В целях улучшения воспитательной работы с личным составом, повышения эффективности государственно-правового информирования, общественно-гуманитарной подготовки, организации культурного досуга сотрудников и членов их семей
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о комнате воспитательной работы учреждения (подразделения) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации согласно приложению N 1.
1.2. Методические рекомендации по оформлению наглядной агитации в комнатах воспитательной работы и служебных помещениях учреждений (подразделений) уголовно-исполнительной системы Минюста России согласно приложению N 2.
2. Начальникам территориальных органов, учреждений обеспечить создание в каждом учреждении УИС комнат воспитательной работы с личным составом (там, где они не созданы), организовать в них постоянную, целенаправленную воспитательную работу с личным составом в соответствии с утвержденным Положением.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника ГУИН Минюста России, курирующего управление по работе с личным составом.
И.о. начальника
генерал-майор
внутренней службы
К.Ш.Бахтиаров
ПОЛОЖЕНИЕ
о комнате воспитательной работы учреждения
(подразделения) уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации
1.1. Комната воспитательной работы создается в соответствии с настоящим Положением в учреждениях (подразделениях) уголовно-исполнительной системы и предназначена для государственно-правового информирования личного состава, проведения занятий по общественно-гуманитарной подготовке, лекций, бесед, встреч с представителями общественности, труда, искусства, организации культурного досуга сотрудников и членов их семей. Она является центром воспитательной, просветительной и пропагандистской работы.
1.2. Комнаты воспитательной работы активно используются для проведения собраний личного состава, культурно-досуговых мероприятий и торжественных ритуалов учреждения (подразделения) уголовно-исполнительной системы.
1.3. На базе комнаты работают общественные организации сотрудников учреждения (подразделения) уголовно-исполнительной системы (женсовет, совет наставников, совет ветеранов и другие), проводятся выставки самодеятельного творчества сотрудников и членов их семей.
1.4. Порядок работы комнаты устанавливает начальник соответствующего учреждения (подразделения) уголовно-исполнительной системы согласно требованиям приказов, указаний Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и настоящего Положения.
2.1. Постоянно действующим органом комнаты воспитательной работы является ее Совет, избираемый на общем собрании личного состава в количестве 5-7 человек сроком на два года. Состав Совета утверждается приказом начальника учреждения (подразделения) уголовно-исполнительной системы.
2.2. В Совет могут быть избраны сотрудники и члены их семей, ветераны органов уголовно-исполнительной системы, имеющие необходимые деловые качества для общественной работы и пользующиеся авторитетом среди сотрудников. На своем первом заседании Совет избирает председателя, заместителя и распределяет обязанности между избранными членами Совета.
2.3. Совет комнаты воспитательной работы оказывает содействие деятельности общественных формирований в учреждении (подразделении) уголовно-исполнительной системы, взаимодействует с ведомственными и другими культпросветучреждениями, помогает руководителю учреждения (подразделения) в организации общественных связей с творческими организациями, учреждениями культуры и искусства.
2.4. Задачами совета комнаты воспитательной работы являются:
- содействие руководителям учреждения (подразделения) уголовно-исполнительной системы в патриотическом и нравственном воспитании сотрудников, мобилизации их на успешное решение оперативно-служебных задач;
- разъяснение личному составу Конституции Российской Федерации, правовых и юридических актов, приказов и распоряжений Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации;
- пропаганда боевых и служебных традиций уголовно-исполнительной системы, воспитание у сотрудников любви к своей профессии, чувства товарищества и коллективизма;
- развитие всех видов самодеятельного творчества;
- поддержание деловых связей с творческими и другими общественными организациями;
- развитие культурно-шефской работы;
- организация культурного досуга сотрудников и членов их семей,
2.5. Совет собирается на рабочие заседания для выработки и принятия решений по текущим вопросам по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Результаты принятых решений, касающиеся личного состава учреждения (подразделения), вывешиваются для обозрения на информационном стенде. О своей деятельности Совет отчитывается на собраниях.
2.6. Свою работу Совет строит на основе планов: годового и квартального. При составлении планов учитываются задачи, решаемые личным составом учреждения (подразделения) в текущем периоде, интересы и запросы сотрудников, а также режим их труда и отдыха. Планы утверждаются заместителем начальника учреждения (подразделения) и помещаются в комнате воспитательной работы на видном месте на специальном стенде.
3.1. Комната воспитательной работы оборудуется в просторном светлом и удобном помещении учреждения (подразделения) уголовно-исполнительной системы.
3.2. В комнате воспитательной работы должны быть:
- необходимый комплект мебели для занятий личного состава;
- библиотека-передвижка, подшивки газет и журналов;
- учебные пособия, информационно-справочная литература, тематические подборки статей из газет и журналов;
- технические средства воспитания личного состава;
- музыкальные инструменты, настольные игры и другое культурно-досуговое имущество.
3.4. Тематика наглядной агитации подбирается с учетом оперативно-служебных задач, решаемых учреждением (подразделением) уголовно-исполнительной системы, местных условий и традиций.
В комнате воспитательной работы обязательно оформляются стенды (планшеты), отражающие следующую тематику:
- государственная символика (герб, флаг);
- регион дислокации учреждения уголовно-исполнительной системы;
- нормативные акты о службе в уголовно-исполнительной системе;
- Присяга и Кодекс чести рядового и начальствующего состава;
- жизнь учреждения (подразделения) уголовно-исполнительной системы;
- примеры подвигов и героизма сотрудников уголовно-исполнительной системы;
- лучшие по профессии.
Специальные выпуски стенной печати - стенгазета, боевые листки, плакаты, молнии.
3.6. Если в учреждении (подразделении) уголовно-исполнительной системы нет музея, то часть экспозиции в комнате воспитательной работы может быть посвящена его истории и традициям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по оформлению наглядной агитации в комнатах воспитательной работы
и служебных помещениях учреждений (подразделений)
уголовно-исполнительной системы Минюста России
Среди различных форм, методов и средств воспитательной работы с личным составом наглядная агитация занимает важное место.
Воздействуя специфически, эмоционально не только на разум, но и на чувства, она помогает лучше понять содержание информации, полнее уяснить задачу, стоящую перед коллективом учреждения (подразделения), каждым сотрудником.
В учреждениях (подразделениях) уголовно-исполнительной системы центром наглядной агитации является комната воспитательной работы.
Кроме того, отдельные элементы наглядной агитации могут быть размещены в других помещениях: коридорах, фойе, холлах, залах, дежурных частях и т.д.
Наглядная агитация создается в целях мобилизации личного состава уголовно-исполнительной системы на реализацию государственной политики в области борьбы с преступностью, формирование нравственно-психологических установок, ориентированных на неукоснительное соблюдение Конституции, законов Российской Федерации, верность Присяге и служебному долгу, укрепление дисциплины и законности в деятельности сотрудников, служб и подразделений.
Она призвана содействовать повышению уровня профессионализма, организации государственного и правового информирования, общественно-гуманитарной подготовки личного состава, его героико-патриотического и нравственно-эстетического воспитания.
В учреждениях (подразделениях) уголовно-исполнительной системы рекомендуется иметь оформленные наглядно (или в виде книжных стендов) материалы по следующей тематике:
Конституция Российской Федерации, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральный закон "О службе в уголовно-исполнительной системе", тексты Присяги и Кодекса чести рядового и начальствующего состава, нормативные акты ГУИН Минюста России, приказы территориальных органов УИС (в извлечении или полностью);
- новое в печатных изданиях УИС Минюста России;
- история учреждения (подразделения);
- примеры мужества, самоотверженных действий сотрудников уголовно-исполнительной системы при выполнении служебного долга;
- жизнь подразделения, передовики службы;
- зарубежный опыт деятельности ведомств, исполняющих уголовные наказания;
- новое в законодательстве о социально-правовой защите работников уголовно-исполнительной системы;
- новости культуры и искусства;
- семья и служба;
- культурно-просветительная работа и самодеятельное творчество в подразделениях ГУИН, УИН, ОИН, УЛИУ.
Тематика может дополняться в соответствии с обстановкой и актуальными событиями.
Исходя из поставленных задач, наглядная агитация должна быть информационно насыщенной, конкретной и убедительной, а оформление - выразительным, привлекательным и развивать у личного состава хороший художественно-эстетический вкус.
По содержанию наглядную агитацию в учреждении (подразделении) уголовно-исполнительной системы можно условно разделить на две части.
К первой следует отнести средства наглядности так называемого длительного действия (например, текст Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Кодекса чести, выдержки из Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе", указов Президента Российской Федерации по вопросам социально-правовой защиты, материалы по истории учреждения (подразделения) и т.д.). Ко второй части - материалы оперативного освещения (служебная, боевая, физическая и социально-гуманитарная подготовка, жизнь подразделения, новости дня и т.д.).
Если оформление первой части наглядной агитации носит более стабильный характер, то композиция и стиль оформления второй части должны быть построены так, чтобы можно было быстро, без ущерба для качества и художественного уровня менять как отдельные элементы стенда, так и всю экспозицию в целом.
Выразительность, острота наглядной агитации, эффективность ее воздействия находятся в прямой зависимости прежде всего от того, насколько глубоко продуман тематико-экспозиционный план оформления.
Он должен учитывать цель, которую ставят перед собой оформители, на что следует обратить главное внимание; специфику и особенности учреждения (подразделения), контингент личного состава (уровень образования, национальность, профессиональная направленность, запросы); площадь и конфигурацию помещения (размеры стен, высота потолка, количество окон и дверей, величина проемов и простенков); материальные возможности для создания наглядной агитации; наличие художников-оформителей, их способности. В плане определяются количество и наличие стендов, размеры каждого из них и место расположения, наличие и вид других элементов наглядной агитации (портреты, лозунги, барельефы и т.д.). На основе этого составляется эскиз оформления каждой из стен помещения учреждения (подразделения), исполненный в масштабе.
После рассмотрения и утверждения общего плана оформления составляются эскизы оформления каждого стенда. Хорошо продуманный эскиз позволит избежать ошибок в оформлении и облегчит выполнение намеченной работы.