуто. В этом сказывается, вероятно, отсутствие единых требований к их разработке с позиций доказательной медицины, а также контрольно-разрешительного регламента Минздрава России по их внедрению в практику. Кроме того, как известно, донозологическая диагностика должна отвечать определенным медицинским, социальным и экономическим требованиям - должна быть экспрессивной, неинвазивной, фундаментально обоснованной и апробированной на достаточно широком контингенте людей.

Вместе с тем целый ряд разработок уже отвечают этим критериям. В этом плане можно отметить созданные аппаратно-программные комплексы полипараметрической донозологической диагностики (НИИ нормальной физиологии РАМН), методы оценки профессионального здоровья человека-оператора (НИИ авиационной и космической медицины МО РФ), систему оценки физического состояния человека (ассоциация "Народный спортпарк").

Опыт отдельных регионов (Татарстан, Приморский край, Владимирская, Самарская и другие области) доказал высокую эффективность разработанных в РНЦ восстановительной медицины и курортологии Минздрава России оздоровительных программ. В частности, было показано, что внедрение метода музыкальной гимнастики для беременных женщин ("Сонатал") позволяет в 2-3 раза снизить частоту осложненного течения беременности, в 4-5 раз повысить долю неосложненных родов и количество здоровых детей в возрасте до 1 года. Применение комплекса физиотерапевтических и других немедикаментозных методов профилактики у часто болеющих детей способствовало снижению числа респираторных заболеваний в 1,5-2 раза.

В основу концепции положена здоровьецентрическая модель системы здравоохранения, суть которой состоит в акценте на сохранении здоровья здорового человека.

Новизна концепции состоит в том, что, обобщая международный и отечественный опыт развития здравоохранения, она интегрирует современные подходы в использовании системного анализа, который дает огромные возможности в оценке функциональных резервов и донозологической диагностике в соответствии со стадиями развития адаптационного синдрома.

Данная концепция рассматривается как составная часть двух других, более общих концепций, разработанных ранее:

1. Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387).

2. Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 1202-р).

Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации расширяет вышеназванные, конкретизирует их в отношении поддержки и укрепления здоровья здорового человека, дает методологическую основу для внедрения в практику здравоохранения принципиально новой модели организации превентивной медицинской помощи населению.

Особенностями представляемой Концепции являются:

во-первых, внесение положения о личной ответственности человека за свое здоровье и здоровье своих близких;

во-вторых, индивидуальный подход к человеку как с точки зрения индивидуально-конституциональных особенностей, так и количественной оценки резервных возможностей организма;

в-третьих, создание условий для внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;

в-четвертых, преимущественное использование обширного арсенала оздоровительных технологий, реализация которых является ключевым звеном представляемой Концепции;

в-пятых, нацеленность на оценку и реализацию потенциала здоровья с акцентом на контроль и оптимизация адаптивных (регуляторных) возможностей человека;

в-шестых, создание мотивации и использование оздоровительных технологий в течение всей жизни человека;

и, наконец, в-седьмых, духовная составляющая, направленность на формирование культуры здоровья.

Приоритетами данной программы являются:

- доступность мероприятий по экспресс-оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;

- приоритет оздоровительных мероприятий и профилактических мер в области общественного здравоохранения;

- непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;

- ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких;

- реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;

- направленность на количественную оценку резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации человеком потенциала здоровья;

- консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;

- многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических особенностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;

- единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

Достижение приоритетов Программы осуществляется:

- нормативно-правовым обеспечением системы охраны и укрепления здоровья здоровых;

- организацией управления деятельностью в системе охраны и укрепления здоровья здоровых;

- созданием комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для системы охраны и укрепления здоровья здоровых;

- информационным, материально-техническим и научно-методическим обеспечением внедрения системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

Цель и задачи программы


Программа ставит целью реализацию стратегии организации и развития охраны и укрепления здоровья у здоровых и практически здоровых лиц.

Достижение цели Программы предполагает решение ряда задач:

- разработка и внедрение нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы для системы охраны и укрепления здоровья здоровых;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»