Недействующий

     

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ЗАКОН

О статусе народного депутата СССР

(с изменениями на 30 августа 1991 года)
________________________________________________________________
Фактически не применяется.
См. Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом СССР от 30 августа 1991 года N 2375-1.

____________________________________________________________________

     

I. Общие положения

     

Статья 1. Законодательство о статусе
народного депутата СССР


Статус народного депутата СССР определяется Конституцией СССР, Законом СССР "О статусе народных депутатов в СССР", настоящим Законом, другими законодательными актами СССР.

Статья 2. Срок полномочий народного
депутата СССР


Полномочия народного депутата СССР начинаются со дня его избрания народным депутатом СССР и заканчиваются в день избрания народного депутата СССР нового созыва либо в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона.

Народный депутат СССР, избранный в Верховный Совет СССР, сохраняет полномочия члена Верховного Совета СССР вплоть до избрания нового состава Верховного Совета СССР.

Полномочия народного депутата СССР не подлежат передаче другому лицу.

Статья 3. Депутатское удостоверение и нагрудный
знак народного депутата СССР


Народный депутат СССР в течение срока полномочий пользуется депутатским удостоверением и нагрудным знаком "Народный депутат СССР". Положения об удостоверении и нагрудном знаке народного депутата СССР, их образцы и описание утверждаются Президиумом Верховного Совета СССР.

Статья 4. Сочетание деятельности народного депутата СССР
с выполнением производственных и служебных
обязанностей


Народный депутат СССР вправе освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей на срок, необходимый ему для осуществления депутатских полномочий.

Народный депутат СССР, избранный в Верховный Совет СССР, в состав постоянной комиссии палаты или комитета Верховного Совета СССР, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по решению соответственно Верховного Совета СССР, постоянной комиссии или комитета в порядке перевода на срок, устанавливаемый этими органами.

Порядок оформления освобождения народного депутата СССР от выполнения производственных или служебных обязанностей для работы в избирательном округе, выполнения поручений Съезда народных депутатов СССР Верховного Совета СССР их органов и в других случаях определяется Верховным Советом СССР.

Статья 5. Взаимоотношения народного депутата СССР
с избирателями или избравшей его общественной
организацией


Народный депутат СССР ответствен перед избирателями либо перед избравшей его общественной организацией и им подотчетен.

Народный депутат СССР, избранный от округа, поддерживает связи с избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, коллективами других предприятий, учреждений, организаций, а также государственными и общественными органами, расположенными на территории его избирательного округа.

Народный депутат СССР, избранный от общественной организации, поддерживает связи с ее выборными органами и организациями, а также с населением, коллективами предприятий, учреждений, организаций, государственными и общественными органами по месту его жительства и работы.

Народный депутат СССР как полномочный представитель народа в высших органах государственной власти страны использует свой статус для обеспечения гарантии прав и законных интересов граждан, защиты их чести и достоинства.

Избиратели и общественные организации дают наказы своим депутатам. Народный депутат СССР добивается претворения в жизнь наказов избирателей и общественных организаций.

Народный депутат СССР, не оправдавший доверия избирателей или избравшей его общественной организации, может быть отозван в установленном законом порядке.

Статья 6. Участие народного депутата СССР
в работе нижестоящих Советов


Народный депутат СССР вправе участвовать в работе Съездов народных депутатов союзных, автономных республик, Верховных Советов союзных, автономных республик, местных Советов народных депутатов и их органов с правом совещательного голоса.

Статья 7. Право народных депутатов СССР на объединение
в депутатские группы и депутатские клубы


Народные депутаты СССР имеют право объединяться в постоянные и временные депутатские группы, депутатские клубы.

Порядок деятельности депутатских групп и их права определяются Регламентом Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, другими законодательными актами СССР, регулирующими вопросы депутатской деятельности.

Статья 8. Депутатская этика


Народный депутат СССР должен строго соблюдать нормы этики и морали. Недопустимо использование народным депутатом СССР своего статуса в ущерб интересам государства, общества, граждан.

В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата рассматривается по поручению Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР Комиссией по вопросам депутатской этики.

Статья 9. Досрочное прекращение полномочий
народного депутата СССР


Полномочия народного депутата СССР прекращаются досрочно по решению Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР, принимаемому в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата СССР, либо в связи с вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом, а также в случае утраты народным депутатом СССР гражданства СССР.

Полномочия народного депутата СССР могут быть прекращены досрочно по решению Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР, принимаемому в связи с личным заявлением депутата об отставке ввиду обстоятельств, препятствующих выполнению полномочий, либо по иным личным мотивам.

Полномочия народного депутата СССР прекращаются досрочно также вследствие отзыва его избирателями или избравшей его общественной организацией либо в связи с прекращением деятельности общественной организации, избравшей народного депутата СССР и не имеющей правопреемника.

II. Деятельность народного депутата СССР на Съезде народных
депутатов СССР, в Верховном Совете СССР и их органах

     

Статья 10. Участие народного депутата СССР в работе Съезда
народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР


На заседаниях Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР народные депутаты СССР на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают все вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией СССР к ведению Союза ССР.

Народный депутат СССР обязан присутствовать на заседаниях Съезда народных депутатов СССР, а народный депутат СССР, являющийся членом Верховного Совета СССР, - также на сессиях Верховного Совета СССР и заседаниях палаты. В случае невозможности прибыть на заседание народный депутат СССР извещает об этом Председателя палаты или Председателя Верховного Совета СССР.

Статья 11. Полномочия народного депутата СССР на заседаниях
Съезда народных депутатов СССР, сессии Верховного
Совета СССР


Народный депутат СССР пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании Съезда народных депутатов СССР, а члены Верховного Совета СССР - и на сессии Верховного Совета СССР. Народный депутат СССР, не входящий в состав Верховного Совета СССР, может участвовать в его заседаниях с правом совещательного голоса.

Народный депутат СССР вправе:

избирать и быть избранным в органы Съезда народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР и его органы;

высказывать мнение по персональному составу создаваемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР;

предлагать вопросы для рассмотрения Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР;

вносить предложения и замечания по повестке дня Съезда народных депутатов СССР и сессии Верховного Совета СССР, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

вносить предложения о заслушивании на заседании Съезда народных депутатов СССР, сессии Верховного Совета СССР отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Съезду народных депутатов СССР или Верховному Совету СССР;

ставить вопрос о доверии Правительству СССР, должностным лицам, избранным, назначенным или утвержденным Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом СССР;

вносить на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР и их органах, в других Советах народных депутатов предложения о необходимости проведения проверок исполнения законов СССР государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к ведению Союза ССР;

участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответы и давать им оценку;

выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

вносить пленарные поправки к проектам законов, постановлений, других законодательных актов;

знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию;

оглашать на заседаниях Съезда народных депутатов СССР, сессиях Верховного Совета СССР обращения граждан, имеющие общественное значение.

Народный депутат СССР, не выступивший в прениях, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому на заседании Съезда народных депутатов СССР или сессии Верховного Совета СССР вопросу.

Текст выступления включается в протокол заседания и публикуется в бюллетене Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР и его палат.

Предложения и замечания, внесенные депутатами на Съезде народных депутатов СССР, сессии Верховного Совета СССР, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии законопроектов. В случае их отклонения депутату дается соответствующей постоянной комиссией или комитетом обоснованный ответ.

Народный депутат СССР, не согласный с решением Съезда народных депутатов СССР, а член Верховного Совета СССР или их органов - с решением Верховного Совета СССР или их органов, имеет преимущественное право на изложение своего особого мнения на заседании.

Народный депутат СССР не может быть привлечен к ответственности за выраженную им позицию в выступлениях и при голосовании по рассматриваемым вопросам на заседании Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР или их органов, если не допустил действий, прямо запрещенных законом.

Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается настоящим Законом, Регламентом Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, другими законодательными актами СССР.

Статья 12. Право законодательной инициативы
народного депутата СССР


Народный депутат СССР обладает правом законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР, которое может быть реализовано в форме постановки вопроса о необходимости разработки нового закона, внесения на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР проектов новых законов СССР, проектов законов об изменениях действующих законов СССР, а также в форме предложений о внесении изменений в действующие законы СССР.

Статья 13. Депутатский запрос


Народный депутат СССР или группа народных депутатов СССР имеют право обратиться с запросом по фактам нарушения или невыполнения Конституции СССР, законов СССР, постановлений и других актов, принимаемых высшими органами государственной власти и управления СССР, а также по другим вопросам, имеющим общегосударственное значение, на заседаниях Съезда народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета СССР к Совету Министров СССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, а к Президенту СССР - на заседаниях Съезда народных депутатов СССР.

Депутатский запрос вносится в письменной форме. Народный депутат СССР или по его просьбе председательствующий на заседании Съезда народных депутатов СССР или сессии Верховного Совета СССР оглашает запрос.

Государственный орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны дать по нему официальный ответ. Письменный ответ на запрос представляется не позднее чем в трехдневный срок или иной срок, установленный Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом СССР, и оглашается на данном Съезде народных депутатов СССР или сессии Верховного Совета СССР. Народный депутат СССР вправе дать оценку ответа должностного лица на запрос. По результатам обсуждения в связи с запросом принимается постановление.

Запрос, ответ на него, постановление Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета СССР, принятое по результатам рассмотрения запроса, должны быть опубликованы.

Народный депутат СССР в соответствии с законодательством союзной республики может внести запрос к республиканским и местным органам государственной власти и управления.

Статья 14. Рассмотрение предложений и замечаний народных
депутатов СССР, внесенных на заседаниях Съезда народных
депутатов СССР, сессия Верховного Совета СССР


Предложения и замечания, высказанные народными депутатами СССР на заседаниях Съезда народных депутатов СССР, сессии Верховного Совета СССР или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советов СССР, комитетами Верховного Совета СССР или постоянными комиссиями палат либо направляются ими на рассмотрение соответствующим государственным и общественным органам и должностным лицам.

Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на заседаниях Съезда народных депутатов СССР, сессии Верховного Совета СССР, обязаны рассмотреть их не позднее чем в месячный срок и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также в Президиум Верховного Совета СССР.

Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется комитетами Верховного Совета СССР, постоянными комиссиями его палат.

Статья 15. Деятельность народного депутата
СССР в органах

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»