• Текст документа
  • Статус
Действующий

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О парламентском запросе Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову
и Председателю Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации А.А.Вешнякову
"О нарушениях избирательного законодательства
при проведении выборов главы города Новороссийска
Краснодарского края"

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

постановляет:

1. Принять парламентский запрос Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову и Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.Вешнякову "О нарушениях избирательного законодательства при проведении выборов главы города Новороссийска Краснодарского края".

2. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский запрос Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову и Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.Вешнякову.

3. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский запрос в "Парламентскую газету" для официального опубликования.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.Селезнев

Москва
19 марта 2003 года
N 3742-III ГД

Парламентский запрос Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову и Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.Вешнякову "О нарушениях ...

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Генеральному прокурору
Российской Федерации
В.В.Устинову

Председателю Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешнякову

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС

О нарушениях избирательного законодательства
при проведении выборов главы
города Новороссийска Краснодарского края

Уважаемый Владимир Васильевич!
Уважаемый Александр Альбертович!

В конце ноября 2002 года в связи с досрочным прекращением полномочий главы города Новороссийска Краснодарского края В.Г.Прохоренко исполнение обязанностей главы города было возложено на В.И.Синяговского, ранее являвшегося главой администрации города Славянска-на-Кубани и Славянского района Краснодарского края.

Выборы главы города Новороссийска назначены на 23 марта 2003 года. 9 января 2003 года избирательной комиссией Краснодарского края была сформирована временная избирательная комиссия муниципального образования города Новороссийска - беспрецедентная по своей малочисленности, закрытости в работе, абсолютной зависимости от краевой избирательной комиссии и администрации Краснодарского края. При формировании комиссии не были учтены предложения о включении в ее состав представителей ряда влиятельных в Краснодарском крае политических партий и иных общественных объединений (таких, как "Единая Россия", ЛДПР, Народная партия Российской Федерации, "Отечество (Кондратенко)", "Единство (ветераны Чечни)").

Недостаточное количество членов комиссии не было компенсировано и ее качественным составом. Ни один из ее членов не имеет высшего юридического образования, хотя таково одно из требований Центральной избирательной комиссии Российской Федерации к членам временных избирательных комиссий.

Председателем временной избирательной комиссии стал А.А.Кода директор федерального государственного учреждения "Новороссийский центр стандартизации, метрологии и сертификации". По фактам его противоправных действий, совершенных по основному месту работы, было возбуждено уголовное дело, которое после назначения А.А.Коды в состав комиссии было прекращено. Однако вероятность возобновления расследования существует, что ставит А.А.Коду в зависимость от краевых органов власти и дает широкую возможность манипулирования им, а также временной избирательной комиссией.

Таким образом, сложилась ситуация, когда как избирательная комиссия, так и зарегистрированные кандидаты на должность главы города Новороссийска находятся в полной зависимости от администрации Краснодарского края, которая при помощи финансовых, организационных и информационных механизмов "проводит" избирательную кампанию В.И.Синяговского. Так, сразу же после назначения выборов в город Новороссийск прибыла большая группа должностных лиц администрации Краснодарского края: заместитель главы администрации края М.К.Ахеджак, советник главы администрации края по средствам массовой информации Г.Д.Золина, начальник управления администрации края по взаимодействию с органами местного самоуправления И.В.Токарев, его заместитель и член избирательной комиссии Краснодарского края (по совместительству) Ю.А.Бурлачко, заместитель председателя краевой избирательной комиссии И.В.Михеев и работник ее аппарата Н.Ю.Турищева. Только расходы на проживание указанных лиц в гостинице составляют более 400 тысяч рублей в месяц, расходы на оплату телефонных разговоров - 20 тысяч рублей. Кроме того, деятельность "избирательного штаба" В.И.Синяговского обеспечивает штат секретарей, водителей и помощников.

Одним из первых результатов неправомерных, по мнению депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, действий временной избирательной комиссии явилось ее решение от 13 января 2003 года об утверждении формы подписных листов, несмотря на то, что в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа должна быть утверждена законом (то есть законом Краснодарского края). Через три дня комиссия вынесла решение о заверении подписных листов печатью избирательной комиссии, которое, как полагают депутаты Государственной Думы, также противоречит названному Федеральному закону и Закону Краснодарского края от 9 декабря 1997 года N 108-КЗ "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Краснодарском крае". Позже, основываясь на необходимости соблюдения данного требования к оформлению подписных листов, временная избирательная комиссия отказала в регистрации кандидату, представившему подписные листы с оттисками печати, которые якобы не соответствовали печати комиссии.

Сама проблема "фальшивых" печатей проецируется и на оценку иных документов комиссии: избирательных бюллетеней, протоколов заседаний комиссии, протоколов об итогах голосования. В случае необходимости этот вопрос может быть поднят, и под сомнение будет поставлена законность выборов главы города.

14 января 2003 года временная избирательная комиссия принимает еще одно решение, которое представляется незаконным: о разграничении полномочий между временной и территориальными избирательными комиссиями, сформированными надлежащим образом еще до появления временной избирательной комиссии. В соответствии с указанным решением формирование участковых комиссий было безосновательно отнесено к компетенции временной избирательной комиссии, что прямо противоречит пункту 4 статьи 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Временная избирательная комиссия оказалась не в состоянии своевременно представить на рассмотрение городской Думы города Новороссийска смету и иные документы, необходимые для решения вопроса финансирования выборов.

Необходимо отметить, что временная избирательная комиссия отказала в регистрации всем кандидатам - жителям города Новороссийска. Отказ в регистрации трем кандидатам (депутату Государственной Думы С.Н.Шишкареву, предпринимателю А.И.Жирову, военному пенсионеру И.В.Заиченко) был обоснован тем, что представленные ими платежные документы якобы не позволяли установить законность формирования их избирательных фондов. Однако фактически члены временной избирательной комиссии отказались рассматривать соответствующие первичные документы, предъявленные представителями кандидатов. Показательно, что в аналогичной ситуации представленные двумя другими кандидатами (П.И.Кашириным и И.И.Нудным) документы были приняты комиссией к сведению, и кандидаты были зарегистрированы. Указанные решения комиссии обжалуются, однако были использованы все способы воспрепятствования своевременному принятию комиссией законных и обоснованных решений.

Так, зарегистрированный кандидат И.И.Нудной обжалует отказ в регистрации С.Н.Шишкареву в районный суд города Новороссийска, который запрещает рассмотрение данного вопроса в любой иной инстанции до вынесения судом окончательного решения, фактически лишая кандидата возможности обжаловать данное решение в вышестоящих избирательных комиссиях и судах. Указанное решение суда, по мнению депутатов Государственной Думы, противоречит Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", однако в течение всего периода до отмены этого решения нарушаются избирательные права кандидата, а сам кандидат фактически лишен возможности защищать свои права.

В результате избирательная кампания проводится лишь одним кандидатом - В.И.Синяговским. Два других зарегистрированных кандидата не ведут предвыборной агитации и реально не составляют никакой конкуренции В.И.Синяговскому, обеспечивая лишь формально альтернативные выборы в городе Новороссийске, препятствуя тем самым реализации иными кандидатами и избирателями своих прав. Необходимо подчеркнуть, что до настоящего времени не прекращены, а лишь приостановлены уголовные дела, возбужденные в 1996 и 2000 годах по фактам злоупотреблений В.И.Синяговским должностным положением и расхищения им бюджетных средств, что также ставит его в полную зависимость от администрации Краснодарского края.

Особую озабоченность вызывает развернувшаяся в подконтрольных краевой администрации средствах массовой информации предвыборная агитация в поддержку В.И.Синяговского и агитация против остальных кандидатов, в том числе против тех, которым было отказано в регистрации. За период с 4 января по 4 февраля 2003 года газетой "Новороссийский рабочий" было опубликовано 9 статей, посвященных "успешной" деятельности В.И.Синяговского на посту исполняющего обязанности главы города Новороссийска, стоимостью более 350 тысяч рублей (по официальным расценкам газеты на политическую рекламу), не оплаченных из избирательного фонда кандидата и не содержащих указания на фонд. Официальным средством массовой информации города Новороссийска и городской Думы является газета "Новороссийские вести". После начала избирательной кампании ее тираж увеличился в десятки раз, газета стала распространяться среди жителей бесплатно, максимально возможное количество печатной площади используется для восхваления деятельности администрации города Новороссийска под руководством В.И.Синяговского, при этом никакой информации об оплате агитационных материалов из его избирательного фонда нет. За период с 4 по 25 февраля 2003 года на каналах краевых телерадиокомпаний: закрытого акционерного общества "Новая Россия", Государственной телерадиокомпании "Кубань", Нового телевидения Кубани - показано более 60 сюжетов, посвященных В.И.Синяговскому, общей продолжительностью более 400 минут. Указанные сюжеты отвечают практически всем требованиям предвыборной агитации, но информация об оплате их из избирательного фонда кандидата отсутствует.

У депутатов Государственной Думы есть основания полагать, что оплата расходов на избирательную кампанию В.И.Синяговского осуществляется также из средств краевого бюджета. Департамент финансово-бюджетного контроля администрации Краснодарского края сначала переводит деньги на счета различных муниципальных учреждений, подчиненных управлению социальной защиты или управлению образования. Средства перечисляются на счета указанных печатных изданий по якобы заключенным договорам на оказание услуг. Фактически же таким образом осуществляется финансирование газет, размещающих агитационные материалы в поддержку В.И.Синяговского. В начале 2003 года краевым департаментом финансово-бюджетного контроля была оформлена ссуда газете "Новороссийский рабочий" в целях увеличения ее тиража и объемов указанных агитационных материалов.

Кроме того, началась психологическая операция по запугиванию избирателей. Средства массовой информации распространяют сообщения о предотвращенных террористических актах, что не может не нагнетать ситуацию в городе. В ход идет уже не только информационное оружие, но и реальная взрывчатка. Так, 17 февраля 2003 года по анонимному звонку о готовящемся на В.И.Синяговского покушении правоохранительными органами города было обнаружено бесхозное взрывное устройство, немедленно объявлена жертва, подозреваемый взят под стражу, сделаны выводы о заказчике, недвусмысленно указывающие на основного конкурента В.И.Синяговского в избирательной кампании. При всей сомнительности выдвинутой версии и отсутствии объективного и всестороннего расследования глава администрации Краснодарского края А.Н.Ткачев посвятил этому событию специальное заявление в средствах массовой информации с объявлением имени виновного, политической значимости этого события и своего вмешательства в данную ситуацию.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что для целей избирательной кампании одного из кандидатов на должность главы города Новороссийска - В.И.Синяговского привлечен мощный административный ресурс: используются помещения, занимаемые органами местного самоуправления; лица, занимающие государственные и муниципальные должности, в ходе служебных командировок проводят предвыборную агитацию; помимо средств избирательного фонда используются иные денежные средства, в том числе из бюджета Краснодарского края.

Опасность ситуации заключается в том, что в ходе избирательной кампании происходит усиление влияния на избирательный процесс органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Наметившаяся тенденция абсолютной зависимости избирательных комиссий и судов от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вызывает особую обеспокоенность в связи с предстоящими выборами в Государственную Думу, а также выборами Президента Российской Федерации. В результате может сложиться ситуация, когда депутаты Государственной Думы будущего созыва, избранные по одномандатным округам, будут представлять интересы не избирателей, а органов исполнительной власти конкретного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, как показала практика, начавшаяся реформа местного самоуправления "подвигла" криминальные структуры на проникновение в органы местного самоуправления. Таким образом, самая близкая к населению власть станет реальной властью, обеспеченной финансами, но подконтрольной криминальным элементам. Особенно ярко это проявилось при подготовке выборов главы города Новороссийска.

Депутаты Государственной Думы выражают озабоченность многочисленными нарушениями избирательного законодательства при проведении выборов главы города Новороссийска Краснодарского края. В целях обеспечения свободного демократического волеизъявления избирателей Государственная Дума обращается к Вам, уважаемый Владимир Васильевич, и к Вам, уважаемый Александр Альбертович, с просьбой провести проверку законности подготовки и проведения выборов в городе Новороссийске и оказать содействие защите прав избирателей и кандидатов на должность главы города Новороссийска Краснодарского края.


Текст документа сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"

О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову и Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.Вешнякову "О нарушениях ...

Название документа: О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову и Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.Вешнякову "О нарушениях ...

Номер документа: 3742-III ГД

Вид документа: Постановление Государственной Думы

Принявший орган: Государственная Дума

Статус: Действующий

Опубликован: Парламентская газета, N 56, 27.03.2003

Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 24.03.2003

Ведомости Федерального Собрания РФ, N 9, 21.03.2003

Дата принятия: 19 марта 2003

Дата начала действия: 19 марта 2003
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах