МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО
от 29 сентября 1999 года N 33-2957-5
____________________________________________________________________
Фактически утратили силу в связи с отменой с 9 декабря 2007 года
постановления Правительства РФ от 10 июня 1999 года N 620
на основании постановления Правительства Российской Федерации
от 26 ноября 2007 года N 804
____________________________________________________________________
1. Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время*, на территориях муниципальных образований (территориях поселений, являющихся муниципальными образованиями, районов, микрорайонов, жилых кварталов, улиц, дворов и других территорий) решениями руководителей органов местного самоуправления - начальников гражданской обороны и являются формой участия населения в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями, а также террористическими актами.
________________
* Под организациями, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время на территориях муниципальных образований, следует понимать жилищно-коммунальные и другие организации, отвечающие за содержание и эксплуатацию электро-, тепло-, газосетей бытового назначения, систем водоснабжения населения и канализационных сетей.
В своей деятельности гражданские организации гражданской обороны руководствуются Федеральными законами "О гражданской обороне" (статья 10), "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (статьи 18, 19), постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 года N 620 "О гражданских организациях гражданской обороны", иными нормативными правовыми актами, а также настоящими рекомендациями и разработанными на их основе другими документами.
2. Непосредственное руководство созданием и функционированием гражданских организаций гражданской обороны возлагается на организации, их создающие.
3. Методическое руководство созданием и функционированием гражданских организаций гражданской обороны на территориях муниципальных образований возлагается на постоянно действующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) субъектов Российской Федерации.
4. Порядок создания гражданских организаций гражданской обороны на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления на основании представления согласованных в установленном порядке предложений соответствующих территориальных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органов внутренних дел и органов ФСБ России.
5. К задачам гражданских организаций гражданской обороны можно отнести:
- проведение мероприятий, направленных на предупреждение (смягчение последствий) чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие террористических актов, при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем:
а) несения дежурства в жилых домах и на прилегающих к ним территориях с целью выявления и своевременного информирования органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления, органов внутренних дел, органов ФСБ России, жилищно-эксплуатационных предприятий и предприятий коммунального обслуживания населения о:
наличии и характере использования жилых и иных помещений в жилом секторе и т.п.;
состоянии систем тепло-, электро- и водоснабжения и т.п., выход из строя которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
выявлении взрыво- и пожароопасных объектов и предметов;
б) осуществления контроля за состоянием запорных устройств дверей чердачных, подвальных и иных нежилых помещений;
в) оказания помощи представителям органов местного самоуправления, органов внутренних дел, ФСБ, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в поддержании общественного порядка при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на контролируемой территории;
г) ведения учета жильцов с ограниченной возможностью самостоятельного передвижения, оказание им помощи при экстренной эвакуации из жилых домов и районов при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) контроля, в соответствии с правами, предоставляемыми по решению органов местного самоуправления, за использованием и состоянием подвальных, чердачных, жилых и других помещений в жилом секторе;
е) осуществления оповещения жителей муниципальных образований (в соответствии с порядком, определяемым органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления) об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
ж) участия в обучении населения действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от террористических актов, при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- участие в борьбе с пожарами;
- участие в обнаружении и обозначении районов, зданий и территорий, подвергшихся заражению, либо представляющих непосредственную опасность для населения по другим причинам;
- участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения.
6. Гражданские организации гражданской обороны организационно состоят из создаваемых при жилищно-эксплуатационных предприятиях муниципальных образований отрядов, опорных пунктов и постов гражданской обороны.
7. Посты гражданской обороны, численностью до 3 человек каждый, создаются в жилых домах (подъездах) из расчета один пост на 100 человек постоянно проживающего населения.
8. Опорные пункты гражданской обороны, численностью по 1-2 человека каждый, создаются в микрорайонах, жилых кварталах с количеством проживающего населения до 5 тысяч человек для координации деятельности постов гражданской обороны на данной территории.
9. Отряды гражданской обороны создаются при жилищно-эксплуатационных предприятиях для координации деятельности опорных пунктов и постов гражданской обороны на территории муниципальных образований. Руководство отрядами гражданской обороны возлагается на руководителей жилищно-эксплуатационных предприятий - начальников гражданской обороны. При необходимости, из числа работников жилищно-эксплуатационных предприятий могут создаваться штабы отрядов.
Начальники штабов отрядов гражданской обороны организуют работу опорных пунктов гражданской обороны на подведомственной территории и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления, органами внутренних дел и территориальными органами ФСБ России.
Схема организации управления гражданскими организациями гражданской обороны приведена в приложении.
10. Гражданские организации гражданской обороны могут функционировать в повседневном режиме и режиме повышенной готовности.
В повседневном режиме гражданские организации гражданской обороны осуществляют контрольно-предупредительные функции и периодически информируют жилищно-эксплуатационные предприятия, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления о состоянии дел на закрепленной территории.
В режиме повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов гражданские организации гражданской обороны организуют дежурство в домах, во дворах, в жилых кварталах и микрорайонах, активно привлекая к этой работе местных жителей и своевременно информируют жилищно-эксплуатационные предприятия, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления, органы внутренних дел и территориальные органы ФСБ России о предвестниках чрезвычайных ситуаций и осуществляют другие мероприятия по защите населения.
Режим работы гражданских организаций гражданской обороны определяют руководители органов местного самоуправления - начальники гражданской обороны муниципальных образований исходя из местных условий и складывающейся обстановки.
11. В состав гражданских организаций гражданской обороны могут включаться лица, постоянно проживающие на территории муниципальных образований.
12. Учет гражданских организаций гражданской обороны организуется органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления.
В отрядах гражданских организаций гражданской обороны ведется списочный учет постов и опорных пунктов гражданской обороны.
В органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления ведется количественный учет отрядов гражданских организаций гражданской обороны.
Орган местного самоуправления | ||||||||||||||||||||
Дежурный по администрации | ||||||||||||||||||||
Территориальный орган внутренних | Орган управления по делам ГО и ЧС | Территориальный орган ФСБ России | ||||||||||||||||||
дел | ||||||||||||||||||||
Дежурная часть милиции | Оперативно-дежурная служба | Дежурная служба | ||||||||||||||||||
Опорный пункт милиции | Жилищное ремонтно-экспл. предприятие | |||||||||||||||||||
Дежурный | (центр ГОГО) | |||||||||||||||||||
Оперативно-дежурная служба | ||||||||||||||||||||
(управление: 1-2 чел.)* | ||||||||||||||||||||
Опорный пункт ГО* | Опорный пункт ГО* | Опорный пункт ГО* | ||||||||||||||||||
Пост ГО | Пост ГО | Пост ГО | ||||||||||||||||||
2-3 чел. | 2-3 чел. | 2-3 чел. | ||||||||||||||||||
Пост ГО | Пост ГО | Пост ГО | ||||||||||||||||||
2-3 чел. | 2-3 чел. | 2-3 чел. | ||||||||||||||||||
Пост ГО | Пост ГО | Пост ГО | ||||||||||||||||||
2-3 чел. | 2-3 чел. | 2-3 чел. |
________________
* Комплектуются личным составом, приписанным в гражданские организации гражданской обороны на военное время.
Текст документа сверен по:
"Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций,
обусловленных террористическими акциями,
взрывами, пожарами (методическое пособие)",
М., 2001 год